Конспект урока по Химии «Гидролиз неорганических веществ» 11 класс

Тема « Гидролиз солей» рассчитана по программе на 2 часа. Целью всей темы является усвоение понятия гидролиз соли и отработка умения составлять уравнения гидролиза солей органического и неорганического происхождения. А цель этого урока усвоение понятия гидролиз соли и создание алгоритма который поможет составлять уравнения гидролиза солей на последующих уроках. тип урока — усвоение новых знаний; вид урока – проблемно-исследовательская деятельность. Данный метод активизирует мыслительную деятельность учащихся при постановке перед ними познавательных задач. Решая эти задачи ученики встретились с трудностями понимания и осмысления нового материала и разрешили их через эксперимент и работу с текстом. Результат – созданный алгоритм составления уравнения гидролиза солей.


«Гидролиз неорганических веществ»

урок химии в 11 классе

Комбинированный урок с мультимедийным сопровождением

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, фронтальная взаимопроверка.

Методы и приемы обучения: частично-исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование.

Место урока в программной теме: Тема 2. Химические реакции. Урок № 22

Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.

Компьютер, проектор, презентация с поэтапным показом схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

УМК: Учебник О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2011.

Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс.

электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий»

  1. https://festival.1september.ru

  2. https://www.xumuk.ru/

  3. Мультимедиа учебный курс «Образовательная коллекция. Общая химия»

  4. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

  5. СD «1С- репетитор Химия»

  6. Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. (www.ihternetschool.ru)

  7. «Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без».

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа. 2003. Химия.

2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей. 2006.

3. https://interneturok.ru/

4. https://www.shishlena.ru/

5. https://school-collection.edu.ru/

6. https://www.xumuk.ru/




Цели урока:

Учебные:

  • Формирование основных понятий гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, рH, типы гидролиза, степень гидролиза, факторы , влияющие на степень гидролиза на дифференцированной основе;

  • Формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказывать и объяснять изменение среды раствора, образование кислых и основных солей.

  • Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.

  • Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.

  • Формировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • Развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.

  • Развивать творческое мышление, экспериментальные умения и навыки.

  • Развивать умение выдвигать гипотезу, проверять ее.

  • Устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы.

  • Развивать эмоциональную сферу учащихся, познавательной активности,

умение наблюдать окружающий мир, задумываться над внутренней сутью увиденного.

Воспитательные:

  • Формировать умения применять изученный материал в практических ситуациях, защищать свои убеждения, работать в группе.

  • Развивать интерес к предмету и процессу познания.

  • Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

  • Воспитывать убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью.

Ход урока.

I.Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.

II. Проверка домашнего задания (4-5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию лекции.

Учитель: Начинаем тему гидролиз, вспомним пройденный материал. Поговорим о классах неорганических веществ.

    1. Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли).

    2. Приведите примеры кислот и оснований .

(NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2)

3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;

слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

(Слайд №3)

5.Что показывает степень электролитической диссоциации?

6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4)

Что представляют собой соли? (производные кислот и оснований)

Давайте вспомним, какую окраску имеет индикатор лакмус (универсальный) в различных средах, для этого посмотрим на ряд опытов(опыты)

  1. Индикатор универсальный + кислота → красная гамма цветов. (pH< 7).

  2. Индикатор универсальный + основание → синяя гамма цветов. (pH>7).

  3. Индикатор универсальный + вода → цвет не меняется. (pH=7).

III. Изучение новых знаний и способов деятельности (30 минут)

Учащимся предлагается: Экспериментально исследуйте среду четырёх выданных растворов: NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3. Определите как изменяется цвет индикатора? (Учащиеся определяют среду раствора)

Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?

Учитель: Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?

У.: Совершенно верно, вода. Вода вступает в реакцию с солями, и разлагает их.

Вода– «гидро», разложение- «лизис». Мы с вами подошли к изучаемой на этом уроке теме: «Гидролиз»

    Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. (Слайд № 7)

Запишем: Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой. Вспомним, вода слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН ↔ Н+ + ОН, и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10 – 7 моль/л. pH = 7

Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли:

  1. образованные слабой кислотой и сильным основанием,

  2. сильной кислотой и слабым основанием,

  3. слабой кислотой и слабым основанием.

  4. соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.

  1. Рассмотрим примеры, когда соль образованна одноосновной кислотой и однокислотным основанием.

  1. Пример: Слабая кислота и сильное основание. (Слайд № 8,9)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.

NaCN + НОН НCN + NaOH

Полное ионное, молекулярное уравнение

Н+ + CN + Na+ + HOH НCN + Na+ + OH

Краткое ионное, молекулярное уравнение

CN + НОН НCN + ОН ; ОН > Н+ => среда щелочная; рН > 7.

Сила побеждает!

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

    Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе дает в растворе гидроксид ионы (ОН). Реакция идёт по аниону

  1. Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе дает в растворе гидроксид ионы (ОН) и кислые соли. (Слайд № 10,11)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли

Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионное, молекулярное уравнение

2Na+ + СO32– + Н2O 2Na+ + HCO3 + ОН

Краткое ионное, молекулярное уравнение

СO32– + Н2O ↔ НСO3 + ОНОН > Н+ среда щелочная, рН > 7.

Молекулярное уравнение.

Na2CO3+ Н2O NaHCO3 + NaОН.

При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).

3) Пример: Сильная кислота и слабое основание. (Слайд №12,13)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли

NH4Cl NH4+ + Cl

Полное молекулярное, ионное уравнение

NH4+ + Cl + НОН NH4 ОН +Н+ + Cl

Краткое ионное, молекулярное уравнение

NH4+ + НОН NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН => среда кислая, рН < 7

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

    Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.

4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода;

(Слайд № 14,15)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли

АlCl3 Аl+3 + 3Cl

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионное, молекулярное уравнение

Аl+3 + 3Cl + НОН 3Cl + + Аl ОН +2

Краткое ионное, молекулярное уравнение

Аl+3 + НОН Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН => среда кислая, рН < 7.

Молекулярное уравнение.

АlCl3 + НОН Аl (ОН)Cl2Cl

Вторая ступень:

Аl(ОН)Cl2 Аl ОН +2 + 2Cl

Из проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.

Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.

  1. Пример: Слабое основание и слабая кислота. Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли.

(Слайд № 16,17)

Al2S3 + 6H2O>2Al(OH)3 + 3H2S

По результатам проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания. Гидролиз по катиону и аниону.

  1. Пример: Слабое основание и слабая кислота. Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли.

СН3СОО NH4 СН3СОО + NH4+

Полное ионное, молекулярное уравнение

СН3СОО + NH4+ + НОН СН3СООН + NH4 ОН

Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).

Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.

NH4CN NH4+ + CN

NH4+ + CN + НОН NH4ОН + НCN

К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная.

Гидролиз формиата аммония:

НСОО NH4 НСОО + NH4+

НСОО + NH4+ + НОН НСООН + NH4 ОН

К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

    При гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.

7) Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl). (Слайд № 19,20)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса в водном растворе соли.

Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются

IV. Первичная проверки изученного материала

Учитель: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз?

V. Закрепление изученного материала (работа в парах 5 минут)

Задание: ( Слайд № 20)

1.Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:

1 вариант 2 вариант

а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)

б) сульфата калия б) сульфита натрия

в) сульфида натрия в) нитрата бария

  • Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.

  • Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.

  1. Учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или самим себе поставить оценку).

Ответы на вопросы (Слайд № 22-24)

VI. Обобщение и систематизация.

Работа в группах, обмениваются результатами, (2 минуты)

  1. Кислую среду имеет водный раствор:

  1. Na3PO4

  2. KCl

  3. Na2CO3

  4. ZnSO4

  1. Щелочную среду имеет водный раствор:

  1. FeCl3

  2. K2SO4

  3. Na2CO3

  4. BaCl2

  1. Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и

  1. нитрата бария

  2. силиката калия

  3. сульфата натрия

  4. хлорида алюминия

  1. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,

  1. Гидролизуется по катиону

  2. Гидролизуется по аниону

  3. Не подвергается гидролизу

  4. Полностью разлагается водой

VII. Информация о домашнем задании (1 минута)

1. Пользуясь схемой, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.

НОН = Н+ + ОН — нейтральная среда;

+] = [ОН] — нейтральная среда;

+] < [ОН] — щелочная среда;

+] > [ОН] — кислая среда.

Для учеников, кто сдает ЕГЭ: Выполните задания, опубликованные на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить.

VIII. Заключение. Подведение итогов.

Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Сообщение ученика о значении гидролиза в природе и в жизни человека. (2-3 мин)

Определение реакции среды имеет большое значение. Не только химикам нужно знать, но и биологам, медикам, агрохимикам. Очень важно знать содержание ионов Н+ и ОН для того, чтобы характеризовать кислотность крови, лимфы, желудочного сока, почвы.

В сельском хозяйстве учитывают содержание Н+ в почвенном растворе при выращивании культурных растений. Большинство растений нормально развиваются на почвах с нейтральной реакцией почвенного раствора. Именно поэтому закисленные болотистые почвы приходится нейтрализовать известью, иначе культурные растения на таких почвах дают низкий урожай.

ОН— обусловливает общие свойства оснований: горький вкус, ощущение мылкости, одинаковую реакцию на индикаторы. Все это дело ионов ОН.

Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу.

Беседа учителя с учащимися. (1 минута)

Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе. Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.)

РЕФЛЕКСИЯ

У.: Возьмите карточки. (Они заранее разложены на столах учащихся). Поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?

Спасибо за урок, до свидания.

Проверка знаний на следующем уроке. Графический диктант:

  1. В чистой воде рН=7.

  2. Раствор соляной кислоты – слабый электролит.

  3. Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

  4. Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

  5. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.

  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

  7. Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.

  8. Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

  9. Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

  10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Ученики заполняют бланк химического диктанта , обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: 5 – 6 правильных ответов – оценка «3», 7 – 8 правильных ответов – оценка «4», 9 – 10 правильных ответов – оценка «5». На доске открывается шаблон с правильными ответами .








Свежие документы:  Конспект урока-олимпиады по химии «Самое необыкновенное вещество в мире» 8 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: