Конспект урока на тему «Вода – самое большое богатство на свете»

Тема урока «Вода – самое большое богатство на свете».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, ее особенностях, нахождении в природе и свойствах.

Задачи: образовательная: активизировать все знания о воде, полученные при изучении физики, биологии, географии, химии;

развивающая: развивать эмоциональные качества за счет использования в работе ТСО, ярких примеров, воздействующих на чувства учащихся; творческие способности учащихся;

воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию у учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: мензурка с водой, предметное стекло, стеклянная палочка, глобус, слайды, портрет А. Лавуазье, карточки с заданиями для индивидуальной работы, фишки-капельки.

Методы: словесный (беседа, рассказ), блиц-опрос, самостоятельная работа,

Ход урока.

1. Орг. момент. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, наш урок сегодня мы начнем с музыки (звучит «Панорама» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» или «Шум дождя» Ванессы Мэй, демонстрируются слайды с водными пейзажами).

Учитель: (на фоне слайдов 1-10) «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… ты самое большое богатство на свете…» Эти слова, послужившие эпиграфом к нашему уроку, написал Антуан де Сент Экзюпери. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы учащихся: о воде)

2. Обобщение знаний. Демонстрация слайда 11. Учитель: Ребята, обратите внимание на следующую диаграмму. Что на ней отражено? (Ответы учащихся: диаграмма отражает содержание воды в организме подростка)

Учитель: Каждый из вас просматривая диаграмму, обратил внимание на то, что вода находится во всех частях тела человеческого организма.

Ученик перечисляет содержание воды по диаграмме.

Учитель: А знаете ли вы, что…

  • За сутки почки фильтруют 100 кг жидкости;

  • В среднем за всю жизнь при ее продолжительности 70 лет человек потребляет и выделяет около 80 000 кг воды;

  • При потере 6% воды от массы тела учащается сердцебиение и дыхание, появляются слабость и головокружение;

  • А при потере воды около 25% от массы тела человек погибает.

Таким образом, является ли вода основой жизни, богатством на планете, которое надо беречь и охранять? На этот вопрос нам с вами сегодня предстоит ответить.

Тема нашего урока «Вода — ты самое большое богатство на свете» (слайд 12).

Как алфавит начинается с буквы А так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз нашего урока «Вода – это жизнь» (слайд 13).

Стихотворение «Вода». Читает ученица 8-го класса – Саликаева А. под фонограмму песни «Вода, вода, кругом вода».

Вода. Совсем простой здесь слог.
По сути Н2О.
Вода есть жизни всей исток,
Другого не дано.
О пользе если говорить, –
Всего не перечтешь.
С водою можно все творить,
Что в руки не возьмешь.
И все, что дышит на Земле
Водицею живет.
Стоит колодец на селе –
К нему народ идет…
Вдоль рек, озер селился люд.
А как же без воды.
Вести хозяйство там и тут
Выращивать сады?
Куда ни кинь – везде вода,
Как в песне той поем:
“Вода, вода, кругом вода”
По жизни с ней идем.
Жара – спасаешься в реке,
А жажда – воду пьешь.
И на любом материке
Водичку ты найдешь…
“Вода, вода, кругом вода”
Вода есть жизни суть.”

Учитель: О роли воды в природе ярко и точно сказал И. В. Петрянов: «Разве вода — это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, — это вода».

Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана, И все это тоже вода. (слайд 14)

У воды много лиц, она может находиться в разных состояниях. В этом мы убедимся, разгадав загадки, которые я предлагаю вашему вниманию. За каждый правильный ответ вы будете получать капельку, и в конце урока мы с вами подсчитаем капельки и получим оценки.

  1. Под землею ходит,

На небо смотрит. (Родник)

  1. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

  2. Вечером наземь слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса)

  1. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

  1. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река)

  1. Приходил – стучал по крыше,

Уходил – никто не слышал. (Дождь)

Учитель: (демонстрация глобуса) Ребята, обратите внимание на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится ¼ ее территории, а все остальное – Вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода!

Пользуясь опорным конспектом, расскажите о нахождении воды в природе (слайд 15)

Выходит ученик и рассказывает о нахождении воды в природе.

Нахождение в природе
3/4 земного шара
97% океаны и моря
3% — озера, реки, подземные воды
70% содержат животные организмы
90% содержат огурцы, арбузы
65% массы тела человека

Учитель: А теперь вспомним, кем был установлен качественный и количественный состав молекулы воды и дадим характеристику воды по химической формуле?

Выходит ученик и показывает по схеме (слайд 16).

Ученик: 24 июня 1783 г. выдающемуся французскому химику Лавуазье и его коллеге Пьеру Лапласу удалось синтезировать воду из кислорода и водорода. Также состав воды был установлен с помощью метода анализа – при разложении воды под действием электрического тока получается водород и кислород. Таким образом, было установлено, что вода состоит из двух элементов – водорода и кислорода. Формула воды – Н2О, относительная молекулярная масса -18, молярная масса 18 г/моль.

Учитель:

О составе воды прекрасные строки написал Ефим Ефимовский: (слайд 17)

Из атомов мир создавала природа Два атома легких взяла Водорода, Прибавила атом один Кислорода, И получилась частица Воды, Море Воды, Океаны и Льдины…

Теперь вспомним физические свойства воды.

Выходит ученик (слайд 18).

Ученик: При нормальных условиях вода – жидкость. Не имеет запаха, цвета, вкуса, прозрачна, неядовита. При + 100ºС кипит, при 0ºС – замерзает. При температуре + 4ºС плотность воды равна 1 г/см3.

При охлаждении плотность воды увеличивается, пока температура не достигнет + 4ºС, затем плотность снова становится меньше. Поэтому в больших водоемах вода с температурой + 4ºС опускается на дно, а более холодная находится ближе к поверхности. Это свойство воды позволяет рыбе зимовать в замерзших водоемах.

Лед имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, т.к. его кристаллическая решетка содержит пустоты. Поэтому зимой лед находится на поверхности воды, что очень важно для обитателей водоемов зимой.

Также вода обладает большой теплоемкостью, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют температуру на нашей планете.

Учитель: Говорят, вода – оборотень. Вот послушайте:

«Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу». О чем идет здесь речь? (слайд 19).

Ответы учащихся: Вода может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Учитель: Переходим к химическим свойствам воды.

Ученик рассказывает по опорному конспекту химические свойства воды (слайд 20).

Учитель: Вода является хорошим растворителем. В воде растворяются минеральные соли почвы. В поисках воды и минеральных солей корни растений проникают в толщу земли, порой на большую глубину (слайд 21). А какое значение имеет вода в жизни животных?

Ученик: Все основные процессы жизнедеятельности у животных, как и у растений, связаны с водой. Вода составляет 60% и более от массы тела животных. Цитоплазма клеток, кровь, слюна, желудочный сок содержат воду. Вода, испаряясь, способствует охлаждению животных. Также она является средой обитания для рыб, моллюсков и многих других животных (слайд 22).

Жизнь человека также зависит от воды (слайд 23). Вода составляет более половины массы тела человека (65%). В человеке среднего роста содержится в среднем 5 ведер воды. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека: осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании терморегуляции. Рассказ по схеме.

Учитель: Таким образом, ребята, мы убедились в том, что вода играет большую роль в жизни растений, животных и человека.

Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки. А много ли пресной воды на Земле? Сейчас я вам покажу это на опыте. Возьмем мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдем деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капнем на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Ответы учеников: Вода – богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).

Вспомним, какие существуют методы очистки воды?

Ответы учениковОтстаивание, фильтрование, дистилляция, обеззараживание хлором, озоном, ультрафиолетовыми лучами.

Учитель: Чистой воды на Земле становится все меньше (слайд 24). Недостаток воды уже сейчас ощущается во многих станах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой возникла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Воду надо беречь! Это надо знать и помнить каждому.

В 1947 г. известный норвежский исследователь Тур Хейердал на плоту “Кон-Тики” за 101 сутки прошел 8000 км в Тихом океане. Океан был чист и прозрачен (слайд 25).

А в 1969 г., дрейфуя на папирусной лодке “Ра”, он и его спутники были потрясены загрязнением Атлантического океана. Их лодка обгоняла пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Черные пятна мазута загрязняли поверхность океана (слайд 26).

Большая часть воды, особенно в развивающихся странах не подвергается очистке в производстве. В связи с этим ООН объявила 22 марта Всемирным днем воды (слайд 27) в котором участвуют ученые, исследователи, политические деятели разных стран с целью улучшить проблему очистки сточных вод.

Ученик: (на фоне шума прибоя)

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна.
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно “освоили” планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?

А. ПЛОТНИКОВ

Учитель: Ребята, вначале урока перед вами был поставлен вопрос: является ли вода основой жизни, богатством на планете, которое надо беречь и охранять? Что мы ответим? Задание группам: закончите фразу «Вода – это …» (ответы учащихся).

Учитель: Академик Карпинский очень хорошо написал о воде: «Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где ее не было» (слайд 28). Итак, обобщим все сказанное нами сегодня и сделаем вывод.

Выводы: (слайд 29 )

1. Вода входит в состав всех живых организмов.

2. Вода является хорошим растворителем.

3. В водном растворе происходят жизненно важные процессы.

4. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности организмов: дыхание, обмен веществ и др.

5. Вода является средой обитания для многих организмов.

Учитель: Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри –Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть моё богатство».

3. Закрепление. Ребята, я вам предлагаю закрепить сейчас все выше сказанное, проведя блиц – опрос.

а) Блиц – опрос «Веришь ли ты?» Я задаю вам вопросы, вы если верите, говорите «да» или «верю», а если не верите, должны дать правильный ответ. За каждый правильный ответ ученики получают капельку.

Веришь ли ты, что:

— вода – самое распространенное вещество на планете Земля? (да) — формула воды – Н3О? (нет, Н2О) — ледники – главные хранилища пресной воды на планете? (да) — лед тяжелее воды? (Нет, плотность льда меньше плотности воды) — человек на 90% состоит из воды? (нет, на 65%) — вода очень хороший растворитель? (да) — человек без воды может прожить около месяца? (нет, несколько суток) при потере воды около 25% от массы тела человек погибает (да) — на долю воды приходится ¼ территории Земли? (нет, ¾) — Лавуазье и его коллеге Пьеру Лапласу удалось впервые синтезировать воду (да) — при температуре + 4ºС плотность воды наибольшая и равна 1 г/см3 (да). — вода может находиться только в жидком состоянии? (нет, в твердом, жидком и газообразном)

б) Выполнение разноуровневого задания (10 мин.) Во время выполнения тихо играет спокойная музыка. (Цена задания А – 1 балл, В – 2 балла, С – 3 балла). Результаты отображаются на доске. Задание А. 1. Структурная формула воды: А) Н – Н – О Б) Н – О – О – Н В) Н – О – Н – О Г) Н – О – Н 2. При реакции воды с активными (щелочными) металлами образуются: А) кислоты Б) оксиды и водород В) гидроксиды и водород Г) гидроксиды 3. При реакции воды с оксидами неметаллов образуются: А) кислоты Б) оксиды и водород В) гидроксиды и водород Г) основания 4. Массовая доля растворенного вещества – это: А) отношение массы растворенного вещества к массе растворителя Б) отношение массы растворенного вещества к массе раствора В) количество вещества в 100 г растворителя Г) количество вещества в 100 г раствора 5. Наиболее распространенный растворитель – это: А) спирт Б) царская водка В) бром Г) вода Задание В. 1. Вычислите массу 3 моль воды. 2. Пользуясь диаграммой содержания воды в организме, определите содержание воды в костях и жировой ткани, крови, слюне, мышцах и внутренних органах своего организма. Задание С. Вычислите количество молекул, содержащихся в воде массой 18 г.

4. Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок. Групповое составление синквейна «Вода». Правило составления синквейна (слайд 29).

1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза из четырех слов. Синоним существительному.

Учащиеся зачитывают свои синквейны. Учитель: Завершить наш урок я хочу словами:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни!

5. Домашнее задание: творческая работа о воде (загадки, кроссворды, ребусы, рисунки, стихи).



Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Общие способы получения металлов" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: