Конспект урока на тему «Свойства льда»

Государственное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №264

г.Москвы















Конспект урока на тему

«Свойства льда»

(опыты)










подготовила

воспитатель Шакурова

Валентина Павловна









2011 год


Программное содержание:


— Побуждать детей устанавливать причинно — следственные связи, делать

умозаключения.

-Уточнять и расширять знания детей о свойствах льда.

-Совершенствовать аналитическое восприятие.

-Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

-Развивать исследовательскую активность и самостоятельность, творческие способности.


Материалы к занятию:


стаканчики с теплой и холодной водой, шкатулка, в которой лежат кусочки льда, салфетки для рук, посуда для проведения опытов, камешки, портрет «Снежной королевы».


Методические приемы:


простейшие опыты, исследования и обследование предметов (льда), рассказ воспитателя, беседа, сюрпризный момент, отгадывание загадок.


Предварительная работа:


проведение опытов с водой и снегом, наблюдения за снегопадом, разгадывание загадок о свойствах предметов, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», прослушивание музыкальных зарисовок о зиме П. И. Чайковского из альбома «Времена года»

















Ход.


Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, со мной произошло одно приключе-ние. Хотите узнать, что случилось?

(Включается аудиокассета с записью шума ветра.)

Вдруг налетел порыв ветра. Все вокруг закружилось. Подул сильный ветер и вдруг с неба упал большой ком снега. Он рассыпался на множество маленьких комочков, и я увидела огромный конверт и блестящую коробочку.


Хотите, ребята, узнать, что было в пакете? (открыть пакет и достать из него портрет)

(рисунок с портретом Снежной королевы прилагается в конце конспекта)

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? Кто принес мне конверт и коробку?

Дети: Это — Снежная королева. Мы о ней читали книгу.

Воспитатель: А кто знает, где она живет?

Дети: Она живет далеко-далеко на Севере.

Воспитатель: На Севере очень холодно. Там нет ни деревьев, ни кустарников и даже цветов, только снег и лед. И только в саду у Снежной королевы растут деревья и цветы, но все они изо льда и снега. Да и сама Снежная королева неприступная, холодная и ледяная.

А что же это за коробочка такая серебристая? Она похожа на льдинку, когда он искрится на солнышке. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Открыть и достать сверток.) Это, наверно, Снежная королева нам прислала подарок. Как вы думаете, что она нам подарила?

Дети: Это, наверно, снег или лед.

(открыть и раздать лед на подносы детям)

Свежие документы:  Контрольная работа по Химии "Органика" 10 класс

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим сейчас эти льдинки. Скажите, какие сейчас у вас руки?

Дети: Руки у нас – теплые и сухие.

Воспитатель: Возьмите льдинки в руки и немного подержите их. Скажите, какими стали руки?

Дети: Руки стали холодные, потому что лед холодный и мокрые, потому что в тепле лед тает и превращается в воду.

Воспитатель: Значит лед – это замерзшая вода. А теперь погладьте лед пальчиком. Какой он?

Дети: Лед гладкий.

Воспитатель: Посмотрите, я положила льдинку на доску, и она заскользила. Значит лед, какой?

Дети: Лед – скользкий.

Воспитатель: Правильно, лед не только гладкий, он еще и скользкий. Когда мы выходим на улицу и видим большую замерзшую лужу, что нам хочется сделать?

Дети: Нам хочется прокатиться по ней.

Воспитатель: Но ведь мы узнали, что лед скользкий, на нем можно упасть и разбиться. Что же делать?

Дети: Можно кататься на коньках и в наколенниках или держась за руку взрослого.

(Показать детям картину о том, как грузовики возят с речки вырубленные глыбы льда)

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, лед тяжелый?

Дети: Лед тяжелый, потому что на картине его поднимает кран, а не человек. Он тяжелый, потому что падающая сосулька может убить…

Воспитатель: А что тяжелее лед или камень?

Дети: Камень тяжелее льда.

Воспитатель: Давайте проверим, что же тяжелее? Берем одинаковые по величине кусочек льда и камешек и опускаем в сосуд с водой. Что произошло?

Дети: Камень упал в воду, лед плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Значит лед, какой?

Дети: Лед легче, чем камень.

Воспитатель: Но лед, ребята, еще и легче воды, так как он не утонул, а плавает на ее поверхности. А где в природе можно увидеть, что лед легче воды?

Дети: Весной, когда пригревает солнышко, лед на реке трескается, и огромные льдины плывут по реке и не тонут.

Воспитатель: Вы уже знаете, что в тепле лед тает. А будет ли что – то происходить со льдом на улице в прохладную погоду?

Воспитатель: Давайте проверим это. У вас на столах стоят стаканчики с холодной и теплой водой (потрогать стаканчики руками) опустите кусочки льда в них. Где быстрее растаял лед?

Дети: В тепле лед тает быстрее, а на улице медленнее.

Воспитатель: А теперь потрогайте свои стаканчики с горячей водой. Какие они стали? Почему?

Свежие документы:  Контрольная работа для 10 класса по теме «Азотсодержащие вещества»

Дети: Стаканчики стали холодными, потому что лед растаял и охладил воду.

Воспитатель: Летом, когда жарко, специально замораживают воду и полученные кубики льда кладут в напитки, чтобы они стали прохладнее.

Воспитатель: Как вы думаете, лед твердый?

Дети: Лед — твердый.

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите молоточки и попробуйте расколоть лед, а потом камешек….Лед раскололся. Значит лед, какой?

Дети: Лед хрупкий, он раскололся на множество мелких кусочков.

Воспитатель: А какого цвета лед? (Если скажут белый — сравнить с листом белой бумаги; если прозрачный – с оконным стеклом; предложить посмотреть через тонкую льдинку.)

Воспитатель: А как вы думаете? Есть ли цветной лед?

Дети: Цветного льда не бывает.

Воспитатель: Я сейчас научу вас делать цветной лед. Мы уже знаем, что лед – это вода, и она на морозе замерзает. Давайте покрасим воду и поставим ее на мороз, а завтра цветными льдинками украсим участок.

Ребята, когда мы выходим на улицу, на крышах домов мы видим висящие сосульки. Вам хочется с ними поиграть, и вы начинаете их сбивать. А можно ли это делать?

Дети: Сбивать детям нельзя, только можно взрослым.

Воспитатель: Правильно, сосульки сбивать нельзя. Они могут упасть на голову, а разлетевшиеся осколки попадут в глаза. А еще, я знаю, многие любят эти сосульки пососать. А можно ли это делать?

Дети: Лед брать в рот нельзя, так как он грязный, в нем могут быть микробы. Он холодный, можно простудиться и заболеть.

Воспитатель: А еще, ребята, сосульки могут быть больших размеров, поэтому они не выдерживают своей тяжести и падают с крыш. Поэтому нельзя ходить там, где над головой висят сосульки. А теперь я загадаю вам загадки, которые прислала Снежная королева, а вы попробуйте их отгадать.

Рыбам зимою жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как прозрачное стекло:

Скользко, весело, светло! (Лед)

Воспитатель: Мы с вами сегодня, ребята, узнали много нового про лед. Давайте попробуем сами составить загадки про лед и послать их Снежной королеве.

(Дети составляют и зарисовывают загадки о снеге и льде.)




























Используемая литература


  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду –

М.: Творческий центр, 2008.

2. Маркин В.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир» — М.: ООО АСТ, 2001.

3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М.: Просвещение, 2010.




Используемые материалы


  1. Портрет Снежной королевы нарисован автором.
































Свежие документы:  Конспект урока "Кристаллические решетки" 8 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: