Конспект урока на тему: Составление ионных уравнений.
Необходимое техническое оборудование:
проектор, экран, компьютеры с подключением к Интернет, компакт диски.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
Интернет ресурсы:
1.Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
2.Единая цифровая образовательная коллекция
https://school-collection.edu.ru/
3Лабораторная работа «Обменные реакции в растворах электролитов»
https://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah- elektrolitov.html
4.Реакции ионного обмена. Текст с иллюстрациями.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
5.Составление ионных уравнений реакции — анимация.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf
6.Тренажер «Составление ионных уравнений». https://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
Признаки реакции | Уравнения реакций | |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
| |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ | актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений |
РАЗВИВАЮЩИЕ | совершенствовать умения работать с интернет-ресурсами; применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
|
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ | создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности. |
ТИП УРОКА | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков |
ФОРМА УРОКА | практическая работа |
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ | Электролиты, ионы, катионы, анионы, ионные уравнения, условия протекания до конца. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ | Тест с использованием ИКТ |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | «Электролитическая диссоциация» стр.Подготовить презентации на темы«Электролиты и неэлектролиты», «Ионные уравнения реакции». |
Цель этапа | Содержание | Деятельность учителя | Деятельностьобучающегося | Методы,приемы | Примечания | |
1.Актуализациязнаний. | Выявление базовых знаний необходимых для практической работы.Постановка цели и задач урока. | Вопросы:1. Что такое ионы? Где и когда они образуются?2.Что такое диссоциация и каковы ее причины?3.Какие уравнения называются ионными?4.Где они протекают?5.Какие условия необходимы для протекания ионных реакций? | Включает обучающихся в работу.Ставит проблемные вопросы. | Включаются в работу, формируют цель урока, отвечают на вопросы. | Словесная фронтальная беседа. ИКТ. | Если обучающиеся не отвечают, на вопросы демонстрирует слайды с ответами. |
2.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Реакции ионого обмена https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm Составление ионных уравнений. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf | Систематизировать знания:1.Основные положения ТЭД2.Диссоциация кислот, солей , оснований3.Правила оставления ионных уравнений реакции.4. Условия протекания ионных реакций . | Основные положения ТЭД.Алгоритм составления ионных уравнений.Диссоциация кислот, солей, оснований. | Демонстрирует презентацию Демонстрирует видеофрагменты. | Работают по алгоритму. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей | Использование ИКТ. | |
3. Усвоение образца комплексного применения знаний, умений и навыков. Работа с тренажером ЭЦОР «Составление ионных уравнений реакции» https://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.htmlВыберите пары веществ между которыми происходит реакцияhttps://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc8-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_03.swfЗапись ионных уравнений реакцииhttps://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf | Научиться составлять ионные уравнения с помощью тренажера. | Тренажер включает в себя4 задания, где необходимо ввести полные ионные и сокращённые ионные уравнения реакций, которые соответствуют предлагаемым молекулярным уравнениям, с клавиатуры в активное поле ввода. | Разбирает правила,показывает с помощью мультимедиаРаботает вместе с учениками и демонстрирует все на экране с помощью видеопроектора. | Работают с тренажером | Самостоятельная работа, ИКТ. | Один студент сидит за столом преподавателя и демонстрирует все на экран с помощью проектора |
4. Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условияхЛабораторная работа«Обменные реакции в растворах электролитов» https://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah-elektrolitov.html
| Провести лабораторные опыты и самостоятельно записать полные и сокращенные ионные уравнения,сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений. | Модуль включает необходимые модели приборов и веществ, для проведения реакций, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается провести реакции ионного обмена между растворами электролитов, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений реакций и выводов. | Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы.Беседует с учащимися о результатах ихработы | Выполняют лабораторную работу по парам, помогают друг другу. | Самостоятельная работа. ИКТ. | |
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. | Закрепить знания, полученные при работе в классе.Проверить усвоенные знания с помощью заданий:1 Растворы, реагирующие с раствором карбоната натрия с выделением газа https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58fd8f03-d8da-f5cf-e5da-a50cbfea3752/00120068295185268.htm2 Растворы, реагирующие с раствором нитрата свинца с образованием осадкаhttps://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2221239-7898-50ac-4416-8c244179eaea/00120068291615246.htm3 Запись ионных уравнений реакцииhttps://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf | С раствором карбоната натрия реагируют с выделением газа растворы хромовой кислоты, нитрата алюминия, нитрата бария, хлороводорода,сульфата железа(II),гидросульфата калияответ (все, кроме нитрата бария и хлорида железа)С раствором нитрата свинца реагирует с образованием осадка растворы:Нитрата бария, сульфата калия, карбоната натрия, нитрата цинка, сульфида калия, сульфата меди(II)Составьте уравнение реакции в ионном виде H2SO4+KOH→K2SO4+H2O | Раздает справочные материалы для выполнения теста.контролирует выполнение тестового задания. | Выполняют задания . Контролируют полученные знания.Получают информацию о реальных результатах обучения. | Словесный.ИКТ | Если студент не справился с работой, получает задания на дом и отрабатывает , сдает работу на дополнительных занятиях. |
6.Подведение итогов. | Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работыМобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в парах | | Беседует с учащимися о результатах ихРаботыПредоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы | Делают выводы о степени успешности своей работы на уроке.Объявляют свои оценки за тест. | Словесный.Рефлексивный.ИКТ. | |
Домашняя работа | Для всех учеников: изучить тему «Электролитическая диссоциация» стр.Подготовить презентации на темы «Электролиты и неэлектролиты». «Электролитическая диссоциация», доклад по теме пройденного урока. | | | Записывают домашнее задание | | |