Конспект урока на тему «Царевна Sulfur и её подданные»

Тема: Царевна Sulfur и её подданные.

Цель: Сформировать понятие аллотропные видоизменённые серы, отработать навыки определения физических свойств веществ, закрепить умения показывать переход в О.В.Р. и определять окислитель и восстановитель. Знать свойства важнейших соединений серы, таких как H2S, SO2

Воспитательные задачи: Продолжать развитие речевых навыков наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого.

Повысить интерес к предмету через необычную форму проведения урока, создание условий для воспитания желания активно учиться.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Форма проведения: Сюжетно-ролевая игра.

Методы и методические приёмы: Демонстрационный химический эксперимент, фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа по составлению химических уравнений, конспектирование в тетради.


Любой человек, невзирая на возраст любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в страну «Sulfur». Давайте представим, что мы сели на корабль под названием «Вещества». Вы – пассажиры, я – капитан. Ваши тетради пусть сегодня превратятся в «Путевые дневники». Согласны? Тогда в путь.


Да здравствуют, искатели дорог,

Ведь тяжело лишь переступить порог.

Л. Мартынов


Начнём с путевых дневников «Царевна и её подданные».

Этапы нашего путешествия таковы:

1. Выйдем их бухты «Самородная».

2. Через рифы «Физических свойств» поплывём в

3. море «Аллотропных видоизменений» из него попадем в

4. океан «Строение»,

5. обогнём мыс «Превращений»

6. по реке «Уравнений», выйдем в

7. порт «Применения».

Кажется в начале путешествия нас ждут неприятности – надо быстрее покидать бухту, но с якоря мы снимемся благодаря тому, кто внимательно прослушав стихотворение Юрия Кузнецова. «Тайна Чёрного моря» скажет как образуется самородная сера, а также её соединения в природе.


Ю. Кузнецов «Тайна чёрного моря»


Трясся Крым двадцать восьмого года

И ставало море на дыбы,

Испуская ужасу народа

Огненные, серные столбы

Всё прошло, опять гуляет пена,

Но с тех пор всё выше, всё плотней

Сумрачная серная пена

Подступает к днищам кораблей.


Природная сера вулканического или осадочного происхождения и залегает пластами.


Кто отважится провести наш корабль через рифы «Физических свойств» (каждая группа рассматривает образцы). На столе кусочки серы, ступка с пестиком, шпатель, стакан с водой.

Карточка

  1. Рассмотри выданные кусочки серы.

  2. Один кусочек помести в ступку и надави на него пестиком.

  3. В стакан с водой помести кусочек серы и полученный порошок.

Используя свои наблюдения и справочные данные, сделайте выводы о физических свойствах серы

  1. Агрегатное состояние при н.у. – твёрдое

  2. Цвет – светло-жёлтый

  3. Блеск – стеклянный

  4. Запах – не имеет

  5. Пластичное или хрупкое – кристаллы хрупкие

  6. Растворимость в воде – практически нерастворимо, водой не смачивается (стакан с водой!)

  7. ρS ~ 2г/см2, Тк = 444,6 С

  8. Тепло и электропроводность – плохо проводит теплоту и электричество.


Ты молодчина! И в это поверь

Открыты тобой в мир химии дверь

Надеемся все мы, что лет через пять

Прекрасным учёным сможешь ты стать


А сейчас корабль «Вещество» направляется в море аллотропных видоизменений серы. Но плавание без карт и таблиц до добра не доведёт.


Таблица

«Аллотропные видоизменения серы».


Аллотропное видоизменение серы

Состав

Тип кристаллической решётки

ρ г/см3

Тпл. С

Т перехода С

Ромбическая

S 8

Молекулярная

2,07

113


Моноклинная

S 8

Молекулярная

1,96

119

95,6

Пластическая

S

Молекулярная

Нагреть до кипения и быстро охладить


Пластическая сера – коричневая резиноподобная масса. Это свойство объясняется тем, что она состоит из длинных цепей атомов серы в комке пластичной серы молекулы перепутаны, а при растягивании располагаются параллельно друг другу.


В: Каким явлением – физическим или химическим следует отнести переход одного аллотропного видоизменения в другое (например, ромбической серы в пластическую)

О: Основным признаком химической реакции является образование нового вещества с новыми свойствами


Аллотропия – один из видов химических явлений, т.к. образуется новое вещество и происходит поглощение или выделение энергии.


Кто станет помощником капитана в океане «Строение»?

На доски карточки. 3 ряд! Трубите сбор Na, Mg, Al, Si, P, S, Ce по порядку, по закону элементы стали в ряд и выходит, что в колонну все похожие стоят Si встал под C, S схожа с O.

В:Почему кислород проявляет степени окислония – 2,0, а сера в зависимости от условий может проявлять – 2,0, +2, +4, +6?

О: Это связано со строением ее атома: наличие свободного 3d энергетического подуровня, куда могут переходить валентные электроны с 3s и 3p энергетических подуровней. Поэтому сера может принять 2 электрона для завершения 3p подуровня или отдать более электроотрицательному элементу до 6 валентных электронов.

В: Окислителем или восстановителем будет являться сера в ОВР?

О: Сера в реакции с менее электроотрицательным элементом будет выступать в роли окислителя, то есть забирать электроны, а с более электроотрицательным элементом будет выступать в роли восстановителя, то есть отдавать электроны.


Мы приблизились к мысу «Превращений»

Сейчас я покажу вам серию химических опытов. Вам предстоит:

а) Дать полный комментарий к тому, что вы увидите и услышите из моего краткого

пояснения.

б) записать уравнения наблюдаемых реакций

в) показать переход е и указать окислителем или восстановителем является в

данной реакции сера.

Пассажирам самостоятельно записать в путевых дневниках реку «Уравнений».

Сера – окислитель: Сера — восстановитель:




Zn + S → Zn+2S-2 S + O2 → S+4кислотный оксид



H + S → HS-2яд

1VH20 : 2,5 VH2S

Сероводородная кислота слабее угольной кислоты

Нервно паралитич.

Доклад по H2S

H2S слабее H2CO3

H2S ↑ связывается с гемоглобином, является газом нервно-паралитического действия

> 50% серы идёт на производство H2SO4

Вступая в реакцию с более электроотрицательным элементом сера является восстановителем, т.е. отдаёт 2 валентных е.


В: Почему в уравнениях реакций мы записываем простое вещество серу как S0

Не учитывая какое аллотропное видоизменение вступает в реакцию

О: Любое аллотропное видоизменение серы состоит из атомов с нулевой степенью окисления, именно это и определяет химические свойства серы, а не число атомов поэтому в уравнениях реакций мы записываем не.


Вывод: Сера в разных условиях и с различными вещества проявляет свойства восстановителя или окислителя.


Мы продолжаем с вами путешествие к мысу «Превращений» по реке «Уравнений». Прошу не забывать о путевых дневниках и регулярно делать записи. Сейчас я покажу вам горение серы на воздухе и в кислороде.

В: Что собой представляет реакция горения?

О: Это быстрое окисление с выделением тепловой и световой энергии!

Для того чтобы S загорелась нагреем её над пламенем спиртовки. Обратите внимание на цвет пламени.

В колбу с чистым кислородом и помещают один из 2-х цветков и опускаю ложечку с горящей S.


У Б. Пастернака в «Докторе Живаго» есть строчки: «Как бы пламя серы озаряло вход…»

А я думаю, что теперь каждый из вас рассмотрел цвет пламени S.


2. Отличается ли горение S на воздухе от горения серы в чистом O2

О:Да, в чистом O2 окраска пламени более интенсивная, т.к. в воздухе всего 21% O2


3. Какой из элементов O,S более электроотрицателен и к чему это приводит с точки зрения О.В.Р.

О:Кислород более электроотрицателен => он выступит как окислитель, а сера будет восстановителем, т.е. будет отдавать электроны.

Запишем уравнения этой реакции:



S + 0 S+4O

В: какое вещество образуется в ходе реакции?

О: оксид серы (IV)

В: каков характер данного оксида и почему?

О: характер оксид серы (IV) кислотный так как ему соответствует

сернистая кислота H2SO3 .

4. Достанем цветок и сравним его с тем, который находился в качестве эталона, что вы видите

О: SO2 в присутствии влаги обесцвечивает многие органические краски =>

применяется для беления шерсти, шёлка и соломы.


У А.С. Пушкина в «Набросках к замыслу о Фаусте» мы читаем

«… А этот бес – как важен он,

Как чинно выметает вон

Опилки, серу, пыль и кости…»


У М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» в сцене «Великого бала у сатаны» Маргарита ощутила в комнате запах серы.

В: Почти все авторы, описывая ад или присутствие нечистой силы, указывают на неприятный запах серы, правы ли они с точки зрения химии.

О: Нет.

Сера не имеет запаха. Запах тухлых яиц имеет H2S↑, а резкий удушающий SO2


Мы заходим в порт «Применение».

  1. Если при вулканизации каучука взять немного S, то получим резину, если много, образуется эбонит (демонстрация образцов).

  2. S используют для производства чёрного или серного или охотничьего пороха. На нашем корабле есть старый морской волк, который ни раз использовал этот порох и хорошо знает его историю.

  3. S используют для производства красителей.

  4. Человек ещё 300 лет назад использовал серу и её соединения для дезинфекции жилищ и борьбы с болезнями растений.

  5. Используют в производстве серных спичек. В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» в беседе с Дантесом аббат Фариа делится своим жизненным опытом о том, как притворившись что у него кожная болезнь, он занялся приготовлением спичек из серы прописанной ему для лечения.

  6. До сих пор серу применяют при производстве медицинских препаратов, например, серной мазью лечат чесотку (демонстрация).

  7. Более 50 % добываемой серы используют для производства серной кислоты и сероуглерода.


Уважаемые пассажиры, наше «Путешествие» подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях, достойно проявляли себя неожиданных ситуациях. А в заключении напоминаю вам, что все настоящие путешественники берут в руки свои путевые дневники и, вспоминая свои впечатления от увиденного , пишут увлекательные повести, рассказы. Одну из них вы найдёте у авторов … § … Вот и я вам предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку, придумать загадку, найти и сообщить нам интересные факты или посвятить оду «Царевне Sulfur» и её подданным.


Свежие документы:  Конспект урока по географии "Мировой океан – основная часть гидросферы. Жизнь в океане" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: