Преподаватель химии
Катаркольского Сельскохозяйственного
Колледжа Бурабайского района
Иманкулова Алмагуль Толегеновна.
(1 категория, педагогический стаж – 22г)
Открытый урок по органической химии.
Тема: Непредельные углеводороды. Алкены.
Цель урока: 1. Образовательная: познакомить студентов с гомологическим рядом, номенклатурой, химическими и физическими свойствами, способами получения и применения алкенов.
2. Развивающая: развивать умения давать названия соединениям по номенклатуре ИЮПАК. Развивать логическое мышление, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи.
3. Воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: разъяснение, беседа, демонстрация, самостоятельная работа
Оборудование: интерактивная доска, прибор для получения газов, раствор перманганат калия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), пробирки, спиртовка, песок.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: 2 мин
Перекличка.
Готовность аудитории к уроку.
Озвучить цель и задачи урока.
Этап актуализации опорных знаний: 15 мин
Фронтальный опрос: (слайд 4)
Какие вещества называют углеводородами?
Какие классы органических веществ относятся к углеводородам?
Маркером заполнить схему(слайд 5) на интерактивной доске .
Почему предельные углеводороды так названы?
Историческое название алканов.
Какой тип гибридизации характерен предельных углеводородов?
Что такое изомерия?
Какие вещества называются гомологами?
Общая формула алканов.
Что такое структурная формула?
Физические свойства алканов.
Чему соответствует формула радикала?
Применение алканов.
Работа у доски : Химические свойства алканов. (2 студента)
Коллективная работа: Дать название следующим формулам. (слайд 6 )
Изучение нового материала: 45 мин
— Итак изучение класса «Алкенов» мы начинаем с определения. Прочитайте определение алкенов, сравните с определением алканов. (слайд 7)
— Какова общая формула алкенов, чем она отличается от общей формулы алканов?
Пользуясь общей формулой, составьте гомологический ряд алкенов.(Взаимопроверка- поменяться тетрадями и проверить, сверяясь со слайдом 9)
— Способы получения алкенов- (слайд 10)
Промышленный способ получения:
Крекинг алканов- (слайд 11). На слайде дана подсказка, вместо названий в пропущенные места вставьте формулы.
Дегидрирование алканов- (слайд 12)
Лабораторный способ получения:
Дегидротация спиртов- (слайд 13)
Дегалогенирование – (слайд 14)
Дегидрогалогенирование – (слайд 15)
-Химические свойства:
Схема реакций присоединения- (16 слайд). На этом слайде необходимо записать формулы продукта образования в химическом уравнении.
Реакция полимеризации- (слайд 17)
Демонстрация видио- ролика «Производство полиэтилена»
Реакция окисления- (слайд 18)
Мягкое окисление взаимодействие с раствором перманганата калия(реакция Е.Е. Вагнера)- (слайд- 19)
Демонстрация опыта.
Инструкция по получению этилена.
Ход работы: 1. Поместите в пробирку 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл спирта и небольшое количество песка.
2. Закройте пробирку с газоотводной трубкой и нагрейте в пламени спиртовки.
3. Выделяющийся газ пропустите через раствор KMnO4. Обратите внимание цвета раствора.
4. Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Обратите внимание на цвет пламени.
Алкены горят светящимся пламенем.
Алкены обесцвечивают раствор перманганата калия (реакция Вагнера) качественная реакция на алкены.
Применеие (слайд 20, 21 )
Закрепление: 15 мин
Записать структурные формулы следующих соединений: пентен-1,
2 метил бутен- 1;
3,3,2 триметил гексен-1
Осуществите превращение:
C3H8—C3H6—- C3H7CI— C3H7OH
Составьте СИНКВЕЙН (слайд 21)
Подведение итогов: 3 мин
Домашнее задание (25 слайд)