Учитель Живоглядова Валентина Михайловна.
Цели урока: Повторить тему «Азот», изученную на прошлом уроке. Рассмотреть строение молекулы аммиака. Познакомиться с водородной связью. Получить аммиак (практическая работа №3). Изучить свойства аммиака. Рассмотреть механизм образования донорно – акцепторной связи.
Оборудование: учебник 9 класса, рабочее место ученика, раздаточный материал, фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, NH4Cl, Ca(OH)2, HCl, спиртовка, спички.
Орг. часть.
Повторение.
Изучение темы «Аммиак».
Практическая работа №3.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
2. Повторение.
В каком виде азот встречается в природе?
Какова роль азота в природе?
Физические свойства азота?
Положение азота в периодической системе.
Степени окисления азота.
в). Письменно (карточки).
№ 1. Дать оценку реакции по всем изученным нами признакам
2NO + O2 ↔2 NO2 +Q
№ 2. N2→NO→NO2→HNO3
№ 3. Укажите степени окисления азота в соединениях: N2, NO, NO2, HNO3.
3.Тема урока: Аммиак.
Взаимодействие с водой: NH3 + H2O = NH4OH
NH3 + H2O = NH4 + + OH—
Взаимодействие с кислотами: NH3 + HCl = NH4CL
NH3 + HCl = NH4 + + CL—
2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4
Ион аммония — NH4 +
Образование донорно – акцепторной связи. Учебник, стр. 49.
Горение аммиака. 4 NH3 +3O2 = 2N2 + 6H2O
Каталистическое окисление аммиака. 4 NH3 +5O2 = 4NO + 6H2O
Катализатор платина —Pt, родий —Rh.
Какова роль катализатора в данном процессе?
N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
Соль аммония + гашеная известь или щелочь
Разложение соли аммония при нагревании.
Пояснение учителя.
а. Заполнение бланков. (Работа в паре.)
в. Отвечаем на вопросы и выполняем задания, указанные в бланке.
с. Сдаем учителю на проверку.
Оборудование: фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, Ca(OH)2, NH4Cl, HCl, спиртовка, спички.
Цель работы: получить газ аммиак, подтвердить его растворимость в воде, провести эксперимент с полученной аммиачной водой, выполнить задания.
1.Пользуясь описанием опыта и инструкцией учителя соберите прибор.
а. Закрепите его в штативе, подготовьте спиртовку.
в. Приготовьте реагирующюю смесь: Ca(OH)2 + NH4Cl, поместите ее в пробирку.
с. Подготовьте прибор к работе.
д. Получите газ аммиак, подтвердите его наличие.
2.Наблюдения:
а. Аммиак ___________________________запах.
в. Аммиак______________________________в воде.
с. В результате реакции образовался (Напишите молекулярное уравнение)
Ca(OH)2 + NH4Cl = __________________________________________________________________
3. Подтвердите получение аммиака.___________________________________________________
4. Проведите реакцию взаимодействия: NH4OH + HCl =___________________________________
5.? Можно ли собрать аммиак методом вытеснения воды? (ДА, НЕТ) Подчеркнуть.
Оборудование: фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, Ca(OH)2, NH4Cl, HCl, спиртовка, спички.
Цель работы: получить газ аммиак, подтвердить его растворимость в воде, провести эксперимент с полученной аммиачной водой, выполнить задания.
1.Пользуясь описанием опыта и инструкцией учителя соберите прибор.
а. Закрепите его в штативе, подготовьте спиртовку.
в. Приготовьте реагирующюю смесь: Ca(OH)2 + NH4Cl, поместите ее в пробирку.
с. Подготовьте прибор к работе.
д. Получите газ аммиак, подтвердите его наличие.
2.Наблюдения:
а. Аммиак ___________________________запах.
в. Аммиак______________________________в воде.
с. В результате реакции образовался (Напишите молекулярное уравнение)________________________________________________________________________
д. Напишите уравнение реакции в электронном виде.______________________________________________________________________________
3. Подтвердите получение аммиака.___________________________________________________
4. Проведите реакцию взаимодействия: NH4OH + HCl =___________________________________
5.? Можно ли собрать аммиак методом вытеснения воды? Поясните. _____________________
Оборудование: фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, Ca(OH)2, NH4Cl, HCl, спиртовка, спички.
Цель работы: получить газ аммиак, подтвердить его растворимость в воде, провести эксперимент с полученной аммиачной водой, выполнить задания.
1.Пользуясь описанием опыта и инструкцией учителя соберите прибор.
а. Закрепите его в штативе, подготовьте спиртовку.
в. Приготовьте реагирующюю смесь: Ca(OH)2 + NH4Cl, поместите ее в пробирку.
с. Подготовьте прибор к работе.
д. Получите газ аммиак, подтвердите его наличие.
2.Наблюдения:
а. Аммиак ___________________________запах.
в. Аммиак______________________________в воде.
с. В результате реакции образовался (Напишите молекулярное уравнение)___________________________________________________________________________
д. Напишите уравнение реакции в электронном виде.________________________________________________________________________________
е. Укажите типы химической связи в молекулах:
NH4OH_______________________________________________________________________________
NH4Cl________________________________________________________________________________
3. Подтвердите получение аммиака.______________________________________________________
4. Проведите реакцию взаимодействия: NH4OH + HCl =_____________________________________,
поясните тип проведенной реакции______________________________________________________
5.? Можно ли собрать аммиак методом вытеснения воздуха, если пробирка расположена дном вниз? ДА. НЕТ. (Подчеркнуть)
2 вариант. | 1 вариант | |
1.В 3-х колбах содержатся газы: азот, кислород и аммиак. Можно ли их распознать при помощи воды? 2.К физическим свойствам аммиака относятся:
3.Азот входит в состав белков. Каким образом его усваивает живой организм?
|
1.Почему при собирании аммиака методом вытеснения воздуха пробирку держат вверх дном? 2.Степень окисления азота в молекуле аммиака равна:
3.Число электронов у азота:
|
1.В весенний период необходимо внести в почву известь и сульфат аммония. Можно ли их вносить в почву совместно? 2.Сумма коэффициентов в уравнении получения аммиака равна:
3.Донорно – акцепторная связь в ионе аммония образуется за счет:
|
2 вариант. | 1 вариант | |
1.В 3-х колбах содержатся газы: азот, кислород и аммиак. Можно ли их распознать при помощи воды? (Да, аммиак растворим в воде) 2.К физическим свойствам аммиака относятся: a.Наличие запаха. b.Растворимость в воде. c.Наличие ковалентных связей. d.Отсутствие цвета. 3.Азот входит в состав белков. Каким образом его усваивает живой организм? a.Вдыхает. b.Потребляет нашатырный спирт. c.Получает с пищей. d.Содержит клубеньковые бактерии.
|
1.Почему при собирании аммиака методом вытеснения воздуха пробирку держат вверх дном? (Он легче воздуха) 2.Степень окисления азота в молекуле аммиака равна: a. +3. b. -1. c. -3. d. +5. 3.Число электронов у азота: a.5. b.7. c.3. d.8. |
1.В весенний период необходимо внести в почву известь и сульфат аммония. Можно ли их вносить в почву совместно? (NO). 2.Сумма коэффициентов в уравнении получения аммиака равна: a.8. b.5. c.9. d.3. 3.Донорно – акцепторная связь в ионе аммония образуется за счет: a. Ковалентной свази. b. Неподеленной пары электронов. c. В присутствии катализатора. d. Свободной пара электронов у атома азота.
|