Тема урока «Алюминий, его физические и химические свойства. Применение алюминия».
Цель урока
*продолжить формирование ключевых компетенций: учебно – познавательных, информационных, ценностно- смысловых, общекультурных, коммуникативных и личностного самосовершенствования учащихся.
Задачи урока:
*сформировать знания о физико – механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в ПСХЭ, строения атома и кристалла;
* установить причинно – следственную связь между строением и свойствами металлов 1-3 групп главных подгрупп;
* продолжить развитие умений наблюдать, делать выводы, выполнять эксперимент и объяснять его ход;
* продолжить формирования навыков составления уравнений химических реакций;
* показать практическое значение химических знаний.
Оборудование и реактивы: карточки с текстами, презентация к уроку, видеоматериал, компьютер, экран, проектор, наборы реактивов на столах учащихся: алюминиевая проволока, фольга, гранулы алюминия,
растворы соляной и серной кислот, раствор гидроксида натрия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
— Мы продолжаем изучать металлы, а какой металл мы будем изучать сегодня, предстоит определить вам. Итак, эпиграф к нашему уроку:
Я металл, серебристый и лёгкий
И зовусь «самолётный металл»,
И покрыт я оксидною плёнкой,
Чтоб меня кислород не достал… (слайд 2).
— Что же за металл мы сегодня будем изучать?
— Совершенно верно алюминий. И тема нашего урока «Алюминий, его физические и химические свойства» (слайд 3). Запишем тему урока в тетради.
Давайте, вместе с вами, определим задачи урока:
Задачи нашего урока (слайд 4).
Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.
Характеристика алюминия как химического элемента.
Самостоятельная работа (слайд 5).
Проверка самостоятельной работы у доски.
Примерный ответ: Al №13. заряд ядра+13, протонов 13, нейтронов 14, электронов 13.
+13А1 ) ) ) +11Na ) ) ) +12Mg ) ) )
2 8 3 2 8 1 2 8 2 (слайд 6)
Вывод делают учащиеся.
Тип и класс: Al p – элемент, переходный элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами.
Тип химической связи — металлическая.
Тип кристаллической решетки — металлическая ( вспоминаем физические свойства веществ с металлической химической связью).
-Сейчас я вам расскажу об истории открытия алюминия (рассказ).
Нахождение алюминия в природе (слайд 7).
— Основные месторождения алюминиевого сырья: Урал, Казахстан, Сибирь, Башкирстан.
Вопрос. Почему алюминия нет в природе в свободном виде?
— На основании справочных данных, учебника, эпиграфа к уроку и образцов алюминия на ваших столах охарактеризуйте физические свойства алюминия.
Ответы учащихся. (слайд 8).
— На физико — механических свойствах основано его применение. (обсуждение)
Задание. Посмотрите слайды (9-15) и назовите области применения алюминия и свойства, на которых основано их применение (обсуждение). Запишите схему применения алюминия и его сплавов в тетрадях.
— Алюминий — активный металл, в чём же причина его пассивности? На этот вопрос мы ответим, посмотрев видео (видео 1).
Обсуждение результатов просмотра. Ответ – на поверхности алюминия образуется пассивная оксидная плёнка. Подвергаются ли коррозии изделия из алюминия? Почему?
Влияние алюминия на здоровье человека (рассказ).
Вывод: оксидная плёнка защищает алюминий от коррозии.
С помощью лабораторных опытов изучим химические свойства алюминия
(видео 2).
Алюминий взаимодействует с неметаллами.
Вызываются учащиеся к доске для записи просмотренных химических реакций (ребята работают в тетрадях).
— Согласно ряду активности металлов алюминий должен реагировать с кислотами. Ставим проблему и решаем её с помощью лабораторных опытов.
Выполнение лабораторного опыта взаимодействие алюминия с соляной и раствором серной кислоты. Учащиеся записывают уравнения химических реакций на доске и в тетрадях.
Запомните — алюминий не реагирует с концентрированной азотной кислотой! При взаимодействии с концентрированной серной кислотой водород не выделяется, а оксид серы (4) в основном.
Взаимодействие с гидроксидом натрия (демонстрация, запись уравнения химической реакции).
Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства.
-А почему?
-Так как реагирует и с кислотами и с основаниями. (Записать в тетради)
(слайд 16).
.
Закрепление изученного материала.
Выполнение теста.
Проверка теста (слайд 17).
— Запишем задание на дом (слайд 18).
Инструктаж выполнения домашнего задания (дифференцированного).
К началу урока: эпиграфу, что изучили на уроке, что узнали нового.
— Попробуем оценить свою работу на уроке: получил прочные знания, усвоил весь материал; усвоил материал частично; мало что понял, необходимо еще поработать (на столах учащихся набор смайликов веселых, грустных и озадаченных необходимо выбрать одного, чтобы оценить полученные знания на уроке).
Оценка работы учащихся на уроке.
Поблагодарить учащихся за работу на уроке (последний слайд) (слайд 19).