Конспект урока на тему «Общая характеристика металлов и неметаллов»


П




лан- конспект урока «Общая характеристика металлов и неметаллов»



  • Девиз урока: “Зажечь, увлечь и повести”.

  • Цели. В нетрадиционной форме обеспечить восприятие и осмысление понятий “простое вещество”, “металлы и неметаллы”; активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать “химический” стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы. Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации элементов: металлов и неметаллов; об их строении и свойствах. . Способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса.

  • Задачи.

  • Образовательные:

  • Проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной темы.

  • Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях с целью их последующего устранения.

  • Закрепить умения обращаться с химической посудой и веществами

  • Учить умению обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.

  • Развивать самостоятельность, волю, умения преодолевать трудности в учении.

  • Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

  • Развивающие:

  • Стимулировать познавательную деятельность при решении задач.

  • Развивать навыки наблюдения и делать выводы.

  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

  • Развивать у учащихся интерес к химии.

  • Обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая в ходе смотра ситуации, вызывающие удивление, интерес и так далее.

  • — Включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

  • Тип урока: обобщение знаний.

  • Вид урока: общественный смотр знаний.

  • Технология обучения

  • — проблемное обучение;

  • — информационно-коммуникативные.

  • Методы, используемые на уроке:

  • — частично-поисковый;

  • — проблемный.

  • Средства наглядности:

  • — компьютерная презентация;

  • — дидактические карточки.

  • маршрутные листы.

  • практические:

  • — Решение экспериментальных задач.

  • дедуктивные:

  • — от известного к неизвестному;

  • — от простого к сложному.

  • Виды контроля:

  • — текущий опрос;

  • — работа по карточкам;

  • — групповой контроль.

  • — взаимопроверка

  • Материалы и оборудование к уроку:

  • — мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • — интерактивная доска с загруженными Интернет-ресурсами;

  • — карточки с заданиями;

  • — экспериментальные задачи с растворами веществ:

  • — вода, цинк, р-р соляной кислоты, щелочь натрия.калия, р-р медного купороса, железный гвоздь, пробирки, горелка, р-р гидрооксида меди.

  • Подготовка к уроку: Готовятся маршрутные листы для учащихся. Класс делится на три группы, последние выбирают себе консультанта (ученика, имеющего прочные знания по предмету) для проверки и оценки команды соперников. После каждого задания ученики отмечают в маршрутном листе этапы прохождения урока и свои заработанные химоны.

  • План урока

  • 1. Вступительное слово учителя.

  • 2. Подготовка и выполнение заданий группами.

  • 3. Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов в ходе выполнения заданий маршрутного листа.

  • 4. Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала ( самостоятельная работа учащихся.)

  • 5. Домашнее задание.

  • 6. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке.Релексия своей деятельности. Подведение итогов соревнования путем подсчета количества химонов, выявление лидеров. Выставление итоговых оценок урока.

  • Этапы урока:

  • Тема урока: Металлы против неметаллов.

  • 1. Организационный момент.

  • 2 .Учащиеся класса разделяются на 3 группы.

  • Группы элементов:

  • 1 группа – металлы:

  • 2 группа – d— элементы

  • 3 группа – неметаллы:

  • Ученики рассаживаются по 3 группам.

Учитель: Ребята, в 8-9 классах мы с вами неоднократно изучали тему «Металлы и неметаллы». За это время вы накопили определенный багаж знаний по этой теме. Сегодня нам предстоит выяснить, как велик этот багаж. Для этого мы выполним ряд заданий. На вашем пути могут возникнуть трудности, но вы не забывайте, что вы — один класс, где все придут на помощь друг другу. А идти вперед Вам поможет наш девиз урока «Зажечь,увлечь и повести.».Желаю Вам ни пуха , ни пера! Вперед!

1 этап.

К доске для работы по карточкам поочередно вызываются трое учащихся из каждой группы для выполнения 1-го задания в маршрутном листе

Карточка I. С какими простыми веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций на примере кальция. Объяснить результаты.

Карточка 2. С какими простыми веществами реагируют неметаллы? Составить уравнения реакций на примере фосфора. Объяснить результаты.

Карточка 3. С какими сложными веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций взаимодействия металлов магния и железа с кислотами и солями.

  • Оценивание ведут

  • эксперты каждой группы и участники противоположных группп.: 1 правильная реакция — 1 химон

2 этап.

2 задание : Интеллектуальный блиц- конкурс- опрос «Темная лошадка»: надо ответить

на предложенные вопросы отдельно от группы с места.

  • 1) на какие две группы делятся все вещества?

  • 2) какие группы простых веществ вам известны?. Это деление условное или абсолютное?

  • 3) Где в ПСХЭ находятся металлы и неметаллы?. Что их разделяет друг от друга.? Их количество и типы ХЭ, образуемых этими элементами.

  • 4) каковы особенности строения атомов металлов?, неметаллов? Характерные валентности.

5) какова природа химической связи в металлах и неметаллах? Примеры кристаллических решеток.

6) перечислить физические свойства металлов, по каким признакам можно отличить металлы от неметаллов? Привести примеры.

7) какой металл является самым распространенным в земной коре?

8) в каком виде встречаются металлы в природе?

9) что такое сплавы, для чего их получают? Привести примеры сплавов.

10) какие свойства — окислительные или восстановительные характерны для металлов, неметаллов и почему?

  • За каждый правильный ответ — 1 химон участнику группы.

3 этап.

Называется «Экспериментально- практический» на решение задачи:

  • 1 определить тип задачи

  • 2 показать ход ее решения.

3 сверка правильности ответа при взаимопроверке учеников при работе в парах.

  • При соответствии всем трем критериям- оценка 3 химона группе.

Задача: Какая масса железа получится при восстановлении его оксидом углерода(II) из 2,32 тонны магнитного железняка, содержащего 5% примесей, еcли выход железа составляет 80% от теоретически возможного?

Учащиеся решают задачу, обмениваются тетрадями и проверяют задачу товарища по парте.

4 этап.

Учитель: К сегодняшнему уроку, в качестве домашнего задания вы приготовили сообщения о элементах Послушаем отрывки из этих сообщений: 1) содержание в земной коре, использование металлов и их сплавов в древности;3) железо;4) алюминий;

Оценивание- стиль и манера, артистичность изложения, научность, лаконичность, содержательность и значимость излагаемого материала, время. Максимальная приближенность этим критериям — 4 химона группе

5 этап.



Работа учащихся в группах, каждая из которых готовит характеристику элементов – металлов и неметаллов в сравнении друг с другом.

1-я группа учащихся — для элементов-металлов главных подгрупп I -III групп

2-я группа учащихся — для элементов-металлов побочных подгрупп

  • 3-я группа учащихся — для элементов- неметаллов

Приложение . План характеристики элементов-металлов главных подгрупп I-III гр и неметаллов

1) семейство, тип элемента(или p);

2) число электронов на последнем энергетическом уровне;

3) степень окисления в соединениях: постоянные или переменные;

4) свойства простых веществ: металлические или неметаллические;

5) свойства соединений элементов с позиций теории окислительно-восстановительных реакций;

6) характер оксидов и гидроксидов (основным, амфотерный, кислотный).

Приложение . План характеристики элементов-металлов побочных подгрупп.

1) семейство, тип элемента- d

2) число электронов на последнем энергетическом уровне;

3) число валентных электронов;

4) степени окисления в соединениях (постоянные или переменные);

5) свойства простого вещества (металлические или неметаллические);

6) свойства соединений элементов (окислительные или восстановительные);








Металлы


Металлы — это группа элементов, которые наделены определенными свойствами.


Они хорошо проводят тепло и электричество, поэтому сковородки и электропровода делаются из металла.


Кроме того, они прочные и легко могут принимать любую форму,

поэтому они используются в строительстве таких сооружений, как мосты.


Хотя разные металлы имеют много общего, они также имеют и различия, которые определяют, насколько тот или иной металл пригоден для определенных целей.


Из 116 известных на сегодняшний день элементов, 90 — металлы.


Они редко используются в чистом виде, обычно они смешаны с другими металлами или неметаллами, создавая комбинации, известные как сплавы.

















Таблица 

Свойства

Tипичный металл

Tипичный неметалл

Проводит электрический ток

Да

Нет

Проводит теплоту

 

 

Тусклый

 

 

Низкая температура плавления

 

 

Пластичность

 

 

Растягивающийся

 

 







После чего можно сделать следующие выводы:

-характерной особенностью d— элементов является то, что валентные электроны у них находятся на s-орбитали внешнего и d-орбиталях предвнешнего слоя. Напротив, у элементов-металлов главных подгрупп валентные электроны занимают только внешний энергетический уровень. Этим объясняются переменные степени окисленияd -элементов и постоянные — элементов главных подгрупп.

— строение внешнего электронного слоя атомов d-элементов примерно одинаково (1 или 2 электрона), поэтому в периоде слева направо свойства d-элементов изменяются постепенно, а в ряду и p— элементов, где количество электронов на последнем слое увеличивается с ростом порядкового номера элемента;

— атомы элементов-металлов главных и побочных подгрупп имеют небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне, поэтому и те и другие обладают металлическими свойствами;

атомы элементов-неметаллов главных подгрупп — это р- элементы, они имеют число электронов от 4- до 8 на последнем энергетическом уровне, поэтому чаще принимая, чем отдавая электроны они обладают и окислительными и восстановительными свойствами;

— таким образом, строение атомов элементов связано с их характерными свойствами.

6 этап.

Выполнение лабораторного опыта с использованием проблемного подхода под названием» Занимательные опыты», в результате которого создается проблема, выдвигается гипотеза и решается проблема. Работа выполняется группами по 3 вариантам.

1 вариант. У вас в наличии есть следующие вещества: цинк, вода, соляная кислота и гидроксид натрия, как из них можно получить гидроксид цинка? (Записать уравнения реакций).

2 вариант. Опустите железный гвоздь в раствор медного купороса и через 1-2 минуты выньте гвоздь. Объясните произошедшие явления с использованием электрохимического ряда напряжений металлов. Запишите уравнение химической реакции

3 вариант. Насыпьте в пробирку немного порошка гидроксида меди(II), закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

От каждого варианта ответы дает один учащийся, остальные добавляют и исправляют.

  • За полученный правильный результат с объяснением- 5 химонов

Учитель: Ребята, ученица вашего класса Джакалалаева Карина написала мини-сочинение по свойствам металлов, которое она назвала “Поединок железа и меди”, сейчас она прочитает нам его, а вы ответите на вопросы, которые она вам задаст в конце чтения.

7 этап.

. Итоговое тестирование. Учащимся раздаются распечатки тестов. Выберите правильное утверждение:

1. Щелочные металлы являются сильными восстановителями.

2. Оксид и гидроксид цинка обладают амфотерными свойствами.

3. Гидроксид железа(3) обладает основными свойствами.

4. Атомы элементов-металлов натрия, калия, меди, хрома имеют постоянную степень окисления в соединениях.

5. Оксиды металлов натрия и калия реагируют с водой при комнатной температуре.

6. У атома магния на последней электронной оболочке расположены три электрона.

7. Соединения хрома с большей степенью окисления проявляют кислотные свойства.

8. Активный металл алюминий предохраняет от воздействия окружающей среды защитная оксидная пленка.

9. В концентрированной серной кислоте железо пассивируется.

10. У элементов-металлов побочных подгрупп валентными могут являться электроны внешнего и предвнешнего энергетических уровней.

Учащиеся попарно обмениваются работами и сверяют их с ответами на дос



8 этап.



Химическая книга рекордов “Гиннеса” (1 балл за каждый правильный ответ)



Русский

English

1.Самый распространенный элемент на Земле?


The most common element on the Earth is …

Oxygen

2.Самый сильный металл?


The strongest metal is …

Francium

3.Самый сильный неметалл?


The strongest non-metal is …

Fluorine

4.Самый дорогой элемент?


The most expensive element is …

Californium

5.Самый легкий элемент?


The lightest element is …

Hydrogen

6.Самый тяжелый металл?


The heaviest metal is …

Osmium

7. Самый электропроводный металл?


The best conductor of electricity is …

Silver

8. Самый распространенный металл?


The most wide spread metal is …

Aluminum

9.Самый пластичный металл?


The most of malleable metal is …

Gold

10.Самый ядовитый элемент?


The most poisonous element is …

Fluorine





9 этап.



  • Рефлексия. Учащимся раздаются листки бумаги с вопросами, на которые они должны ответить.

1. Узнали ли вы что-либо новое сегодня на уроке?

2. Где в жизни можно применить то, что вы узнали?

3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Затем учащимся выдаются цветные фигурки для оценки урока в общем.

На оценку “отлично” выбирают цветную звезду на “хорошо”- зеленый квадрат, а на “удовлетворительно”- красный треугольник. Эти фигурки учащиеся сдают учителю.

Комментирование оценок за урок.

Домашнее задание: повторить материал о металлах по учебнику : параграфы4-1-4-3

























Приложение Содержание в земной коре наиболее распространенных элементов в % от массы земной коры:

элемент

Содержание в земной кор

,%

Кислород


47

кремний

28

алюминий

8.8

железо

4.65

кальций

3.6

натрий

2.64

магний

2.6

калий

2.1

На остальные элементы приходится менее 1% от массы земной коры.

Приложение Использование металлов и их сплавов в древности.

В древности и в средние века было известно только семь металлов. Это число относилось с числом известных тогда планет: Солнце-золото, Юпитер-олово, Луна-серебро, Марс-железо, Меркурий-ртуть, Сатурн-свинец, Венера-медь.

Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах земли рождаются эти металлы. Поэтому они говорили: “Семь металлов создал свет по числу семи планет”. Сплавы металлов могли изготовлять уже в 200 году нашей эры. Например, в Китае в наши дни была найдена гробница полководца Чжоу-Чжу, похороненного в 297 году нашей эры, которая состояла из очень прочного сплава-10% меди, 5% магния, 85% алюминия.

По этой причине гробница сохранилась до наших дней.

















Приложение Сообщение о железе

Железо — самый главный металл современной техники. “Железным веком” называют период в развитии человечества, наступивший в начале I тысячелетия до н.э., когда многие народы и племена Европы и Азии научились выплавлять железо из руд. Было время, когда железо ценилось дороже золота. Богачи заказывали себе украшения из железа, причем нередко в золотой оправе. По свидетельствам Гомера, победителя игр, устроенных Ахиллом, награждали куском золота и куском железа.

Железо — металл войны. Недаром алхимики обозначали его знаком бога войны Марса: щит и копье.

Большинство видов оружия изготавливается из сплавов железа

Железо — это и важнейший металл мирной техники. Это основа всех наземных и морских транспортных средств: автомобилей, железнодорожного транспорта, судов. К числу неоспоримых достоинств железа относится его дешевизна, доступность, ковкость, способность намагничиваться, возможность введения различных добавок.

И все же железо не лишено недостатков. Его главный недостаток — способность поддаваться коррозии.

Железо — жизненно важный элемент. Он входит в состав гемоглобина крови — красного пигмента эритроцитов. Гемоглобин переносит кислород к клеткам нашего тела. Именно железу кровь обязана своим красным цветом. При недостатке железа в организме развивается заболевание-анемия (малокровие).































Приложение . Сообщение об алюминии.

Впервые алюминий был получен в 1825 году датским физиком Х.К.Эрстедом.

Алюминий сразу же после его открытия привлек внимание химиков своей красотой и легкостью. Внешне похож на серебро, примерно в три раза легче железа и меди. Алюминий очень пластичен: его можно прокатать в тонкую фольгу, сделать тончайшие украшения, придать нужную форму. Вот только прочность чистого алюминия невелика, но в виде сплавов с другими металлами,

становится прочнее. Созданы сплавы алюминия с прочностью в десять раз выше, чем у стали.

Алюминий используется для изготовления проводов линий электропередач, труб для нефтяной отрасли промышленности, для производства зеркал, прожекторов, мощных отражателей.

Пластичность и нетоксичность алюминия лежит в основе получения из него упаковочных материалов для пищевых продуктов (алюминиевая фольга для обертки шоколада, банки для

напитков, крышки для йогурта и т. д.). Алюминий называют крылатым металлом, т.к. он используется в авиации и в самолетостроении. Способность порошка алюминия гореть ослепительным пламенем используется в пиротехнике — производстве бенгальских огней, салютов, фейерверков.







































Правильные утверждения: 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10.

По результатам тестирования рассчитывается коэффициент усвоения темы:

 

К=(а-в)/а×100%

а — общее число утверждений; в — число допущенных ошибок.

При К = 80-100%-оценка“5”;

При К = 65-79%-оценка “4”;

При К = 50-64%-оценка “3”;

  • При К<50%- оценка “2”.

Приложение 9. Сочинение “Поединок железа и меди”. Джакалаева К.( дополнительно)

Всю свою сознательную жизнь железо соперничало с медью, и, надо сказать, во многих случаях ей удавалось захватить первенство. Во-первых, медь старше железа на целых 2-3 тысячелетия, во-вторых, её молярная масса на 8 единиц больше, чем у железа, ещё она имеет красивый красноватый цвет, тогда как железо- серое, как мышь. По электропроводности медь тоже опередила железо и очень гордилась тем, что при сборке электрической цепи на уроках физики используют именно медные проводники. И ещё гордилась медь тем, что её применяют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Вдруг в стране химических элементов объявили турнир на первенство среди металлов по химической активности.

Медь, привыкшая во всём держать победу, сразу же засобиралась участвовать в этом турнире, хотя отлично знала, что в стране химических элементов большинство металлов активнее её.

Она начистила до блеска своё красное медное платье, надела на голову узорчатую корону-результат побед в предыдущих поединках и отправилась на турнир.

Вся площадь, в центре которой находился ринг для турниров, была заполнена химическими элементами. Они стояли группами и по одиночке. Обособленно от других держались благородные металлы и инертные газы: они стояли молча и ни с кем не разговаривали.

И вот, соревнования начались. Самыми первыми на ринг вызвали щелочные металлы, после них в борьбу вступили щелочноземельные металлы и, наконец, на ринг вызывают малоактивные металлы и металлы со средней активностью. По жребию медь должна была выступать против железа.

Когда они вышли на ринг, все зрители затаили дыхание. Это была очень эффектная пара. Медь, вся красная, в своём платье с блёстками, была похожа на зарю, а на железе был надет рыцарский костюм. Он был в нём великолепен и олицетворял собой бесстрашие и непобедимость.

С первых минут турнира медь повела себя очень хитро. Она всё время становилась так, чтобы солнечные лучи, отражаясь от её блестящего платья, падали через щели забрала в глаза железу и, таким образом, наш рыцарь был ослеплён. Но именно эта хитрость меди и подвела её. Рыцарь, ослеплённый медью, ориентировался на блеск её платья. Платье меди было для нашего рыцаря как маяк для тонущего корабля. Медленно, но верно железо вытесняло медь с ринга, пока медь ни повисла на канатах и ни запросила о пощаде. Победа досталась железу!

Медь же долго не могла смириться со своим поражением. Она даже обращалась в суд присяжных, но ей посоветовали заглянуть в электрохимический ряд напряжений металлов за разъяснением этого вопроса, и она поняла, что проиграла.

Вопрос: Что мог сказать меди электрохимический ряд напряжений металлов?

Какими уравнениями реакций это можно подтвердить?

Домашнее задание «Составить тест по пройденному материалу», параграфы №4-1-4-3












































Методическая разработка

открытого урока

по химии на тему

«Общая характеристика металлов и

неметаллов»






Класс:10»А»

Преподаватель: Жуманова В,Б.

















Шымкент 2015

Шымкент 2015Шым



Шымкент 2015



























































































































































































































































































































































































































































































Свежие документы:  Конспект урока музыки «Война и мир в музыке и изобразительном искусстве» 3 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: