Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
муниципального образования город Ноябрьск»
(МБОУ СОШ № 12)
Конспект урока по химии
в 10 классе
«Белки»
Подготовила
учитель химии МБОУ СОШ №12
Абукина Лилия Рустамовна
г. Ноябрьск
2014
Цель: познакомить учащихся с природными полимерами – белками.
Задачи:
Образовательная: Изучить строение, классификацию и свойства белков. Рассмотреть биологическую роль и применение белков.
Развивающая: научить школьников переходить от описания явлений к научному объяснению, обогатить их запас знаний новыми сведениями.
Воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.
Методы: частично-поисковый, рефлексивный.
Материалы и оборудование: белок куриного яйца, вода, пробирки, спички, спиртовка, зажим пробирочный, растворы медного купороса, нитрата свинца, аммиачная вода, концентрированная азотная кислота, гидроксид натрия, куриные перья.
Межпредметные связи: биология.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учеников | Методический комментарий | |
I этап. | |||
Организационный момент
| Проверка готовности к уроку.
Мы продолжаем знакомство с азотсодержащими органическими соединениями. И сегодня на уроке мы познакомимся с природными полимерами – белками, изучим их классификацию строение и свойства. Рассмотрим биологическую роль и применение белков.
| Подготовка учебных принадлежностей к уроку. | Здоровьесберегающий фактор. Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу. |
Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности
| 1. Скажите, какие соединения называют аминокислотами? 2. Повторите какие функциональные группы входят в состав аминокислот? 3. Как даются названия аминокислотам? 4. Какие виды изомерии характерны для аминокислот? 5. Какие аминокислоты называют незаменимыми? Приведите примеры. (Незаменимые аминокислоты не могут быть синтезированы живыми организмами и поступают в организм только с пищей. Например: аланин, аспарагин, валин, лизин и т. д.) 6. Какие соединения называют амфотерными? 7. Обладают ли амфотерными свойствами аминокислоты? Ответ обоснуйте. 8. Какие химические свойства характерны для аминокислот? 9. Какая группа атомов называется пептидной? 10. Где аминокислоты находят применение? 11. Какие вы знаете из изученных ранее веществ, которые относят к природным полимерам? (Каучук, крахмал, целлюлоза.) |
| Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса к проблеме. |
Рассказ учителя: Сегодня мы работаем по следующему плану:
Белки – это биологические полимеры, состоящие из остатков аминокислот. Значения Mr белков колеблется от 5-10 тысяч до нескольких миллионов. Белки являются основным материалом, из которого построен живой организм, так как из них состоит протоплазма и ядра живых клеток. Без белка нет жизни. Белки (протеины и протеиды). Из курса биологии вы знаете, что белки имеют первичную, вторичную, третичную, а некоторые и четвертичную структуры.
| Слушают | Выявление субъективного опыта учащихся. Межпредметные связи, интеграция знаний учащихся. | |
II этап. Осмысление. | |||
Изучение нового материала Организация практической работы
| Сегодня на уроке проделаем качественные реакции на белки. Разбивает класс на 5 групп: методика (жужжание пчелы, инсерт). Проводит инструктаж по ТБ. Объясняет ход практической работы. 1. Горят со специфическим запахом жженого пера. Белки при сжигании образуют азот, углекислый газ, воду и некоторые другие вещества. Процесс горения белков сопровождается характерным запахом жженых перьев. 2. Подвергаются термическому разложению. Данный процесс называется денатурацией Денатурация – это изменение вторичной, третичной и четвертичной структуры белковой макромолекулы под влиянием внешних факторов. (Температуры, механического воздействия, действия химических реагентов). В пробирку налейте 5мл раствора белка и нагрейте на спиртовке до кипения. Что наблюдаем? Помутнение раствора – произошла денатурация белка. После охлаждения раствор останется мутным это необратимый процесс. 3. Гидролиз – взаимодействие белков с водой в ходе которого белок утрачивает первичную структуру. Гидролиз идет постепенно: Белок → полипептиды → олигопептиды → → дипептиды → аминокислоты 4. Цветные реакции на белки. а) Биуретовая реакция. Под действием свежеосажденного гидроксида меди (II), белок окрашивается в красно-фиолетовый цвет. Добавьте в пробирку 2мл раствора белка и 2мл раствора гидроксида натрия, затем немного раствора медного купороса. Учащиеся наблюдают окрашивание раствора в фиолетовый цвет. В тетрадях записывают: белок + Cu(OH)2 → фиолетовая окраска (это реакция на пептидную связь) б) Ксантопротеиновая реакция. При действии на белок концентрированной азотной кислоты образуется ярко-желтое окрашивание. Добавьте в пробирку несколько мл белка и несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте пробирку на спиртовке. Учащиеся отмечают образование желтого осадка. белок + HNO3 → желтая окраска (реакция на ароматические циклы). в) Осаждение белка солями тяжелых металлов. В пробирку налейте 2мл раствора белка и по каплям добавьте раствор медного купороса. Учащиеся наблюдают образование труднорастворимых осадков. Это свойство белков давать нерастворимые соединения с солями тяжелых металлов. Данное свойство белка связывать тяжелые металлы используется в медицине. Например, при отравлениях принимают внутрь сырой яичный белок или выпивают стакан молока.
Одной из особенностей питания аборигенов Ямала является сыроядение. Строганина из рыбы и оленины – это не только вкусная пища, но и богатый незаменимый источник белка.
|
Выполняют работу, записывают уравнения реакций, делают вывод.
Записывают уравнения химических реакций на доске
Обсуждение в группе, примеры из субъективного опыта учащихся. | Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств.
Развитие умения проводить умозаключения по аналогии
Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. |
Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия | Организует фронтальную работу по вопросам:
1. Какие вещества называют белками? 2. Каковы основные функции белков в живых организмах? 3. Как классифицируют белки? 4. Каковы химические свойства белков? 5. Какие вещества образуются при полном гидролизе белков? 6. Что такое денатурация белка.
|
Обсуждают, отвечают на поставленные вопросы |
Развитие умения работать фронтально |
III этап. Рефлексия. | |||
Рефлексия деятельности | Учитель:
|
Проводят рефлексию своей деятельности | Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе? |
Рефлексия своего личного участия в работе |
| Комментируют | Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока) |
Домашнее задание | §38, упр. 6 с.162
| Записывают домашнее задание. |
|
Оценивание | Выставляет и комментирует оценки | Записывают оценки |
|
Список использованной литературы
1. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13-е изд. — М.: Просвещение, 2009.