Конспект урока по Химии «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» 8 класс

Тема урока: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции».

I. Цели:

  1. Показать влияние различных факторов на скорость химических реакций.

  2. Научить объяснять влияние каждого фактора.

  3. Продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием.

  4. Продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков (эксперимент, наблюдение, обобщение, формулировка вывода).

  5. Продолжить формирование навыка коллективной работы (умения слышать партнера, уважать чужое мнение и пр.).

II. Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

— Что изучает химическая кинетика?

— Дать определение скорости химической реакции.

— Какие мы знаем типы химических реакций?

— Записать на доске формулы для расчета скорости гомогенной и гетерогенной реакции. В каких единицах она измеряется?


2. Формулировка темы урока, постановка проблемы.

Учитель: «Ребята, химические реакции встречаются нам повсюду. Каждую секунду протекают миллионы реакций. Я говорю, вы – слушаете, думаете – и в нашем мозге происходит множество химических реакций. В стакан чая вы кладете кусочек лимона и чай бледнеет – произошла реакция. Переваривание пищи – целый комплекс химических реакций. И у каждой реакции – своя скорость. Одна реакция идет медленно, другая – быстро. Как вы думаете, от каких факторов зависит скорость химической реакции? Можно ли ее изменить – уменьшить или увеличить?»

Учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учитель предлагает оформить их на листах и вывесить на доску.

Учитель: «Мы выдвинули несколько гипотез. Что теперь мы должны делать, чтобы их проверить?»

Учащиеся: «Провести исследование»

Учитель: «Итак, тема сегодняшнего урока «Факторы, влияющие на скорость химической реакции». Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока»


3. Инструктаж групп.

Учитель: «Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями. Внимательно прочтите задания.

Задания:

1) провести опыт;

2) прочитать текст;

3) сделать вывод о влиянии данного фактора на скорость химической реакции;

4) подготовить отчет в виде таблицы в тетради:

Название фактора

Влияние фактора на скорость химической реакции

Пример

(из опыта)

5) подготовить отчет для выступления у доски;

6) продемонстрировать отчет классу.


4. Исследования (работа групп).

Учитель контролирует работу в группах, направляет её.


5. Выступление групп у доски.

Выступают 1-2 человека от группы. Демонстрация опытов классу.


6. Применение знаний.

Задания:

1) Как увеличить скорость реакции?

а) S + O2 = SO2 – увеличить концентрацию реагирующих веществ;

б) Zn(кусок) + H2SO4 = ZnSO4 + H2 ↑ — увеличить площадь соприкосновения реагирующих веществ;

в) Fe + CuSO4 = Fe + CuSO4нагреть.

2) Препарат «Мезим – форте» применяют при тяжести в желудке, которая является следствием переедания. В роли чего выступают эти таблетки? – в роли катализатора.

3) Какой металл нужно взять для получения водорода (Н2) из воды – Na или Fe? Почему?


7. Домашнее задание.

Записи в тетради, учебник — § 30, § 31.

Приложение

Карточки для групп

Природа реагирующих веществ


  1. Проведите опыт: налейте в два стакана воды. В один стакан поместите железную стружку(Fe), а в другой стакан- кусочек натрия(Na). Что вы наблюдаете? Определите положение железа и натрия в таблице Менделеева, сравните их химическую активность. Запишите уравнение той реакции, которую вы наблюдали.

  2. Прочитайте текст: а) на листе;

б) учебник на страницах120-121

  1. Сформулируйте вывод о влиянии природы реагирующих веществ на

скорость химической реакции.

  1. Подготовьте отчёт в виде таблицы в тетради:


Название фактора

Влияние фактора на скорость химической реакции

Пример

(из опыта)


  1. Подготовьте отчёт для выступления у доски.

  2. Продемонстрируйте опыт классу.


Концентрация реагирующих веществ

  1. Проведите опыт: поместите в ложечку для сжигания немного серы (S). Расплавьте на пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в стакан с кислородом (О2). Что сейчас вы наблюдаете? Где сера горит быстрее? Почему? Запишите уравнение соответствующей реакции.

  2. Прочитайте текст: а) на листе;

б) учебник на странице 121.

  1. Сформулируйте вывод о влиянии концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.

  2. Подготовьте отчёт в виде таблицы в тетради:


Название фактора

Влияние фактора на скорость химической реакции

Пример

(из опыта)


  1. Подготовьте отчёт для выступления у доски.

  2. Продемонстрируйте опыт классу.


Площадь соприкосновения реагирующих веществ

  1. Проведите опыт: возьмите два одинаковых кусочка мела (СаСО3), один измельчите и высыпьте в пробирку. Второй положите в пробирку целиком. Добавьте в обе пробирки соляную кислоту (НСl). Что наблюдаете? В какой из пробирок реакция идёт быстрее? Почему? Запишите уравнение соответствующей реакции.

  2. Прочитайте текст на листе.

  3. Сформулируйте вывод о влиянии площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.

  4. Подготовьте отчёт в виде таблицы в тетради:


Название фактора

Влияние фактора на скорость химической реакции

Пример

(из опыта)


  1. Подготовьте отчёт для выступления у доски.

  2. Продемонстрируйте опыт классу.


Температура

1. Проведите опыт: в две пробирки с цинком (Zn) прилейте разбавленную серную кислоту (H2SO4). Одну пробирку осторожно подогрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Где реакция идёт быстрее? Почему? Запишите уравнение соответствующей реакции.

    1. Прочитайте текст: а) на листе;

б) в учебнике на страницах 122 – 123.

    1. Сформулируйте вывод о влиянии температуры на скорость химической реакции.

    2. Подготовьте отчёт в виде таблицы в тетради:


Название фактора

Влияние фактора на скорость химической реакции

Пример

(из опыта)


    1. Подготовьте отчёт для выступления у доски.

    2. Продемонстрируйте опыт классу.

Катализатор

1. Проведите опыт: в две пробирки налейте перекись водорода (Н2О2). Известно, что он будет разлагаться на воздухе. Уравнение реакции этого процесса следующее: 2О2 = 2Н2О + О2. В одну пробирку добавьте оксид марганца (MnO2). Внесите в обе пробирки тлеющие лучинки. Что наблюдаете? Почему? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Чем он является для реакции?

  1. Прочитайте текст: а) на листе;

б) § 31 учебника.

  1. Сформулируйте вывод о влиянии катализатора на скорость химической реакции.

  2. Подготовьте отчёт в виде таблицы в тетради:


Название фактора

Влияние фактора на скорость химической реакции

Пример

(из опыта)


  1. Подготовьте отчёт для выступления у доски.

  2. Продемонстрируйте опыт классу.


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Аммиак»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: