Конспект урока на тему «Обнаружение органических веществ в коровьем или козьем молоке»

5








Методическая разработка

Учителя химии и биологии Серегиной Ларисы Валерьевны







Практическая работа

«Обнаружение органических веществ в коровьем или козьем молоке»



i?id=64848574-06



Данную практическую работу можно проводить с учащимися 9 класса, в конце изучения темы «Органические вещества» и в 10 классе при выполнении работы «Идентификация органических соединений».



Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

Задачи:

  1. Выявить зависимость свойств веществ от строения на основе экспериментальных и справочных данных.

  2. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез и обобщение, пространственное мышление).

  3. Самостоятельно применять полученные знания и использовать их в новых условиях.



Структура урока:

  1. Организационный момент.


  1. Подготовка классного помещения к проведению практической работы – расстановка дежурными комплектов реактивов и необходимого оборудования для проведения работы.

  2. Приветствие и организация внимания.


  1. Актуализация знаний.

  1. Проведение текущего инструктажа по технике безопасности при работе с растворами кислот и щелочей.

  2. Повторение и обобщение знаний обучающихся о качественных реакциях на основные классы органических веществ.



  1. Ход урока:

  1. Вводный инструктаж педагога:


— сообщение названия практической работы;

— разъяснение задач практической работы;

— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, реактивы, приспособления);

— ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с инструктивной картой);

— предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.


  1. Самостоятельная работа обучающихся по инструктивной карте.


— целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);


  1. Заключительный инструктаж педагога:


— анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

— разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

— составление отчета по проделанной работе и формулирование выводов.


  1. Уборка рабочих мест.


i?id=57599721-01





Инструктивная карта к практической работе по теме:

«Обнаружение органических веществ в коровьем или козьем молоке».

  1. Сформулируйте цель работы: Определить опытным путем наличие в молоке основных органических веществ (белков, жиров и углеводов).

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, пробиркодержатель.

Реактивы: 1% раствор сульфата меди (II), 10% раствор гидроксида натрия, аммиачный раствор нитрата серебра, 10% раствор соляной кислоты, молоко.

  1. Ход работы:

Работа проводится в 3 этапа:

1 этап: ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛКА

Опыт 1. Получение молочного белка.

В пробирку помещаем несколько капель 10% раствора соляной кислоты и 2мл молока. Образовавшийся белок отфильтровываем, промываем и испытываем с помощью биуретовой реакции.

Опыт 2. Проведение биуретовой реакции.

В пробирку поместить раствор полученного белка и добавить 2 мл 10% раствора гидроксида натрия и 5-6 капель 1%раствора сульфата меди (II). Содержимое пробирки перемешивают встряхиванием и оставляют при комнатной температуре на 10 минут для развития окраски.

2 этап: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕВОДОВ

Опыт 3. Качественная реакция на глюкозу.

В пробирку налить 1 мл 10% раствора гидроксида натрия и 5-6 капель 1%раствора сульфата меди (II), добавить 2 мл фильтрата из опыта 1. Образуется раствор синего цвета. Пробирку нагреть в пламени спиртовки до образования осадка и изменения синего цвета на желтый, а затем на красный.

3 этап: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИРОВ

Жиры – это вещества, относящиеся к классу сложных эфиров, и образованы из глицерина и высших органических кислот. При гидролизе мы получим исходные вещества.

Опыт 4. Гидролиз молочного жира.

Взять 2 мл молока и добавить 2 мл 10% раствор гидроксида натрия, полученную смесь нагреть. С продуктами проводим качественную реакцию.

Опыт 5. Качественная реакция на глицерин.

В пробирку налить 2 мл 10% раствора гидроксида натрия и 5-6 капель 1%раствора сульфата меди (II), добавить охлажденную смесь продуктов гидролиза. После перемешивания наблюдаем появление ярко синего окрашивания.



Результаты практической работы оформить в виде таблицы:

опыта

Что делали

Что наблюдали

Выводы

1




2




3




4




5






В конце урока сделать вывод, исходя из поставленной цели.





Свежие документы:  Урок информатики в 4 классе "Схема управления"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: