Химия 8 класс
Методическая разработка урока
«Физические и химические
свойства солей»
Выполнила
учитель химии
ОШ № 30 г. Симферополя
Сушко М.П.
Тема. Физические и химические свойства солей (слайд№1)
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: мультимедиа-урок
Цели урока:
познакомить учащихся с физическими свойствами солей;
сформировать представление о химических свойствах солей, особенностях и условиях взаимодействия солей с кислотами, щелочами, солями, развивать умение записывать уравнения реакций обмена;
продолжать формирование навыков и умений проведения химического эксперимента;
формировать коммуникативную компетентность (умение работать в группах, выступать перед одноклассниками);
развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
воспитывать самостоятельность, активность и настойчивость (слайд №2).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение, CD—R), наборы реактивов и химической посуды, необходимых для проведения эксперимента, таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде, ряд активности металлов, опорный конспект, раздаточный материал с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, настрой учащихся на работу.
Актуализация опорных знаний
Вопросы классу:
Какие классы неорганических веществ вам известны?
Дайте определение солям.
Вспомните правила составления формул и названий солей.
Учащиеся по вариантам выполняют задания (Слайд №3):
а) установите соответствие;
б) логические ряды «Найди лишнее»;
в) найдите ошибку.
Вариант 1.
Установите соответствие
Название | |
1. CuSO4 2. Na2CO3 3. CaCl2 4. AgNO3 | а) карбонат натрия б) хлорид кальция в) сульфат меди (II) г) нитрат серебра |
Логический ряд «Найди лишнее»:
а) H2SO4, CaCO3, BaCl2, CaO; б) Cu(OH)2, FeCl3, NaCl, AgNO3.
3. Проверь формулы солей по валентности, найди ошибку:
KCl, BaSO4, NaРO4
Вариант 2.
Установите соответствие
Название | |
1. FeSO4 2. CaCO3 3. Na2SO4 4. BaCl2 | а) карбонат кальция б) сульфат натрия в) хлорид бария г) сульфат железа (II) |
Логический ряд «Найди лишнее»:
а) Li2SO4, KOH, Pb(NO3)2, CO;
б) K2SO3, H3PO4, H2O, AgBr.
3. Проверь формулы солей по валентности, найди ошибку:
Ba(NO3)2, MgSO4, AlCl2 .
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Изучая химические свойства оксидов, кислот, оснований, мы можем сказать, с какими веществами реагируют соли. Всегда ли возможны эти реакции? В каких случаях реакция происходит необратимо? Следовательно, целью нашего урока является изучение физических и химических свойств солей.
Изучение нового материала
Физические свойства солей (слайд №4)
Учитель. Соли относятся к веществам немолекулярного строения. Вспомните, какие свойства характерны для таких веществ. А теперь сравните свои ответы с данными опорного конспекта. Далее учащимся предлагается рассмотреть образцы солей, сделать общий вывод об их физических свойствах.
Химические свойства солей (слайд №5):
а) повторение правил ТБ во время работы с основаниями, кислотами, солями.
Закончить предложения:
— в химическом кабинете никакие вещества…
— в случае попадания кислоты или щелочи на кожу или слизистые необходимо …
— после окончания работы следует…
б) изучение химических свойств солей:
1. взаимодействие солей с металлами.
2. взаимодействие солей с основаниями.
3. Взаимодействие солей с кислотами.
4. реакция обмена между солями.
Пояснение условий и особенностей протекания реакций.
Учащиеся проводят лабораторные опыты (слайд №6):
№1 «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)»;
№2 «Взаимодействие солей с основаниями»;
№3 «Взаимодействие солей с кислотами»;
№4 «Реакция обмена между солями», делают необходимые записи в тетради (краткий ход выполнения опыта, наблюдения, уравнения реакций, выводы).
V. Закрепление изученного материала.
Беседа (слайд №7):
— назовите условия протекания реакции солей с металлами, почему для этой реакции не используют щелочные металлы?;
— к какому типу относится реакция между солью и металлом?;
— что необходимо знать о реакции солей с основаниями?;
— при каких условиях протекает реакции между двумя солями, к какому типу реакций она относится, какие реакции называют реакциями обмена?;
— каковы особенности протекания реакции солей с кислотами, к какому типу она относится?
2. Работа в группах (слайд №8).
Группа №1
Задание: допишите схемы реакций, составьте химические уравнения:
а) HgSO4 + Mg ®
б) SrSO3 + HBr ®
в) CrSO4 + KOH ®
Группа №2
Задание: вместо точек вставьте формулы солей и преобразуйте схемы реакций в химические реакции:
а) … + Mn ® … + Cu
б) … + HI …® + HNO3
в)… + H2SO4 ® …+ CO2 + H2O
Группа №3
Задание: напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращение:
ZnCl2 ® ZnCO3®ZnO®Zn(NO3)2
Проверка заданий у доски, анализ ошибок.
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
§ 14, №130 (б,в) – письменно.
VIII. Рефлексия «Сигнальные карточки»
Зеленая – «Мне было интересно»
Синяя – «Я усвоил новую информацию»
Желтая – «Мне было сложно»
Красная – «Я ничего не понял»