Обобщающий урок по теме: «Ценные элементы в нашей жизни»
Цель урока: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, основных способах их получения и областях применения, создать условия для осознания значения металлов для организма человека, для формирования основ правильного питания школьников.
Задачи урока:
1. Образовательные: способствовать обобщению знаний учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, способах получения металлов, создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.
2. Развивающие: способствовать совершенствованию у обучающихся умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, формировать умения работать с различными источниками информации.
3. Воспитательные: способствовать развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, воспитывать коммуникативные умения при работе в коллективе, пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
предметные: Уметь давать общую характеристику металлам, делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов и их соединений в главных подгруппах и периодах, записывать уравнения реакций, отражающих способы получения и свойств металлов и их соединений, указывать биологическую роль и области применения металлов и их соединений, решать качественные и расчётные задачи по материалам темы.
метапредметные: Познавательные УУД: умение создавать презентации, сравнительные таблицы, опорные конспекты.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.
Регулятивные УУД: умение определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению.
Коммуникативные УУД: умение открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
личностные: Понимание роли химии в решении проблем, стоящих перед человечеством – энергетической, продовольственной, экологической, экономической.
Тип занятия: проблемно-поисковый, обобщения и систематизации знаний.
Методические приемы:
работа с презентацией
практическая работа
дискуссия
постановка проблемных заданий
рассказ
Методический комментарий: на уроке проходит защита проектов, поэтому подготовка к уроку начинается за месяц до его проведения. Подготовительная работа идет по следующему плану:
Выбор темы исследования.
Определение литературы и других источников для подготовки проекта.
Подбор иллюстративного материала.
Оформление проекта с презентацией каждым ребенком.
Создание целостного авторского медиапродукта учителем, что позволяет расставить необходимые акценты при изучении данной темы.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Технологические особенности:
1. Применение ИКТ-технологии.
2. Исследовательская деятельность.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока.
Учитель: «… на улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер» — Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)
Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте — вы видите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка — и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене — и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обойдется ни один строитель. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.
Ребята, поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы исчезли. Представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.
Каждый из вас пусть назовет один из значимых для вас предметов которого вы лишились в результате этой ситуации.
Ученики: по очереди называют предметы из металлов или содержащие металл.
Учитель: Вы согласитесь со мной, что ситуация сложилась не радостная: Что будете делать?
Ученики: получать, добывать металлы.
Учитель: из чего?
Ученики: Из минералов.
Учитель: Что нужно для этого знать?
Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.
Учитель: Итак, тема урока :. «Металлы». Сформулируйте цель урока.
Ученики: :.(формулируют цель)
Учитель: да, ребята я с вами согласна.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Задание для 1 группы: Записать формулы минералов, содержащих натрий, алюминий и медь и предложить способы получения металлов из них.
Задание для 2 группы: Получите сульфат железа (II) не менее чем тремя способами. Реакции замещения рассмотрите с позиций окисления восстановления.
Задание для 3 группы: Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II). Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.
4. Повторение и обобщение материала по теме «Химические свойства металлов».
Постановка проблемы
Учитель: получать металлы вы умеете, а чтобы их применять, необходимо знать ещё что – то о них. Ученики, конечно, говорят о том, что необходимо знать свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислотами:
Задание для 1 группы: записать уравнения реакций взаимодействия магния с кислородом и рассмотреть её со схемой электронного баланса
Задание для 2 группы: записать уравнения реакций взаимодействия алюминия с йодом и рассмотреть её со схемой электронного баланса
Задание для 3 группы: Поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы превратились в золото. Задача: представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.) или – придумать сказку, используя химические свойства металлов.
Например:
1. Пострадавшие-жители сказочного королевства. С королевского бала в неизвестном направлении убежала прекрасная девушка. Ни ее настоящего имени, ни местожительства никто так и не узнал, Единственное, что осталось у принца Натрия – это хрустальная туфелька размером 3s1 3р. Задания следственным отделам. 1. Установите, какое настоящее имя девушки?
2. Определите, где она проживает: укажите подъезд (группу), этаж (период), и номер квартиры (порядковый номер)?
3. К какому сословию: металлы или не металлы принадлежит девушка?
4.Как будут звать ребенка, который может появиться в случае реакции соединения двух любящих сердец?
2. В отделение милиции поступило заявление о том, что в большом доме по улице Периодическая в одной из квартир живет очень необычный жилец. Он свободно режется ножом, живет в сосуде под слоем керосина, бегает по воде и не тонет, при этом шипит, а иногда и загорается. Задания следственным отделам.
1. Установите, как зовут жильца?
2. Почему он прячется под слоем керосина?
3. Почему он бегает по воде и не тонет?
4. Напишите возможные уравнения реакций.
Ребята 3 группы (работают на ПК, листы для рисования, маркеры) представляют свой отчёт в творческой форме — либо это рисунок, либо это презентация, либо сказка, рассказ, на ваше усмотрение).
Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.
5.Работа в группах: Этап рефлексии (примерные презентация полученных результатов)
Готовятся к выступлению по презентациям, которые были приготовлены дома.
«Значение металлов для организма человека, для формирования основ правильного питания школьников».
Задание для 1 группы: «Натрий — в организме и продуктах”, “Mg в организме и в продуктах”.
Задание для 2 группы: «К в организме и продуктах”, “ Fe в организме и продуктах”.
Задание для 3 группы: “Са в организме и в продуктах”, “ Cu в организме и в продуктах”.
Защита проектов «Натрий — в организме и продуктах”.
Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.
6. Оценочно-рефлексивный этап урока.
Демонстрация презентации: «Продукты питания, содержащие ионы металлов»
Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.
Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и погибают.
Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.
7. Итог урока.
Учитель: Оценки в листах суммируются и выставляются за все задания для каждого ученика.
Сдаются оценочные листы.
8. Домашнее задание. Составить мини-тест по теме «Металлы».
Технологическая карта к уроку: «Ценные элементы в нашей жизни»
Предмет /класс: химия, 9 класс | ||||||||
Общая информация о занятии | ||||||||
Дата: | Тема: Обобщающий урок по теме: «Металлы, их значение для организма человека»
| Цель: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, основных способах их получения и областях применения, создать условия для осознания значения металлов для организма человека, для формирования основ правильного питания школьников.
Риски: не соблюдение всеми учащимися правил техники безопасности, не все могут создать презентацию, при групповой работе не все активны | ||||||
Тип занятия: проблемно-поисковый, обобщения и систематизации знаний.
| Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева.
| Технология (авторская методика): 1. Применение ИКТ-технологии. 2. Исследовательская деятельность. 3. Здоровьесберегающие технологии.
| ||||||
Структурные параметры | ||||||||
Основные этапы органи-зации учебного времени | Дидак-тичес-кая цель этапа | Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося | Планируемые результаты | Форма организации меж-личностного коммуникативного взаимодействия и вид контроля | ||||
|
| Стратегия учителя | Действия ученика | Предмет-ные УУД: | Метапредмет-ные УУД:познавательные, коммуникатив-ные,регулятив-ные,личностные |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. . Организационный момент.
| 1.Подготовить учащихся к работе на уроке, включение их в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, распределение по группам(3 группы)
| 1. Привлечение внимания детей
|
| Уметь давать общую характеристику металлам, делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов и их соединений в главных подгруппах и периодах, записывать уравнения реакций, отражающих способы получения и свойств металлов и их соединений, указывать биологическую роль и области применения металлов и их соединений, решать качественные и расчётные задачи по материалам темы.
| Познавательные УУД: умение создавать презентации, сравнительные таблицы, опорные конспекты. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Регулятивные УУД: умение определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению. Коммуникативные УУД: умение открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
| 1.Фронтальное вз аимодействие
| ||
2. Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока. | 2.Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся: Создаётся проблемная ситуация, завершающим этапом которой является формулировка цели урока
| 2.Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся: Создаётся проблемная ситуация, завершающим этапом которой является формулировка цели урока
| 2. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, формулируют цель урока
|
| Личностные: Понимание роли химии в решении проблем, стоящих перед человечеством – энергетической, продовольственной, экологической, экономической.
| 2.Фронтальное взаимодействие и непрерывный контроль | ||
3.Активизация мыслительной деятельности учащихся | 3.Решение учебных задач в информационно – коммуникативной среде: Демонстрация слайдов презентации: Металлы в природе и способы их получения.
| 3.Учитель говорит о нахождении металлов в природе и способах получения.
| 3. Учащиеся получают задание для каждой группы, выполняют его, записывая уравнения реакций и оценивая работу каждой группы в оценочных листах.
|
|
| .3 Групповая работа, сомоконтроль | ||
4. Повторение и обобщение материала по теме «Химические свойства металлов».
| 4. Повторение и обобщение материала по теме «Химические свойства металлов».
| 4.Демонстрирует презентацию
| 4. Записывают уравнения реакций взаимодействия металлов с простыми и сложными веществами, заполняют оценочные листы
|
|
|
| ||
5. Работа в группах: Этап рефлексии (презентация полученных результатов) | 5.Металлы в организме человека
| 5.Представляется возможность каждой группе учащихся защитить свои презентации
| 5.Учащиеся представляют презентации, приготовленные дома
|
|
|
| ||
6.Учащиеся представляют презентации, приготовленные дома
| 6.Учащиеся представляют презентации, приготовленные дома
|
| 6.Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.
|
|
|
| ||
7. Итог урока |
| 7. Оценки в листах суммируются и выставляются за все задания для каждого ученика.
| 7.Сдаются оценочные листы, учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
|
|
|
| ||
8. Домашнее задание |
| 8. Составить мини-тест по теме «Металлы | 8.учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
|
|
|
|