Государственное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №264
г.Москвы
Конспект урока на тему
«Свойства льда»
(опыты)
подготовила
воспитатель Шакурова
Валентина Павловна
2011 год
Программное содержание:
— Побуждать детей устанавливать причинно — следственные связи, делать
умозаключения.
-Уточнять и расширять знания детей о свойствах льда.
-Совершенствовать аналитическое восприятие.
-Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
-Развивать исследовательскую активность и самостоятельность, творческие способности.
Материалы к занятию:
стаканчики с теплой и холодной водой, шкатулка, в которой лежат кусочки льда, салфетки для рук, посуда для проведения опытов, камешки, портрет «Снежной королевы».
Методические приемы:
простейшие опыты, исследования и обследование предметов (льда), рассказ воспитателя, беседа, сюрпризный момент, отгадывание загадок.
Предварительная работа:
проведение опытов с водой и снегом, наблюдения за снегопадом, разгадывание загадок о свойствах предметов, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», прослушивание музыкальных зарисовок о зиме П. И. Чайковского из альбома «Времена года»
Ход.
Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, со мной произошло одно приключе-ние. Хотите узнать, что случилось?
(Включается аудиокассета с записью шума ветра.)
Вдруг налетел порыв ветра. Все вокруг закружилось. Подул сильный ветер и вдруг с неба упал большой ком снега. Он рассыпался на множество маленьких комочков, и я увидела огромный конверт и блестящую коробочку.
Хотите, ребята, узнать, что было в пакете? (открыть пакет и достать из него портрет)
(рисунок с портретом Снежной королевы прилагается в конце конспекта)
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? Кто принес мне конверт и коробку?
Дети: Это — Снежная королева. Мы о ней читали книгу.
Воспитатель: А кто знает, где она живет?
Дети: Она живет далеко-далеко на Севере.
Воспитатель: На Севере очень холодно. Там нет ни деревьев, ни кустарников и даже цветов, только снег и лед. И только в саду у Снежной королевы растут деревья и цветы, но все они изо льда и снега. Да и сама Снежная королева неприступная, холодная и ледяная.
А что же это за коробочка такая серебристая? Она похожа на льдинку, когда он искрится на солнышке. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Открыть и достать сверток.) Это, наверно, Снежная королева нам прислала подарок. Как вы думаете, что она нам подарила?
Дети: Это, наверно, снег или лед.
(открыть и раздать лед на подносы детям)
Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим сейчас эти льдинки. Скажите, какие сейчас у вас руки?
Дети: Руки у нас – теплые и сухие.
Воспитатель: Возьмите льдинки в руки и немного подержите их. Скажите, какими стали руки?
Дети: Руки стали холодные, потому что лед холодный и мокрые, потому что в тепле лед тает и превращается в воду.
Воспитатель: Значит лед – это замерзшая вода. А теперь погладьте лед пальчиком. Какой он?
Дети: Лед гладкий.
Воспитатель: Посмотрите, я положила льдинку на доску, и она заскользила. Значит лед, какой?
Дети: Лед – скользкий.
Воспитатель: Правильно, лед не только гладкий, он еще и скользкий. Когда мы выходим на улицу и видим большую замерзшую лужу, что нам хочется сделать?
Дети: Нам хочется прокатиться по ней.
Воспитатель: Но ведь мы узнали, что лед скользкий, на нем можно упасть и разбиться. Что же делать?
Дети: Можно кататься на коньках и в наколенниках или держась за руку взрослого.
(Показать детям картину о том, как грузовики возят с речки вырубленные глыбы льда)
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, лед тяжелый?
Дети: Лед тяжелый, потому что на картине его поднимает кран, а не человек. Он тяжелый, потому что падающая сосулька может убить…
Воспитатель: А что тяжелее лед или камень?
Дети: Камень тяжелее льда.
Воспитатель: Давайте проверим, что же тяжелее? Берем одинаковые по величине кусочек льда и камешек и опускаем в сосуд с водой. Что произошло?
Дети: Камень упал в воду, лед плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Значит лед, какой?
Дети: Лед легче, чем камень.
Воспитатель: Но лед, ребята, еще и легче воды, так как он не утонул, а плавает на ее поверхности. А где в природе можно увидеть, что лед легче воды?
Дети: Весной, когда пригревает солнышко, лед на реке трескается, и огромные льдины плывут по реке и не тонут.
Воспитатель: Вы уже знаете, что в тепле лед тает. А будет ли что – то происходить со льдом на улице в прохладную погоду?
Воспитатель: Давайте проверим это. У вас на столах стоят стаканчики с холодной и теплой водой (потрогать стаканчики руками) опустите кусочки льда в них. Где быстрее растаял лед?
Дети: В тепле лед тает быстрее, а на улице медленнее.
Воспитатель: А теперь потрогайте свои стаканчики с горячей водой. Какие они стали? Почему?
Дети: Стаканчики стали холодными, потому что лед растаял и охладил воду.
Воспитатель: Летом, когда жарко, специально замораживают воду и полученные кубики льда кладут в напитки, чтобы они стали прохладнее.
Воспитатель: Как вы думаете, лед твердый?
Дети: Лед — твердый.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите молоточки и попробуйте расколоть лед, а потом камешек….Лед раскололся. Значит лед, какой?
Дети: Лед хрупкий, он раскололся на множество мелких кусочков.
Воспитатель: А какого цвета лед? (Если скажут белый — сравнить с листом белой бумаги; если прозрачный – с оконным стеклом; предложить посмотреть через тонкую льдинку.)
Воспитатель: А как вы думаете? Есть ли цветной лед?
Дети: Цветного льда не бывает.
Воспитатель: Я сейчас научу вас делать цветной лед. Мы уже знаем, что лед – это вода, и она на морозе замерзает. Давайте покрасим воду и поставим ее на мороз, а завтра цветными льдинками украсим участок.
Ребята, когда мы выходим на улицу, на крышах домов мы видим висящие сосульки. Вам хочется с ними поиграть, и вы начинаете их сбивать. А можно ли это делать?
Дети: Сбивать детям нельзя, только можно взрослым.
Воспитатель: Правильно, сосульки сбивать нельзя. Они могут упасть на голову, а разлетевшиеся осколки попадут в глаза. А еще, я знаю, многие любят эти сосульки пососать. А можно ли это делать?
Дети: Лед брать в рот нельзя, так как он грязный, в нем могут быть микробы. Он холодный, можно простудиться и заболеть.
Воспитатель: А еще, ребята, сосульки могут быть больших размеров, поэтому они не выдерживают своей тяжести и падают с крыш. Поэтому нельзя ходить там, где над головой висят сосульки. А теперь я загадаю вам загадки, которые прислала Снежная королева, а вы попробуйте их отгадать.
Рыбам зимою жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как прозрачное стекло:
Скользко, весело, светло! (Лед)
Воспитатель: Мы с вами сегодня, ребята, узнали много нового про лед. Давайте попробуем сами составить загадки про лед и послать их Снежной королеве.
(Дети составляют и зарисовывают загадки о снеге и льде.)
Используемая литература
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду –
М.: Творческий центр, 2008.
2. Маркин В.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир» — М.: ООО АСТ, 2001.
3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М.: Просвещение, 2010.
Используемые материалы
Портрет Снежной королевы нарисован автором.