Конспект урока по Химии «Алюминий, его физические и химические свойства. Применение алюминия» 9 класс

Тема урока «Алюминий, его физические и химические свойства. Применение алюминия».


Цель урока

*продолжить формирование ключевых компетенций: учебно – познавательных, информационных, ценностно- смысловых, общекультурных, коммуникативных и личностного самосовершенствования учащихся.

Задачи урока:

*сформировать знания о физико – механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в ПСХЭ, строения атома и кристалла;

* установить причинно – следственную связь между строением и свойствами металлов 1-3 групп главных подгрупп;

* продолжить развитие умений наблюдать, делать выводы, выполнять эксперимент и объяснять его ход;

* продолжить формирования навыков составления уравнений химических реакций;

* показать практическое значение химических знаний.


Оборудование и реактивы: карточки с текстами, презентация к уроку, видеоматериал, компьютер, экран, проектор, наборы реактивов на столах учащихся: алюминиевая проволока, фольга, гранулы алюминия,

растворы соляной и серной кислот, раствор гидроксида натрия.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

— Мы продолжаем изучать металлы, а какой металл мы будем изучать сегодня, предстоит определить вам. Итак, эпиграф к нашему уроку:

Я металл, серебристый и лёгкий

И зовусь «самолётный металл»,

И покрыт я оксидною плёнкой,

Чтоб меня кислород не достал… (слайд 2).

— Что же за металл мы сегодня будем изучать?

— Совершенно верно алюминий. И тема нашего урока «Алюминий, его физические и химические свойства» (слайд 3). Запишем тему урока в тетради.


Давайте, вместе с вами, определим задачи урока:

Задачи нашего урока (слайд 4).


Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.


Характеристика алюминия как химического элемента.

Самостоятельная работа (слайд 5).

Проверка самостоятельной работы у доски.



Примерный ответ: Al №13. заряд ядра+13, протонов 13, нейтронов 14, электронов 13.

+13А1 ) ) ) +11Na ) ) ) +12Mg ) ) )

2 8 3 2 8 1 2 8 2 (слайд 6)

Вывод делают учащиеся.

Тип и класс: Al p – элемент, переходный элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами.

Тип химической связи — металлическая.

Тип кристаллической решетки — металлическая ( вспоминаем физические свойства веществ с металлической химической связью).


-Сейчас я вам расскажу об истории открытия алюминия (рассказ).


Нахождение алюминия в природе (слайд 7).

— Основные месторождения алюминиевого сырья: Урал, Казахстан, Сибирь, Башкирстан.

Вопрос. Почему алюминия нет в природе в свободном виде?


— На основании справочных данных, учебника, эпиграфа к уроку и образцов алюминия на ваших столах охарактеризуйте физические свойства алюминия.

Ответы учащихся. (слайд 8).

— На физико — механических свойствах основано его применение. (обсуждение)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Поклон земле, суровой и прекрасной!»


Задание. Посмотрите слайды (9-15) и назовите области применения алюминия и свойства, на которых основано их применение (обсуждение). Запишите схему применения алюминия и его сплавов в тетрадях.


Алюминий — активный металл, в чём же причина его пассивности? На этот вопрос мы ответим, посмотрев видео (видео 1).

Обсуждение результатов просмотра. Ответ – на поверхности алюминия образуется пассивная оксидная плёнка. Подвергаются ли коррозии изделия из алюминия? Почему?

Влияние алюминия на здоровье человека (рассказ).


Вывод: оксидная плёнка защищает алюминий от коррозии.

С помощью лабораторных опытов изучим химические свойства алюминия

(видео 2).


Алюминий взаимодействует с неметаллами.

Вызываются учащиеся к доске для записи просмотренных химических реакций (ребята работают в тетрадях).


— Согласно ряду активности металлов алюминий должен реагировать с кислотами. Ставим проблему и решаем её с помощью лабораторных опытов.

Выполнение лабораторного опыта взаимодействие алюминия с соляной и раствором серной кислоты. Учащиеся записывают уравнения химических реакций на доске и в тетрадях.



Запомните — алюминий не реагирует с концентрированной азотной кислотой! При взаимодействии с концентрированной серной кислотой водород не выделяется, а оксид серы (4) в основном.


Взаимодействие с гидроксидом натрия (демонстрация, запись уравнения химической реакции).


Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства.

-А почему?

-Так как реагирует и с кислотами и с основаниями. (Записать в тетради)

(слайд 16).

.

Закрепление изученного материала.

Выполнение теста.

Проверка теста (слайд 17).


— Запишем задание на дом (слайд 18).

Инструктаж выполнения домашнего задания (дифференцированного).


К началу урока: эпиграфу, что изучили на уроке, что узнали нового.


— Попробуем оценить свою работу на уроке: получил прочные знания, усвоил весь материал; усвоил материал частично; мало что понял, необходимо еще поработать (на столах учащихся набор смайликов веселых, грустных и озадаченных необходимо выбрать одного, чтобы оценить полученные знания на уроке).


Оценка работы учащихся на уроке.

Поблагодарить учащихся за работу на уроке (последний слайд) (слайд 19).


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: