Урок химии, 9 класс, 45 мин. разработан учителем химии МОУ «Рамешковская СОШ» Габлиной В.И.
Тема: Химические свойства серной кислоты
Цели: Сформировать знания учащихся о свойствах серной кислоты. Сущность химических реакций с серной кислотой.
Задачи:
Научить записывать УХР, характеризующие свойства серной кислоты
Проводить химические эксперименты и формулировать выводы
Формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1.Формирование мотивации | Урок начинается с показа роликов о значении серной кислоты. Вопрос: Что мы узнали о значении серной кислоты? Почему серную кислоту называют фундаментом химической промышленности?
| Ответы: Это незаменимое сырье для химической промышленности. Используется в нефтехимической , металлургической промышленности, в производстве химических волокон и т.д. | Познавательные УУД 1.Устанавливать причинно-следственные связи 2.Строить рассуждения |
Если серная кислота имеет широкое применение и для того, чтобы нам научиться объяснять на каких свойствах обосновано применение этой кислоты, то что нужно о ней знать.
|
| Регулятивные УУД. Самостоятельно формулировать проблему, цели урока. | |
Сформулируйте тему урока. | Химические свойства серной кислоты. |
| |
2.Актуализация знаний. | Вопрос: Что мы уже знаем о серной кислоте? | Беседа: Состав серной кислоты. Строение серной кислоты Н — О О S Н — О О
КПС, МКР
Физические свойства: Жидкость без цвета, запаха. Концентрированная кислота – маслянистая жидкость, едкая, разъедает кожу, ткани , хорошо растворяется в воде.
| Коммуникативные УУД 1.Учитыватьт разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, умение аргументировать. 3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать её. |
Вопрос: Если верная кислота хорошо растворима в воде, тяжелее воды и очень гигроскопична, то при её разбавлении лить нужно воду в кислоту и ли наоборот?
| Ответ: кислоту в воду тонкой струйкой, размешивания, что бы не было разбрызгивания.
|
| |
3.Формулирование проблемы | Зная только физические свойства серной кислоты, сможем ли мы объяснить её применение в различных отраслях промышленности?
| Ответ: Нет, так как не знаем химических свойств кислоты, на которых и обосновано её применение. | Личностные УУД. Формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемому. Коммуникативные УУД. 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Задавть вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека . 5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 6.Выссказывать и обосновывать свою точку зрения. 7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
|
Значит тема урока : Химические свойства серной кислоты. |
|
| |
Знаем, что кислота обладает общими свойствами, поэтому подскажите свойства разбавленной серной кислоты. | Гипотеза: Серная кислота изменяет окраску индикатора, может взаимодействовать с металлами, оксидами металлов, с основаниями и солями. |
| |
4.Открытие новых знаний. | Работа в группах. Приложение1. 1.Демострация общих свойств серной кислоты:
2.Вывод: Общие свойства кислот обусловлены наличием в молекуле ионов-катионов Н+
3.Лабораторная работа: «Качественная реакция на серную кислоту и её соли-сульфаты. Приложение 2. 4.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами. Демонстрация. Приложение 3.
Проблема: Почему опыт с разбавленной кислотой и металлами проводим не в вытяжном шкафу, а с концентрированной только там? | Наблюдают, отмечают признаки реакций, записывают УХР, определяют сущность химических реакций, называют продукты реакций.
Обусловлены наличие катионов Н+
На столах мини-лаборатории. Делают опыты. Оформляют запись.
Наблюдение, составление УХР, определение сущности реакции, Делают вывод об особых свойствах концентрированной серной кислоты. | Познавательные УУД 1.Выдвижение гипотез и их обоснование 2.Установление причинно-следственных связей 3.Структурирование знаний (составление таблицы)
Регулятивные УУД Осмысление порядка проведение эксперимента, прогнозирование результатов опыта. |
5.Формирование выводов | Обобщение | 1.Формулируют выводы о свойствах серной кислоты 2.Зная свойства серной кислоты , делаем выводы о её применении в народном хозяйстве | Регулятивные УУД. По окончании урока формулировать новые знания, осознавать умения, которыми пользовались, самостоятельно применять полученные знания. |
6.Применение новых знаний | Организация и контроль за выполнением теста. Организация проверки теста по эталону Приложение 4. | Тестирование, самоконтроль, самооценка. |
|
7.Рефлексия | Организация работы с эмоциональным термометром | Самооценка эмоционального состояния эмоциональному термометру. | Личностные УУД Формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемому. |
8.Домашнее задание | 1.Параграф учебника. 2.Цепочка превращений Приложение 5.
|
|
|
Приложение 1.
Обобщающая таблица по химическим свойствам разбавленной серной кислоты
Н — О О
S+6
Н — О О
С.О. (S) = +6 значит, концентрированная кислота сильный окислитель.
Это кислородсодержащая кислота, сильная.
Диссоциирует в две ступени
Н2SO4 H+ + SO— 4 1 СТУПЕНЬ
Н2SO— 4 H+ + SO2—4 2 СТУПЕНЬ
Н+ ЛАКМУС — КРАСНЫЙ
МЕТИЛОРАНЖ — РОЗОВЫЙ
ФЕНОЛФТАЛЕИН — БЕСЦВЕТНЫЙ
Уравнение химической реакции | Применение ,свойства | |
1.Взаимодействие с металлами (до Н2)
|
|
|
2.Взаимодействие с оксидами металлов
|
|
|
3.Взаимодействие с основаниями
|
|
|
4.Взаимодействие с солями более слабых кислот
|
|
|
Приложение 3.
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами
В разбавленной серной кислоте окислителем в реакциях с металлами является гидратированный ион-катион водорода Н+
В концентрированной серной кислоте окислителем является ион-анион SO2-4 за счет S6+
Чем концентрированнее раствор, тем тоньше гидратная оболочка иона SO2-4 (т.е.меньше гидратирован)
Особенности взаимодействия серной кислоты с металлами.
| K.Ba.Ca.Na.Mg | Al. Fe.Cl | Zn.Sn | Cu | Hg. Ag | |
серная | разбавл. | соль H+ | соль+Н 2 | соль+Н 2 | — | — — |
конц. | соль+Н 2S +H 2O | пассивирует | соль+ SО2 +H 2O | соль+ SО2 +H 2O |
Приложение 2.
Инструкция к лабораторной работе
«Качественная реакция на серную кислоту и её соли-сульфаты»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги, хлорид бария – соль тяжелого металла.
Ход работы.
1.Налейте в пробирку №1 несколько капель серной кислоты.
2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора соли сульфата натрия.
3.Добавьте в обе пробирки по 3 капли раствора хлорида бария.
4.Запишите УХР в молекулярном и ионном виде. Объясните сущность реакции.
Приложение 4.
Тесты по теме «Серная кислота и её свойства»
Разбавленный раствор серной кислоты реагирует с
CuCl2
Cu(NO3)2
Cu(OH)2
Cu
Атом серы имеет максимальную степень окисления в соединении
NaSO3
H2S
K2SO4
С образованием катионов водорода в водных растворах диссоциируют:
Основания
Соли
Кислоты
Оксиды
Массовая доля серной кислоты равна:
16,5%
33%
65%
32%
Наиболее сильными кислотными свойствами обладают:
H 3PO 4
HCLO4
H2 SiO 3
H2SO4
Продуктами реакции разбавленной серной кислоты с оксидами алюминия являются
Al (SO4)3 + H2
Al 2O3 + H2O + SO2
Al 2O3 + H2+ SO3
Al (SO4)3 + H2O
Приложение 5.
Домашнее задание.
Осуществите цепочку превращений. Напишите молекулярные и ионные УХР. Назовите продукты реакций.
2 Na2SO4 4 BaSO4
SO3 1 H2SO4 3 CuSO4 5 Cu (OH)2
7 6 Cu (OH)2
CuCl2