ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
ФИО (полностью) | Иванова Лидия Александровна | |
| Место работы | МБОУ основная школа №8 «Экос» г. Долгопрудного |
| Должность | Учитель химии, биологии |
| Предмет | химия |
| Класс | 9 |
| Тема и номер урока в теме | Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. (16 урок) |
| Базовый учебник | Габриелян О.С. «Химия 9 класс», Москва «Дрофа», 2012г. |
8. Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома алюминия, представления о физических и химических свойствах алюминия.
9. Задачи:
обучающие: закрепить и расширить представление учащихся о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах; уметь осуществлять химические реакции и составлять уравнения реакций соединений алюминия, владеть приёмами диалогической речи, способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий; на
развивающие: развивать умения работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому обучающемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке.
воспитательные: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
10. Тип урока: закрепление новых знаний и формирование умений и навыков; урок-семинар.
11. Форма работы учащихся: фронтальная.
12. Необходимое техническое оборудование:
лабораторное оборудование, инструкционная карта, ТСО (компьютер, экран, проектор).
Оборудование и реактивы: гранулы алюминия, растворы серной и соляной кислот, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор хлорида меди (CuCl2), ацетон, магнит,
пробирки, алюминиевая проволока, наждачная бумага, фильтровальная бумага, химический стакан с водой.
В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:
Общий метод (частично-поисковый),
Частный метод (словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР),
Конкретный метод (объяснение с элементами беседы с использование ЭОР)
13.План урока: 1) Мотивация деятельности.
2) Выполнение заданий по изучению физических и химических свойств алюминия.
3) Подведение итогов. Анализ выполнения тестовых заданий.
14. Структура урока:
Организационный момент (1 мин.)
Вступительная часть (10 мин.)
Основная часть (30 мин.)
Актуализация опорных знаний.
Закрепление знаний и формирование умений и навыков.
Тест.
Заключительная часть. Подведение итогов урока (3 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Содержание. | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность учеников | Время(в мин) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент | Информационный ЭОР. . Алюминий Модуль — И1 | Иллюстрация | Мотивация Демонстрация: | Повторяют и применяют полученные знания для решения заданий
| 1 мин |
Вступительная часть.I |
|
| Предлагает стартовые задания Каждой группе карточка:
| Повторяют и применяют полученные знания для решения заданий 1.Составляют синквейн «Металлы». 2.Поясняют физический смысл порядкового номера. 3.Поясняют физический смысл номера периода. 4. Поясняют физический смысл номера группы. Составляют синквейн «Алюминий». | 2 мин |
Вступительная часть.II | Информационный ЭОР. Иллюстрация. Строение атома алюминия Модуль И2.
Практический ЭОР. Тренажер «Характеристика алюминия по положению в Периодической системе» .(возможно затруднение, обратить внимание)
Модуль -П1. | Иллюстрация Модуль И- типа
Модуль П — типа.
. | Рассказывает о строении атома. Задает вопросы учащимся на основе информационного ЭОР Задает вопрос Каким образом тема урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химии? | Воспринимают информацию. Выполняют задания | 8мин |
Основная часть |
|
|
|
| 30мин |
Актуализация опорных знаний. | Информационный ЭОР И3
| Рассказ… Модуль И — типа.
| Рассказывает. Задает вопросы учащимся на основе информационного ЭОР | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя. | 3мин |
Формулирование вопросов учащимися |
| Вопросы учеников. | Отвечает на вопросы учащихся. | Задают вопросы учителю подготовленные дома. | 2мин |
Ответы учащихся на вопросы учителя. |
| Вопросы учителя | Рассказывает. Задает вопросы учащимся на основе информационного ЭОР | Отвечают на вопросы учителя | 3мин |
Формирование умений и навыков | Практический ЭОР Лабораторная работа «Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха и парами воды» П2
Практический ЭОР Лабораторная работа “Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей» П3.
| Модуль П — типа
Модуль П-типа
| Отвечает на вопросы учащихся.
Задает вопросы учащимся на основе практического ЭОР.
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий.
| Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию.
Что делают? Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по алюминию, тетрадь.
1-я группа. — Выполняет задания, закрепляет по средствам практического модуля при повторении частичных выводов
2- я группа Выполняет лабораторную работу, заполняет технологическую карту Практическая часть: Делают опыты, используя лабораторное оборудование: взаимодействие алюминия с растворами серной и соляной кислот, раствором гидроксида натрия (NaOH), раствором хлорида меди (CuCl2), ацетоном | 15 мин |
Формулирование контрольных заданий теста | Контрольный ЭОР. К1.
| Модуль К-типа
| Определяет контрольные ЭУМ | Знакомятся с заданиями | 1 мин |
Выполнение учащимися контрольных заданий теста | Контрольный ЭОР Тесты по теме «Алюминий» К1.
Вид ЦОР Уравнения реакций алюминия с простыми и сложными веществами К- 1 | Модули К-типа
| Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Выполняют задания (повторение и применение полученных знаний для решения заданий) | 6 мин |
Формулирование выводов урока |
| Выводы по уроку | Формулирует выводы | Фиксируют выводы Оценочный лист | 3мин |
Домашнее задание |
| П.13, Задача 1,6 | Задает задание в дневнике | Фиксируют задание в дневнике | 1 мин |
|
|
|
|
|
|
(Тема урока: Алюминий) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Информационный ЭОР И1.
| Иллюстрация
| ||
2. | Иллюстрация. Строение атома алюминия
Тренажер «Характеристика алюминия по положению в Периодической системе» | Информационный ЭОР И.2
Практический ЭОР П1. | Иллюстрация. Флеш
Практика Упражнение | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7818-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_13_01.swf
|
3. | Информационный ЭОР И2 | видеофрагмент | ||
4. | Лабораторная работа «Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха и парами воды» | Практический ЭОР П2. | Видеофрагмент лабораторной работы | |
5. | Лабораторная работа “Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей» | Практический ЭОР П2. | Видеофрагмент лабораторной работы | |
6. |
| Контрольный ЭОР К1.
Вид ЦОР:№1 Интерактивное задание
| Видеофрагмент тренажера
Видеофрагмент тренажера
| https://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html
https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75751/? |
Инструкция для учителя
по разработке технологической карты урока закрепления новых знаний и формирование умений и навыков по теме
«Алюминий»
При проведении данного урока ЭОР выполняет следующие функции: закрепление новых знаний и формирование умений и навыков для решения проблем, приобретение умений выполнения лабораторного эксперимента, приобретение умений решения тестовых заданий по данной теме.
Критериями отбора ЭОР для данного урока является: принадлежность ЭОР к теме занятия, практическая направленность ЭОР, средний уровень сложности заданий ЭОР.
Алгоритм разработки технологической карты урока по теме «Алюминий»:
конкретизируем тему урока;
определяем цель и задачи урока;
строим приблизительный план урока, выделяя его структуру;
выходим на сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов;
выбираем основное общее образование;
задаём предмет «Химия»;
в поисковом окне задаём тему занятия «Алюминий»;
в найденном перечне ресурсов выбираем по описанию материалы, отвечающие критериям, описанным в пункте 2;
загружаем отобранные ресурсы (лабораторные работы, тренажер, тесты) в компьютер;
просматриваем загруженные ресурсы и выбираем подходящие по цели занятия;
заполняем технологическую карту урока
Приложение 1
Вопросы к ученику
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что выполнял(а) на уроке и ответь на поставленные вопросы:
Вопросы | Ответы | |
1 | Какова была тема урока?
|
|
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке?
|
|
3 | Как вы думаете, вы справились с поставленной целью?
|
|
4 | Как работали на уроке твои одноклассники?
|
|
5 | Как работал ты на уроке?
|
|
6 | Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?
|
|
Приложение 2
Оценочный лист
Фамилия, имя______________________
Работа в группах:
За активное участие в работе группы (оценивается группой коллективно для каждого участника) – 4 балла.
2.Закрепление:
За каждое, правильно написанное, уравнение – 1,5 балла.
Критерии оценивания:
14 – 16 баллов оценка «5»
10 – 13 баллов оценка «4»
7 – 9 баллов оценка «3»
Менее 7 баллов «незачёт»