Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куединская средняя общеобразовательная школа №1 — БШ»
п. Куеда
Куединский район
Пермский край
Тема урока: Чистые вещества и смеси
Урок разработала учитель химии и биологии I квалификационной категории Суханова Наталья Леонидовна
2014 г
Тема: Чистые вещества и смеси
Класс: 8
Технология: Адаптивная технология развивающего обучения Е.А. Ямбурга
Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала
Деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая,
Методы обучения:
поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Цель урока:
1. Познакомиться с чистыми веществами и смесями.
2. Сформировать учебно-исследовательскую компетентность обучающихся;
Задачи
Образовательные
Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ.
Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
Познакомить на практике со способами разделения смесей.
Развивающие
Развивать умение наблюдать и делать выводы.
Развивать мышление, внимание, интеллект у ребят.
Прививать простейшие навыки химических исследований.
III. Воспитательные
Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке.
Формировать мысли о том, что мир познаваем и един.
Оборудование и реактивы:
Рабочая карта урока каждому ученику, на каждую парту (3 химических стакана, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, вода, сахарный песок, речной песок.)
Ход урока:
Знакомство с рабочей картой урока (в ней отражены этапы урока, деятельность учащихся, каждый этап оценивается: ученик оценивает сам себя с/о…, или его сосед по парте в/о…, или общая оценка группы о/г…).
Изучение нового материала (проблема)
Удивляй! Загадка про воду.
Однажды, — говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. [1]
Вопрос классу – Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?
Ответ: Нельзя, ибо она представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, в первую очередь солей (главный из них NaCl), который предает ей своеобразный горько-соленый вкус.
Критерии оценивания проговариваются.
А) Рассказ о чистых веществах и смесях.
Каждое вещество, выделенное из морской воды, имеет определенные свойства (плотность, твердость, температура кипения, температура плавления и др.). Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит различные примеси, которые захватывают из воздуха. В жизни, как правило мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ. (выставление оценки себе, как поняли эту часть материала).
Б) Терминология
Вопрос: Дайте свое определение чистым веществам и смесям (работа в парах ребята проговаривают друг другу свои определения).
Ответ: Заслушиваются у двух человек каждое определение: в тетради записывают правильные определения. (В рабочей карте друг другу выставляют оценки по тем определениям, которые они проговаривали друг другу соотнося к правильным)
Чистое вещество – вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства.
Смесь – система, состоящая из равномерно распределенных друг в друге двух или более простых веществ, соединений или материалов.
Например: Древесный уголь (простое вещество углерод С), сера (элемент) и KNO3 – нитрат калия (соединение) образуют смесь, которая называется порох.
На доске схема 1.
В) Наблюдение за экспериментом (инструкция по технике безопасности) Приложение № 2
Работа с карточкой. Проводят сами опыт (растворение в воде сахарного песка и речного песка). Результат записывают под схемой 1. ( № 1 стакан, № 2 стакан )
Проверяют правильность записей, ставят оценки себе в рабочую карту.
Г) Работа с учебником с. 82 (3-4 абзац) [2]
Самостоятельная работа. Дописать начатую схему.
Проверяют правильность записи и ставят себе оценку (дается правильная схема)
Работа со схемой № 1.
Прикладная направленность проговаривается.
Показ небольшой коллекции различных смесей.
Д) Способы очистки смесей.
Многие чистые вещества играют важную роль в атомной энергетике, полупроводниковой промышленности, волокнистой оптике и т.д. поэтому очистка веществ – важнейшая проблема химии.
Простейшие способы очистки веществ вам известны из курсов ботаники и природоведения.
Вопрос: Назовите их.
Ответ: Фильтрование, отстаивание, деконтация (сливание).
Вопрос: А какие народные способы очистки веществ вы знаете? (табл. Активированный уголь, Смекта).
Ответ: Называют
А) фильтрование через березовые угли и несколько слоев марли, через обожженную глину.
Б) Отстаивание (примеси оседают на дно).
В) Современные фильтры для очистки воды.
Раньше спирта не было, и люди в медицинских целях использовали самогон, а чтобы он был очищенный, использовали разные способы. Например, фильтрование.
И раньше и теперь из поколения в поколение очищают творог от сыворотки, масло сливочное от пахты – а это продукты питания издревле известные на Руси.
Работа со схемой № 2.
Основные способы разделения смесей (очистки веществ).
Однородных
Выпаривание Кристаллизация Дистилляция Хроматография
|
Межпредметная связь с 83. абзац 2 (рассказ учителя про Шерлока Холмса) [2]
Закрепление (решение творческого задания)
На столе стоит сосуд (для подсказки).
Работа во временных группах по 4 человека.
Читается задание.
Древние египтяне – жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом – в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец, — и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое – либо вещество но, тем не менее, они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?
Контрольный ответ: из вещества, впитывающего свинец (это была костяная зола) изготавливали сами сосуды – в этом и заключался великий секрет египетских жрецов. [1]
В группе идет обсуждение. Каждая группа дает свой вариант ответа. ( кратко 2-3 слова или одно предложение)
Учитель называет правильный ответ, группа ставит себе оценку, которая записывается в рабочую карту каждого.
Самостоятельная работа.
(эксперимент)
Работа с инструктивной карточкой. Берем стакан № 2 из первого опыта, перемешиваем содержимое, т.е. речной песок с водой и выливаем в чистый стакан, заранее приготовленный учителем с воронкой и фильтровальной бумагой.
Вопрос: Как называется этот метод?
Ответ: Фильтрование.
Вопрос: Что осталось на фильтровальной бумаге?
Ответ: Чистое вещество – речной песок.
Вопрос: А что фильтровали?
Ответ: Смесь речного песка с водой.
Выставляют себе оценку, если на все вопросы ответили правильно.
Дополнительный материал, если останется время. Разделение смеси железа с серой с помощью магнита. Работает один человек у доски.
IV. Выставляют себе итоговую оценку, среднеарифметическую из всех набранных.
V. Рефлексия. Записывают в рабочую карту.
VI. Домашнее задание.
Спросить у родителей, а какие они знают способы очистки веществ от примесей. Просветите их теми, которые вы узнали на уроке, и где это применимо в домашнем быту.
Литература
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., — М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2010. – 270 с.:ил.
Приложение № 1
План урока.
(Рабочая карта).
Деятельностьучащихся | Формы контроля | Оценка | Время (мин.) | |
1.Изучение нового материала (проблема). а) Рассказ о чистых веществах и смесях. б) Терминология. в) Эксперимент. г) Работа с учебником с.82 д) Схема |
Индивидуальна
Работа в парах Работа в парах Индивидуальная Работа в парах |
с/к
в/к в/к с /к в /к
|
с /о…
в /о… в/о… с/о… с/о… |
7
6 5 5 7 |
2.Закрепление (творческое задание)
| Групповая работа | в/к, т/р | о/г… | 5 |
3.Самостоятельная работа (эксперимент) | Работа в парах | в/к, и/д | в/о… | 5 |
4.Итоговая отметка |
|
| … | 1 |
5.Рефлексия
|
|
|
| 3 |
6.Домашнее задание |
|
|
| 1 |
1.Самоконтроль — с/к
2.Взаимоконтроль — в/к
3.Исследовательская деятельность — и/д
4.Творческая работа — т/ р
5.Самооценка — с/о
6.Оценка в группе — о/г
7.Взаимооценка — в/о
Рефлексия.
1.Самое интересное – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чему практически научились – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что узнали нового —
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2