План-конспект урока химии 9класс
Алюминий – металл будущего
Цели урока:
— изучить свойства металлов 3 А группы на примере алюминия,
— дать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов,
— на основе строения атома рассмотреть его физические и химические свойства, указать области применения алюминия,
— ответить на вопрос: « Почему алюминий называют металлом будущего?»
Оборудование:Al металлический, неметалл-окислитель: кислород, бром, йод, сера, термит, растворы кислот и щелочей, колбы, пробирки.
Ход урока
I.Актуализация прежних знаний.
Фронтальный опрос класса:
— охарактеризуйте свойства солей элементов главной подгруппы II группы?
— какие природные соединения элементов главной подгруппы II группы вам известны?
— охарактеризуйте биологическую роль кальция и магния.
— какое применение имеют соединения кальция? Магния?
— каково применение сульфидов ЩЗМ? Каким свойством они обладают?
Решение упр. 3.(у доски)
Дано: Решение:
m(известняка) = ]. Вычислим из чистого вещества, т. е. СаС03:
= 2 т = 2000 кг; w(СаС03) = 100% — 25% = 75%
w(примеси) = 25%; 2. вычислим массу СаСО3:
2000 кг-100% 2000 кг-100%
Х кг -75%
v(Ca(OH)2) = ?
X=2000*75^100=1500кг CaCO3
3.Установим мольное соотношение основного элемента(Cа) в двух соединениях(в начальном и конечном).
CaCO3Ca (OH) 2, из приведённых формул видно, что из 1молекулы CaCO3 можно получить 1 молекулуCa (OH) 2 (соотношение ионов кальция1:1).значит, из 1моль CaCO3 можно получить1 моль Ca (OH) 2 .
М(CaCO3)= 40+12+3*16=100гмоль
Переведём кг в г: 1500*103 =15*105г
V=m:M=1500000г*100гмоль=15000моль
Такое же количество вещества получится и Ca (OH) 2
Ответ: v(Ca(OH)2)=15000 или 15кмоль
II.Изучение нового материала.
1.Открытие алюминия. «Серебро из глины»
Немецкий учёный Ф. Велер (1827 г.) получил алюминий при нагревании хлорида алюминия со щелочными металлами калий и натрий.
А.Сент-Клер Девиль. Впервые получил алюминий промышленным способом (1855г.).
В период открытия алюминия — металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая — из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора
2. Нахождение в природе
3.Природные соединения алюминия
4. Физические свойства
Алюминий – металл серебристо- белого цвета, лёгкий ( q— 2,7 г./ см.3), плавится при температуре 6600С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы.
5. Химические свойства
Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества – неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.
6.Химические свойства алюминия.
1) взаимодействиеAl c неметаллами.
2)взаимодействие алюминия с кислотами.
3)взаимодействие алюминия со щелочами.
4) взаимодействие алюминия с оксидами металлов.
4BaO+2 AL=.Ba+BaO*Al2O3
6.Алюминий получают электролизом его оксида в расплаве криолита(3NaF.AlF3)
Метод алюминотермии был открыт русским учёным Н.Н.Бекетовым
Составить генетический ряд алюминия
7.Применение алюминия.
Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозийноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов — алюминий нашёл большое применение в авиационном и космическом транспорте, а также во многих отраслях народного хозяйства. Особое место занимает алюминий и его сплавы в электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.
Ш.Закрепление знаний, умений, навыков.
Самоанализ урока.
Домашнее задание: параграф13, упр.2,5,6.