Конспект урока по Химии «Химические свойства серной кислоты» 9 класс

Урок химии, 9 класс, 45 мин. разработан учителем химии МОУ «Рамешковская СОШ» Габлиной В.И.

Тема: Химические свойства серной кислоты

Цели: Сформировать знания учащихся о свойствах серной кислоты. Сущность химических реакций с серной кислотой.

Задачи:

  • Научить записывать УХР, характеризующие свойства серной кислоты

  • Проводить химические эксперименты и формулировать выводы

  • Формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Формирование мотивации

Урок начинается с показа роликов о значении серной кислоты.

Вопрос: Что мы узнали о значении серной кислоты? Почему серную кислоту называют фундаментом химической промышленности?




Ответы:

Это незаменимое сырье для химической промышленности.

Используется в нефтехимической , металлургической промышленности, в производстве химических волокон и т.д.

Познавательные УУД

1.Устанавливать причинно-следственные связи

2.Строить рассуждения

Если серная кислота имеет широкое применение и для того, чтобы нам научиться объяснять на каких свойствах обосновано применение этой кислоты, то что нужно о ней знать.



Регулятивные УУД.

Самостоятельно формулировать проблему, цели урока.

Сформулируйте тему урока.

Химические свойства серной кислоты.






















2.Актуализация знаний.

Вопрос: Что мы уже знаем о серной кислоте?

Беседа:

Состав серной кислоты.

Строение серной кислоты

Н — О О

S

Н — О О



КПС, МКР



Физические свойства:

Жидкость без цвета, запаха.

Концентрированная кислота – маслянистая жидкость, едкая, разъедает кожу, ткани , хорошо растворяется в воде.


Коммуникативные УУД

1.Учитыватьт разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, умение аргументировать.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать её.

Вопрос: Если верная кислота хорошо растворима в воде, тяжелее воды и очень гигроскопична, то при её разбавлении лить нужно воду в кислоту и ли наоборот?


Ответ: кислоту в воду тонкой струйкой, размешивания, что бы не было разбрызгивания.



3.Формулирование проблемы

Зная только физические свойства серной кислоты, сможем ли мы объяснить её применение в различных отраслях промышленности?


Ответ: Нет, так как не знаем химических свойств кислоты, на которых и обосновано её применение.

Личностные УУД.

Формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемому.

Коммуникативные УУД.

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Задавть вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека .

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

6.Выссказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.


Значит тема урока : Химические свойства серной кислоты.



Знаем, что кислота обладает общими свойствами, поэтому подскажите свойства разбавленной серной кислоты.

Гипотеза: Серная кислота изменяет окраску индикатора, может взаимодействовать с металлами, оксидами металлов, с основаниями и солями.


4.Открытие новых знаний.

Работа в группах.

Приложение1.

1.Демострация общих свойств серной кислоты:

  • Изменение окраски индикаторов;

  • Взаимодействие разбавленной кислоты с металлами

  • Взаимодействие с оксидами металлов

  • С основаниями

  • С солями более слабых и летучих кислот

2.Вывод: Общие свойства кислот обусловлены наличием в молекуле ионов-катионов Н+



3.Лабораторная работа:

«Качественная реакция на серную кислоту и её соли-сульфаты.

Приложение 2.

4.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами. Демонстрация.

Приложение 3.



Проблема: Почему опыт с разбавленной кислотой и металлами проводим не в вытяжном шкафу, а с концентрированной только там?

Наблюдают, отмечают признаки реакций, записывают УХР, определяют сущность химических реакций, называют продукты реакций.













Обусловлены наличие катионов Н+



На столах мини-лаборатории. Делают опыты. Оформляют запись.













Наблюдение, составление УХР, определение сущности реакции, Делают вывод об особых свойствах концентрированной серной кислоты.

Познавательные УУД

1.Выдвижение гипотез и их обоснование

2.Установление причинно-следственных связей

3.Структурирование знаний (составление таблицы)









Регулятивные УУД

Осмысление порядка проведение эксперимента, прогнозирование результатов опыта.

5.Формирование выводов

Обобщение

1.Формулируют выводы о свойствах серной кислоты

2.Зная свойства серной кислоты , делаем выводы о её применении в народном хозяйстве

Регулятивные УУД.

По окончании урока формулировать новые знания, осознавать умения, которыми пользовались, самостоятельно применять полученные знания.

6.Применение новых знаний

Организация и контроль за выполнением теста.

Организация проверки теста по эталону

Приложение 4.

Тестирование, самоконтроль, самооценка.


7.Рефлексия

Организация работы с эмоциональным термометром

Самооценка эмоционального состояния эмоциональному термометру.

Личностные УУД

Формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемому.

8.Домашнее задание

1.Параграф учебника.

2.Цепочка превращений

Приложение 5.












Приложение 1.



Обобщающая таблица по химическим свойствам разбавленной серной кислоты



Н — О О

S+6

Н — О О



С.О. (S) = +6 значит, концентрированная кислота сильный окислитель.

Это кислородсодержащая кислота, сильная.

Диссоциирует в две ступени

Н2SO4 H+ + SO 4 1 СТУПЕНЬ

Н2SO 4 H+ + SO24 2 СТУПЕНЬ



Н+ ЛАКМУС — КРАСНЫЙ

МЕТИЛОРАНЖ — РОЗОВЫЙ

ФЕНОЛФТАЛЕИН — БЕСЦВЕТНЫЙ



Химическое свойство разбавленной кислоты

Уравнение химической реакции

Применение ,свойства

1.Взаимодействие с металлами (до Н2)




2.Взаимодействие с оксидами металлов




3.Взаимодействие с основаниями




4.Взаимодействие с солями более слабых кислот












Приложение 3.

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами



В разбавленной серной кислоте окислителем в реакциях с металлами является гидратированный ион-катион водорода Н+

В концентрированной серной кислоте окислителем является ион-анион SO2-4 за счет S6+

Чем концентрированнее раствор, тем тоньше гидратная оболочка иона SO2-4 (т.е.меньше гидратирован)

Особенности взаимодействия серной кислоты с металлами.



K.Ba.Ca.Na.Mg

Al. Fe.Cl

Zn.Sn

Cu

Hg. Ag

серная

разбавл.

соль H+

соль+Н 2

соль+Н 2

— —

конц.

соль+Н 2S +H 2O

пассивирует

соль+ SО2 +H 2O

соль+ SО2 +H 2O







Приложение 2.

Инструкция к лабораторной работе

«Качественная реакция на серную кислоту и её соли-сульфаты»

Техника безопасности.

1.Работу выполнять строго по инструкции.

2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.

3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.

Серная кислота вызывает ожоги, хлорид бария – соль тяжелого металла.

Ход работы.

1.Налейте в пробирку №1 несколько капель серной кислоты.

2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора соли сульфата натрия.

3.Добавьте в обе пробирки по 3 капли раствора хлорида бария.

4.Запишите УХР в молекулярном и ионном виде. Объясните сущность реакции.

Приложение 4.

Тесты по теме «Серная кислота и её свойства»

  1. Разбавленный раствор серной кислоты реагирует с

  1. CuCl2

  2. Cu(NO3)2

  3. Cu(OH)2

  4. Cu

  1. Атом серы имеет максимальную степень окисления в соединении

  1. NaSO3

  2. H2S

  3. K2SO4

  1. С образованием катионов водорода в водных растворах диссоциируют:

  1. Основания

  2. Соли

  3. Кислоты

  4. Оксиды

  1. Массовая доля серной кислоты равна:

  1. 16,5%

  2. 33%

  3. 65%

  4. 32%

  1. Наиболее сильными кислотными свойствами обладают:

  1. H 3PO 4

  2. HCLO4

  3. H2 SiO 3

  4. H2SO4

  1. Продуктами реакции разбавленной серной кислоты с оксидами алюминия являются

  1. Al (SO4)3 + H2

  2. Al 2O3 + H2O + SO2

  3. Al 2O3 + H2+ SO3

  4. Al (SO4)3 + H2O

















Приложение 5.

Домашнее задание.

Осуществите цепочку превращений. Напишите молекулярные и ионные УХР. Назовите продукты реакций.



2 Na2SO4 4 BaSO4

SO3 1 H2SO4 3 CuSO4 5 Cu (OH)2

7 6 Cu (OH)2

CuCl2



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Встреча с лекарственными растениями"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: