Автор УМК Новошинский И.И. Новошинская Н.С.
Автор конспекта урока :
учитель химии МБОУ СОШ № 5 города Армавира — Титович Елена Николаевна
Класс -8
Тема урока Химические свойства кислот
Тип урока Комбинированный, исследовательский
Цели :
-научить ребят проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя,
-научить обобщать и интерпретировать информацию, представленную в текстовой и знаковой форме
-научить грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту
-формировать экологическую грамотность и бережное отношение к природе
Задачи:
-актуализировать знания о признаках химических реакций
-описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии
-объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы
— давать определения химическим понятиям
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор) реактивы (Соляная кислота, магний, цинк, медь, оксид магния, оксид цинка, гидроксид натрия, хлорид железа (III), фенолфталеин, метилоранж, лакмус, карбонат натрия, нитрат натрия, нитрат серебра)
Правила по ТБ. Ряд активности металлов, таблица растворимости, инструкционные карты
Пробирки, штативы для пробирок , микролаборатории
ХОД УРОКА.
Организационный момент, приветствие,
I. Этап «Актуализация знаний и умений»
Учитель:
-Обратите внимание на картинки на слайде (лимон, щавель) что объединяет их (слайд1)
Учащиеся (возможный ответ): они кислые, содержат кислоты
Учитель:
— Итак, тема нашего урока «Кислоты», и мы должны познакомиться с их химическими свойствами ( запись темы в тетрадь) (Слайд2)
-Что же такое кислоты?
Учащиеся (возможный ответ): сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
Учитель :
-Что происходит с кислотами в водном растворе?
Учащиеся (возможный ответ): распадаются на ионы ,т. е. происходит их диссоциация
Учитель :
-Так чем же являются кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Учащиеся .: кислоты это электролиты , образующие при диссоциации катионы водорода и анионы кислотного остатка
Учитель
-Давайте вспомним названия основных неорганических кислот.
Учащиеся ( называют появляющиеся на экране кислоты)
Учитель :
-Какими бывают кислоты? ( по содержанию кислорода в молекуле, по числу атомов водорода в кислоте)
Учащиеся (возможный ответ): кислоты по содержанию атомов кислорода делятся на кислородсодержащие и бескислородные (приводят примеры) по содержанию атомов водорода на одно и многоосновные (приводят примеры)
Выполняют тестовое задание (задание на слайде3) обмен тетрадями, взаимопроверка(ответы на слайде3)
II. Этап «Изучение нового материала»
.Учитель (Организует деятельность по актуализации понятия , сравнивает состав кислот и делает предположения об их химических свойствах)(слайд4)
Итак, мы выяснили, что все кислоты имеют в составе молекул атомы водорода, и способны в растворе образовывать при диссоциации катионы водорода, именно с этим свойством связаны общие свойства кислот. С какими же веществами будут реагировать кислоты… прежде чем провести экспериментальное исследование необходимо предположить ( выдвинуть гипотезу ( что такое гипотеза?) с какими веществами могут реагировать кислоты . Вспоминаем классы соединений, которые уже изучили (оксиды, основания, соли), делаем предположения о возможности взаимодействия с этими веществами), вспоминаем об индикаторах и их способности изменять цвет в зависимости от среды (химические «хамелеоны») , в быту мы используем эмалированную посуду, либо особые не окисляющиеся сплавы, поэтому проверим с какими металлами могут реагировать кислоты.
Учитель . Организует проведение лабораторных опытов по инструкционным картам в группах с индивидуальным заданием,( всего 5 групп в зависимости от количества учащихся группы дублируются) — предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории; и работе с кислотами правила прикреплены к инструкционным картам, организует работу в группах с теоретическим материалом по нескольким источникам (Включает чёрный экран слайд 5 )
Работа в парах ( один практик, другой теоретик) работа по инструкционным картам
Учитель помогает в проведении опытов, индивидуально отвечает на вопросы , возникающие у учащихся.
Учитель :
— Вы провели опыты , подтверждающие свойства кислот, о которых мы делали предположения
Представление результатов 1 группы (взаимодействие кислот с металлами)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на металлы магний, цинк, медь в пробирке с медной проволокой видимых изменений не произошло, значит реакция не идёт , при взаимодействии магния и цинка выделялся газ, причём особенно активно шла реакция с магнием, при взаимодействии магния с соляной кислотой пробирка разогрелась , значит протекает экзотермическая реакция
Учитель:
-Если бы вам предложили расположить исследуемые металлы в порядке уменьшения активности ,то как бы вы расположили эти металлы?
Ученик сначала магний ,затем цинк, а после медь
Учитель :
—А по способности вытеснять водород, где бы вы поместили водород?
Ученик перед медью
Учитель:
— Верно, а теперь взгляните на ряд активности металлов и найдите исследованные вами металлы, именно так расположены металлы в ряду активности, который создал русский учёный Бекетов, расположив металлы по их активности
ЗАПОМНИТЕ: Металлы, расположенные в ряду активности до водорода вытесняют водород из кислот (не брать азотную кислоту, о ней мы поговорим позже)
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
Результаты 2 группы (взаимодействие кислот с оксидами металлов)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на оксиды магния и цинка , оксиды растворились в соляной кислоте, значит ,они взаимодействуют с кислотами , так как оксид магния –основный оксид цинка -амфотерный оксид , то можно сделать вывод, что кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
Результаты 3 группы (взаимодействие кислот с основаниями)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на растворимое ( гидроксид натрия) и нерастворимое ( гидроксид железа(III) основание, в первом случае реакцию проводили в присутствии индикатора фенолфталеина, который окрасился в щёлочи в малиновый цвет, эта окраска исчезла при добавлении соляной кислоты, осадок нерастворимого основания гидроксид железа(III) растворился при добавлении соляной кислоты, значит, кислоты реагируют с основаниями
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь )
ЗАПОМНИТЕ: реакция между основанием и кислотой называется реакцией нейтрализации (записываем ионно-молекулярное уравнение реакции)
Результаты 4 группы (взаимодействие кислот с солями)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на карбонат натрия, реакция шла бурно с выделением газа, при взаимодействии соляной кислоты с нитратом серебра выпал белый осадок , а вот с нитратом натрия реакция не протекает
Учитель:
— Давайте подумаем , какая кислота будет сильнее : соляная или угольная?
Учащиеся (с помощью учителя) сильнее соляная кислота, потому что она вытеснила угольную из карбоната натрия , а угольная кислота нестойкая ,она разлагается на углекислый газ и воду
Учитель :
-Почему реакция между нитратом серебра и соляной кислотой протекает, а с нитратом натрия кислота соляная не реагирует?
Учащиеся (с помощью учителя) возможно потому, что в первом случае образуется осадок нерастворимой соли , а во втором случае все вещества сильные растворимые электролиты
Теоретик записывает на доске уравнения реакций , расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)
ЗАПОМНИТЕ: реакция между солью и кислотой протекает в случае, когда выпадает осадок или выделяется газ (записываем ионно-молекулярные уравнения реакций)
Результаты 5 группы (взаимодействие кислот с индикаторами)
Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на индикаторы
Фенолфталеин не изменяет свою окраску, лакмус и метилоранж стали красного цвета, значит, кислоты изменяют окраску индикаторов( лакмуса и метилоранжа) ,и с их помощью можно определить, в какой пробирке находится кислота, в какой- щёлочь
Выполняем лабораторный опыт№13 «Распознавание кислот и щёлочей» ( инструкция в учебнике)
Учитель:
— Давайте сделаем вывод о химических свойствах кислот (слайд 6)( схему записываем в тетрадь)
III. Этап «Закрепление нового материала»
Выполнение тестового задания (слайд 7) с проверкой фронтально
Запись уравнений реакций ( по цепочке с комментариями у доски , остальные в тетради) (слайд 8)
Выполнение цепочки превращений ( у доски) (слайд 9)
IV. Этап «Рефлексия»
-Сделайте вывод о химических свойствах кислот
— Придумайте 2 прилагательных и 2 глагола, характеризующих их свойства дорисуйте смайлики, доволен занятием или не понравился урок ( слайд 10)
V. Этап «Домашнее задание
Д/З Параграф 47(1-3),48(1-4)_комментирует учитель
дополнительная информация о кислотах , вопросы блицопроса