Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний
Вид урока: беседа с демонстрацией опытов
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Цель: формирование знаний о химических реакциях, признаках химических реакций
Задачи:
На систему знаний: сформировать знания о признаках химических реакций
На систему специальных умений:
а) объяснять отличия физических явлений от химических
б) называть соединения изученных классов неорганических веществ
3. На систему обще-специальных умений
а) сравнивать физические и химические явления
б) анализировать результаты опытов
в) умение определять признаки химических реакций и делать выводы
4. На систему обще-учебных умений
а) умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробиркой, пипеткой, стаканом, спиртовкой)
б) умение безопасного обращения с веществами (солями, кислотами, щелочами)
Лабораторное оборудование и химические реактивы: пробирки, пипетки, стаканы, предметное стекло, спиртовка, лучина, держатель для пробирок, пластиковые трубочки;
Растворы: известковой воды, гидроксида натрия, сульфата меди, соляной кислоты, хлорида железа;
Фенолфталеин, концентрированная серная кислота, бихромат аммония, порошок магния, медицинский спирт.
Ход урока:
Организационный момент.
Давайте начнем наш урок с опыта.
Проделывает учитель два опыта: нагревание воды и горение лучины. Обучающиеся сравнивают два опыта и находят признаки физических и химических явлений.
Химические явления называются химическими превращениями или химическими реакциями.
Одна из первых химических реакций освоенная человечеством – горение. Огонь люди научились добывать 100.000 лет назад.
Изучение нового материала. Учитель объявляет тему урока «Признаки химических реакций»
Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо. (Написано на доске)
А сейчас мы с вами проделаем опыты и определим, какие признаки, характерны для химических реакций.
Первый признак – образование осадка
Сульфат меди и гидроксид натрия (CuSO4, NaOH). Обучающиеся проделывают опыт под руководством учителя и определяют признаки химических реакций.
Второй признак – выделение газа
Мел и соляная кислота (CaCO3 и HCl). Обучающиеся проделывают опыт под руководством учителя и определяют признаки химических реакций.
Третий признак — изменение окраски (цвета)
Гидроксид натрия и фенолфталеин – малиновое окрашивание
После добавления соляной кислоты – обесцвечивание раствора
(NaOH, фенолфталеин и HCl) ). Обучающиеся проделывают опыт под руководством учителя и определяют признаки химических реакций.
Четвертый признак — выделение теплоты (света)
Вода и концентрированная серная кислота
(H2O и H2SO4 конц) ). Обучающиеся проделывают опыт под руководством учителя и определяют признаки химических реакций.
Предлагаю проделать опыт (закрепление материала).
Хлорид железа (III) и гидроксид натрия (FeCl3 и NaOH) ). Обучающиеся проделывают опыт под руководством учителя и определяют признаки химических реакций.
Что мы узнали на уроке нового
Посмотрим опыт и установим связь данного опыта с темой урока
«Вулкан»((NH4)2Cr2O7 и Mg). Учитель проделывает опыт, обучающиеся определяют признаки химических реакций. Признаки по ходу урока вывешиваются на доске.
Приведите примеры химических явлений (реакций) с которыми вы сталкиваетесь в домашних условиях и в природе.
Выставление оценок.
Домашнее задание §26 упр. № 3,6
Спасибо за урок.