Рогова Е.В.
Учитель химии и биологии
МКОУ Васильевская ООШ Воронежской области
Тема урока — лекции: Окислительно — восстановительные реакции.
Цель:
1) Привести в систему накопленные знания о типах химических реакций. Дать учащимся понятие об окислении и восстановлении, рассмотреть сущность окислительно — восстановительных реакций, их взаимосвязь;
2) выработать умение по составлению простых окислительно-восстановительных уравнений методом электронного баланса;
3) закрепить умения учащихся применять понятие «степень окисления» на практике.
Ход урока:
Организационный момент. Проверить наличие принадлежностей. Конспект лежит на каждой парте, отложить в сторону. В тетрадях записывают тему « Окислительно -восстановительные реакции».
Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических уравнений.
Задание 1. Посмотрите, подумайте и ответьте, к какому типу реакций относятся данные опыты, которые демонстрирует учитель:
A)Fe + CuCL2 ——
Б) СаСОз + НСl ——
В) Си +02 —
Г) NaOH + HC1 —
Задание 2. Рассмотрите данные уравнения реакций с точки зрения изменения степени окисления элементов (Делаем вывод о том, что собой представляют окислительно -восстановительные реакции).
Демонстрация слайда №1,2,3.
1.Формирование понятия «окисление». Процесс отдачи электронов – окисление
Na°-e——Na+ S°-4e——S+4
Mg°-2e——Mg+2 P°—5e— —P+5
2. Формирование понятия «восстановление». Процесс принятия электронов -восстановление.
С1° + е — С1 N + Зе-N—3 0°+ 2е— О-2
3. Взаимосвязь процессов окисления и восстановления.
В природе все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без окисления нет восстановления и без восстановления не может быть окисления:
Zn° + Н+Сl— — Zn+2C1—2 + Н2°
Проставляем степени окисления элементов до и после реакции, выписываем те элементы,которые изменили степень окисления:
Zn° — 2е— ~Zn+2 окисление
восстановитель
2Н+ + 2е- – Н2° восстановление
окислитель
На основании закона сохранения массы веществ и следствия из него вытекающего, число принятых электронов равно числу отданных. Для составления окислительно-восстановительных реакций пользуются методом электронного баланса.
Демонстрация слайдов 4-10
4. Объяснение повторяю еще раз.
5. Самостоятельная работа класса по конспекту (10 мин.)
Конспект.
1) Запомните! Процесс окисления — отдача электронов, а частица, отдающая электрон -восстановитель (окисляется)
Mg° — 2е— —Mg+2
К –е— — К+окисление
восстановитель
2) Процесс восстановления — принятие электронов, а частица, принимающая электрон -окислитель (восстанавливается).
О + 2е—— -О-2
С°+4е— —С-4 восстановление
окислитель
3)Окислительно- восстановительные реакции (уравнения) составляются методом электронного баланса. Запомните порядок!
Запишите схему реакции: СиО + Н2—Си + Н2О
Проставьте степени окисления элементов до и после реакции (Си+2, О-2 Н°2 Си ,Н+2 O-2
Подчеркните в уравнении элементы, изменяющие свою степень окисления.
4) Составьте отдельно схему процесса окисления — восстановления:
Си+2 + 2е—— Си восстановление
ок-ль
Н2 – 2е—— 2Н+ окисление
восст-ль
5)Найдите общее кратное для принятых и отданных электронов .(2)
Запомните! Дополнительные множители — это коэффициенты в уравнении реакции.
Самостоятельное составление уравнения реакции, руководствуясь конспектом:
Mg + N2 —Mg3N2
6 Задание на дом: п. 1-3, конспект.
Используемая литература
1 Химия 9 класс И.И. Новошинская, Н.С. Новошинский.
2. Окислительно – восстановительные реакции. Хомченко Г.П, Севастьянова К.И изд Просвещение 1985 г