МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»
Урок закрепления знаний по теме:
«Изомерия и номенклатура
органических веществ»
10 класс
Урок составила:
учитель химии
1 квалификационной категории
Никулина Валентина Александровна
2013-2014
Цели. Проконтролировать уровень усвоения учебного материала по теме «Номенклатура и изомерия органических веществ»: умение составлять формулы веществ по названиям и называть вещество по формулам, составлять структурные формулы изомеров, а также совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать умение работать в группе и ответственность за результаты своей работы.
Оборудование. Наборы для создания шаростержневых моделей молекул. В роли экспертов выступают ученики 11-х классов. Класс делится на команды по числу рядов. Каждая команда выбирает капитана.
ХОД УРОКА
В течение урока проводится 4 конкурса (тура). После каждого конкурса подводятся итоги и результат фиксируется на доске.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Вы слышали ошеломляющую новость? Недалеко от нас, в районе Лисьего оврага, археологи нашли развалины древнего города Органайя – бывшей столицы могущественного государства Оргахия. Сейчас ученые всех стран занимаются расшифровкой древних манускриптов. Объявлен конкурс на лучшего знатока их языка. Победители будут допущены к раскопкам. Я послала от нас с вами заявку на участие в конкурсе. Оргкомитет предложил отобрать лучших из лучших. Наблюдать за соблюдением правил будут юные знатоки истории этого государства – ученики 11-го класса.
Сейчас мы разделимся на команды. Одна команда – ряд учеников. Выберите капитана.
При раскопках были найдены древние рукописи на оргахийском языке. Вам предстоит расшифровать их.
Т у р 1
Вы получите фразы на оргахийском языке (формулы органических веществ) и в течение трех минут должны будете перевести их на русский язык. За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Ученики 11 класса проверяют ответы.)
П р и м е р ы з а д а н и й:
СН2=СН–СН=СН2;
СН2Сl–СН(СН3)–С(СН3)2–СН2Сl;
СН2=С(СН3)–С(С2Н5)=СН–СН3;
СН2=СН–C(CH3)2–CH3;
HOOC–CH2–CH2–COOH;
CH2=CH–CH=CH–COOH;
CH2=CH–C(CH3)=CH–C(CH3)=CH2;
CH2(OH)–CH2–CH(OH)–CH3;
CH3–CH(CH3)–CH(NH2)–CH2–COOH;
CH2(OH)–CH=C(CH3)–CH2OH;
CH2=C(C2H5)–CH(OH)–CH3;
CH2=C(C2H5)–CH2–COOH;
СH3–CH(C2H5)–CH=CH–CHO;
CH2(OH)–C(CH3)2–CH(C2H5)–CH(OH)–CH2OH;
CH2=C=CH–CH=C(CH3)–CH3;
CH3–CH(OH)–CH(CH3)–CH2–CHO.
Т у р 2
Учитель. А теперь обратное задание: с русского языка переводим на оргахийский.
Учащиеся получают названия органических веществ, им необходимо построить структурную формулу. Время на выполнение задания – три минуты, 1 балл за правильный ответ. Ученики 11-го класса подсчитывают количество правильных ответов.
П р и м е р ы з а д а н и й:
2-хлор-2,3-диметилбутан;
2-метилпентен-3-ол-1;
3-метил-2-этилбутанол-1;
3,5-диметил-4-этилоктин-1;
2-метилциклопентен;
3-метилпентен-2-овая кислота;
3-этилпентен-4-ин-1;
2-амино-3-метилбутановая кислота;
4-амино-3-метилпентановая кислота;
пентен-3-ин-1;
1,2,3,4-тетраметилпентадиол-1,3;
2,3,4,4-тетраметилоктен-2;
3-гидроксибутановая кислота;
бутин-2-овая кислота;
2,2-диметилбутен-3-овая кислота.
Т у р 3
Учитель. Археологи при раскопках нашли остатки монумента и сейчас спорят о его первоначальном виде. Каждая команда может получить образец остатков. За 15 минут вы должны воссоздать возможные виды монумента.
Команды получают набор моделей из 6 черных шариков, 10 белых и 17 палочек для сборки. Через 15 минут команды по очереди приглашаются к доске для написания изомера и его названия. За построение изомера – 0,5 балла, за название – 0,5 балла.
Т у р 4
Учитель. И в завершение – конкурс капитанов. За правильное построение структурной формулы вы получите 5 баллов. Витамин А носит оргахийское название: 3,7-диметил-9-(2,6,6-триметилциклогексен-1-ил)-нонатетраен-2,4,6,8-ол-1. Пожалуйста, изобразите его на оргахийском. Команды могут помочь капитану.
Капитаны вместе с командами рисуют структурную формулу витамина А.
Ретинол – важнейший представитель |
Учитель. А теперь подведем итоги. Победила команда… Ей мы вручаем грамоты «Знаток Оргахии», и команда в полном составе на летних каникулах сможет принять участие в раскопках древнего города. Также все члены команды получают оценку «5» за урок. Но все участники достойно сражались, и я вас всех благодарю.
После подведения итогов конкурса награждаю грамотами команду-победительницу.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся придумать аналогичные задания по пройденной теме для соседа по парте. Оценка за него будет складываться из двух составляющих: придуманное задание и выполнение задания соседа.
В ходе урока активность каждого учащегося довольно высокая. За небольшой промежуток времени учащиеся выполняют значительный объем работы.