Конспект урока на тему «Ценные элементы в нашей жизни»

Обобщающий урок по теме: «Ценные элементы в нашей жизни»

Цель урока:  Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, основных способах их получения и областях применения, создать условия для осознания значения металлов для организма человека, для формирования основ правильного питания школьников.

Задачи урока:

1. Образовательные: способствовать обобщению знаний учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, способах получения металлов, создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.

2. Развивающие: способствовать совершенствованию у обучающихся умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, формировать умения работать с различными источниками информации.

3. Воспитательные: способствовать развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, воспитывать коммуникативные умения при работе в коллективе, пропагандировать здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

предметные: Уметь давать общую характеристику металлам, делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов и их соединений в главных подгруппах и периодах, записывать уравнения реакций, отражающих способы получения и свойств металлов и их соединений, указывать биологическую роль и области применения металлов и их соединений, решать качественные и расчётные задачи по материалам темы.

метапредметные: Познавательные УУД: умение создавать презентации, сравнительные таблицы, опорные конспекты.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

Регулятивные УУД: умение определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению.

Коммуникативные УУД: умение открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

личностные: Понимание роли химии в решении проблем, стоящих перед человечеством – энергетической, продовольственной, экологической, экономической.

Тип занятия:  проблемно-поисковый, обобщения и систематизации знаний.

Методические приемы:

  • работа с презентацией

  • практическая работа

  • дискуссия

  • постановка проблемных заданий

  • рассказ

Методический комментарий: на уроке проходит защита проектов, поэтому подготовка к уроку начинается за месяц до его проведения. Подготовительная работа идет по следующему плану:

Выбор темы исследования.

  1. Определение литературы и других источников для подготовки проекта.

  2. Подбор иллюстративного материала.

  3. Оформление проекта с презентацией каждым ребенком.

  4. Создание целостного авторского медиапродукта учителем, что позволяет расставить необходимые акценты при изучении данной темы.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Технологические особенности:

1. Применение ИКТ-технологии.

2. Исследовательская деятельность.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева.

Ход урока

    1. Организационный момент. 

    2. Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока.

Учитель: «… на улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер» — Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)

Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте — вы видите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка — и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене — и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обойдется ни один строитель. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.

Ребята, поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы исчезли. Представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.

Каждый из вас пусть назовет один из значимых для вас предметов которого вы лишились в результате этой ситуации.

Ученики: по очереди называют предметы из металлов или содержащие металл.

Учитель: Вы согласитесь со мной, что ситуация сложилась не радостная: Что будете делать?

Ученики: получать, добывать металлы.

Учитель: из чего?

Ученики: Из минералов.

Учитель: Что нужно для этого знать?

Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.

Учитель: Итак, тема урока :. «Металлы». Сформулируйте цель урока.

Ученики: :.(формулируют цель)

Учитель: да, ребята я с вами согласна.

    1. Активизация мыслительной деятельности учащихся. 

Задание для 1 группы: Записать формулы минералов, содержащих натрий, алюминий и медь и предложить способы получения металлов из них.

Задание для 2 группы: Получите сульфат железа (II) не менее чем тремя способами. Реакции замещения рассмотрите с позиций окисления восстановления.

Задание для 3 группы: Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II). Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.

4. Повторение и обобщение материала по теме «Химические свойства металлов». 

Постановка проблемы 

Учитель: получать металлы вы умеете, а чтобы их применять, необходимо знать ещё что – то о них. Ученики, конечно, говорят о том, что необходимо знать свойства металлов.

Взаимодействие металлов с кислотами:

Задание для 1 группы: записать уравнения реакций взаимодействия магния с кислородом и рассмотреть её со схемой электронного баланса

Задание для 2 группы: записать уравнения реакций взаимодействия алюминия с йодом и рассмотреть её со схемой электронного баланса

Задание для 3 группы: Поразмыслите над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: все металлы превратились в золото. Задача: представьте, что такая ситуация всё таки произошла, и опишите её последствия для человечества.) или – придумать сказку, используя химические свойства металлов.

Например:

1. Пострадавшие-жители сказочного королевства. С королевского бала в неизвестном направлении убежала прекрасная девушка. Ни ее настоящего имени, ни местожительства никто так и не узнал, Единственное, что осталось у принца Натрия – это хрустальная туфелька размером 3s1. Задания следственным отделам. 1. Установите, какое настоящее имя девушки?

2. Определите, где она проживает: укажите подъезд (группу), этаж (период), и номер квартиры (порядковый номер)?

3. К какому сословию: металлы или не металлы принадлежит девушка?

4.Как будут звать ребенка, который может появиться в случае реакции соединения двух любящих сердец?

2. В отделение милиции поступило заявление о том, что в большом доме по улице Периодическая в одной из квартир живет очень необычный жилец. Он свободно режется ножом, живет в сосуде под слоем керосина, бегает по воде и не тонет, при этом шипит, а иногда и загорается. Задания следственным отделам.

1. Установите, как зовут жильца?

2. Почему он прячется под слоем керосина?

3. Почему он бегает по воде и не тонет?

4. Напишите возможные уравнения реакций.

Ребята 3 группы (работают на ПК, листы для рисования, маркеры) представляют свой отчёт в творческой форме — либо это рисунок, либо это презентация, либо сказка, рассказ, на ваше усмотрение).

Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.

5.Работа в группах: Этап рефлексии (примерные презентация полученных результатов)

Готовятся к выступлению по презентациям, которые были приготовлены дома.

«Значение металлов для организма человека, для формирования основ правильного питания школьников».

Задание для 1 группы: «Натрий — в организме и продуктах”, “Mg в организме и в продуктах”.

Задание для 2 группы: «К в организме и продуктах”,  “ Fe в организме и продуктах”.

Задание для 3 группы: “Са в организме и в продуктах”, “ Cu в организме и в продуктах”.

Защита проектов «Натрий — в организме и продуктах”. 

Учитель: оцените свою работу, поставив оценки в лист оценивания.

6. Оценочно-рефлексивный этап урока.

Демонстрация презентации: «Продукты питания, содержащие ионы металлов»

Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.

Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и погибают.

Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.

7. Итог урока. 

Учитель: Оценки в листах суммируются и выставляются за все задания для каждого ученика.

Сдаются оценочные листы.

8. Домашнее задание. Составить мини-тест по теме «Металлы».

Технологическая карта к уроку: «Ценные элементы в нашей жизни»

Ф.И.О. педагога: Леденева Елена Викторовна

Предмет /класс: химия, 9 класс

Общая информация о занятии

Дата:

Тема: Обобщающий урок по теме: «Металлы, их значение для организма человека»


Цель: Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, основных способах их получения и областях применения, создать условия для осознания значения металлов для организма человека, для формирования основ правильного питания школьников.


Риски: не соблюдение всеми учащимися правил техники безопасности, не все могут создать презентацию, при групповой работе не все активны

Тип занятия: проблемно-поисковый, обобщения и систематизации знаний.


Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева.


Технология (авторская методика): 1. Применение ИКТ-технологии.

2. Исследовательская деятельность.

3. Здоровьесберегающие технологии.


Структурные параметры

Основные этапы органи-зации учебного времени

Дидак-тичес-кая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации меж-личностного коммуникативного взаимодействия и вид контроля



Стратегия учителя

Действия ученика

Предмет-ные УУД:

Метапредмет-ные УУД:познавательные,

коммуникатив-ные,регулятив-ные,личностные


1

2

3

4

5

6

7

1. . Организационный момент. 


1.Подготовить учащихся к работе на уроке, включение их в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, распределение по группам(3 группы)



1. Привлечение внимания детей



Уметь давать общую характеристику металлам, делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов и их соединений в главных подгруппах и периодах, записывать уравнения реакций, отражающих способы получения и свойств металлов и их соединений, указывать биологическую роль и области применения металлов и их соединений, решать качественные и расчётные задачи по материалам темы.


Познавательные УУД: умение создавать презентации, сравнительные таблицы, опорные конспекты.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.

Регулятивные УУД: умение определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению.

Коммуникативные УУД: умение открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1.Фронтальное вз

аимодействие



2. Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока.

2.Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся: Создаётся проблемная ситуация, завершающим этапом которой является формулировка цели урока


2.Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся: Создаётся проблемная ситуация, завершающим этапом которой является формулировка цели урока


2. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, формулируют цель урока




Личностные: Понимание роли химии в решении проблем, стоящих перед человечеством – энергетической, продовольственной, экологической, экономической.


2.Фронтальное взаимодействие и непрерывный контроль

3.Активизация мыслительной деятельности учащихся

3.Решение учебных задач в информационно – коммуникативной среде: Демонстрация слайдов презентации: Металлы в природе и способы их получения.



3.Учитель говорит о нахождении металлов в природе и способах получения.



3. Учащиеся получают задание для каждой группы, выполняют его, записывая уравнения реакций и оценивая работу каждой группы в оценочных листах.




.3 Групповая работа, сомоконтроль

4. Повторение и обобщение материала по теме «Химические свойства металлов». 


4. Повторение и обобщение материала по теме «Химические свойства металлов». 


4.Демонстрирует презентацию


4. Записывают уравнения реакций взаимодействия металлов с простыми и сложными веществами, заполняют оценочные листы





5. Работа в группах: Этап рефлексии (презентация полученных результатов)

5.Металлы в организме человека


5.Представляется возможность каждой группе учащихся защитить свои презентации


5.Учащиеся представляют презентации, приготовленные дома





6.Учащиеся представляют презентации, приготовленные дома


6.Учащиеся представляют презентации, приготовленные дома



6.Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.







7. Итог урока


7.  Оценки в листах суммируются и выставляются за все задания для каждого ученика.


7.Сдаются оценочные листы, учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.





8. Домашнее задание


8. Составить мини-тест по теме «Металлы

8.учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Простейшие представления"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: