Конспект урока по Химии «Качественные реакции кислородсодержащих органических соединений»

Практическая работа

Тема: «Качественные реакции кислородсодержащих органических соединений»

Цели:

  1. обучающая: закрепить знания о кислородсодержащих органических соединениях, о взаимном влиянии атомов в молекулах; проконтролировать степень усвоения основных знаний, сформированных на предыдущих уроках;

  2. воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий о познаваемости мира и природы, воспитание бережного отношения к лабораторному оборудованию, соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с химическими реактивами, правил по технике безопасности при работе с нагревательными приборами;

  3. развивающая: продолжить формирование понятия «качественные реакции», развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы.


Оборудование

Реактивы: этиловый спирт, глицерин, фенол, уксусный альдегид;

сульфат меди (CuSO4), гидроксид натрия (NaOH),

хлорид железа (FeCl3), металлический натрий (Na);

Приборы: спиртовка, пробиркодержатель, спички, набор пробирок,

нож для резки металлов, фильтровальная бумага.


Ход работы


  1. Повторение правил по технике безопасности при работе с щелочами, спиртами, фенолом.


  1. Инструктаж учителя

Учитель выдает инструктивные карты, дает пояснения к ним.


  1. Создание проблемной ситуации.

На доске карточки с формулами исследуемых веществ.

Учитель ставит задачу: выяснить, как строение вещества отражается на его свойствах.


  1. Подготовка к выполнению практической работы:

— составление таблицы в тетрадях для практических работ;

— ознакомление с реактивами, выставленными на столе.



  1. Выполнение практической работы


Опыт №1 – демонстрационный эксперимент

Этанол – одноатомный спирт.

Взаимодействие этанола с натрием

а) C2H5OH + 2Na C2H5ONa + H2|

Наблюдения: 1. выделение пузырьков газа,

2. проверка газа зажженной спичкой (глухой хлопок, что

доказывает наличие водорода)

Вывод: натрий вытесняет водород из гидроксильной группы и образуется этилат натрия.


Опыт № 2 – индивидуальная работа с реактивами

Глицерин – многоатомный спирт

Качественная реакция на глицерин

Взаимодействие глицерина со свежеосажденным гидроксидом меди (II): C3H8O3 + Cu(OH)2 сине-фиолетовый цвет


Опыт № 3 – индивидуальная работа с реактивами

Качественная реакция на фенол

Взаимодействие с хлоридом железа:

3C6H5OH + FeCl3 (C6H5O)3Fe + 3HCl

темно-фиолетовый цвет


Опыт № 4 – демонстрационный эксперимент, выполняемый учащимся

Качественная реакция на альдегиды

Взаимодействие этаналя со свежеосажденным гидроксидом меди (II) при нагревании t t

СН3СОН + Cu(OH)2 синий цвет желтый цвет красный цвет



По ходу выполнения практической работы на доске отражаются результаты экспериментов:


C2H5OH СН2OH OH

| | CH3C = O

CHOH |

| H

CH2OH


Наблюдения:


Н2| сине-фиолетовый темно-синий синийжелтый

цвет цвет красный


Вопрос: почему одна и та же функциональная группа проявляет себя

по-разному?


VI. Подведение итогов

Все исследованные кислородсодержащие органические вещества имеют в своем составе гидроксогруппу, которая проявляет себя по-разному, в зависимости от того, с каким углеводородным радикалом она связана, т.е. мы наглядно наблюдали взаимное влияние атомов в молекуле друг на друга.


VII. Оформление отчета

Обучающиеся самостоятельно вносят записи в таблицу и составляют уравнения соответствующих реакций.


































Образец оформления отчета о практической работе


Ход работы

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

Опыт №1

Качественная реакция на одноатомный спирт

C2H5OH +Na


Выделяется газ, который сгорает с глухим хлопком


C2H5OH + 2Na C2H5ONa+H2|



Выделение водорода доказывает, что исследуемое вещество является спиртом

Опыт №2

Качественная реакция на многоатомный спирт-глицерин

C3H8O3+Cu(OH)2


Голубой осадок растворяется, цвет изменяется в сине-фиолетовый


СН2OH СН2O

| | Cu

CH –OH + Cu(OH)2 CH –O + 2H2O

| |

CH2-OH CH2-OH


Образование раствора глицерата меди сине-фиолетового цвета доказывает, что исследуемое вещество -многоатомный спирт

Опыт №3

Качественная реакция на фенол

C6H5OH + FeCl3


Коричневый цвет изменяется в темно-синий


3C6H5OH + FeCl3(C6H5O)3Fe + 3HCl



Образование фенолята железа темно-синего цвета доказывает, что исследуемое вещество — фенол

Опыт №4

Качественная реакция на альдегиды

СН3СОН + Cu(OH)2 + t


Голубой осадок изменяется в желтый, а затем в красный


СН3СОН+2Cu(OH)2СН3СОOН+Cu2O+2H2O


Характерное изменение окраски доказывает наличие альдегидной группы в исследуемом веществе









Инструктивная карточка


Ход работы

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

Что взяли

Что прилили

Опыт №1

Качественная реакция на одноатомный спирт




C2H5OH

Na


Опыт №2

Качественная реакция на многоатомный спирт-глицерин





C3H8O3

Cu(OH)2


Опыт №3

Качественная реакция на фенол




C6H5OH

FeCl3


Опыт №4

Качественная реакция на альдегиды





СН3СОН

Cu(OH)2 + t




Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Кислород: химический элемент и простое вещество. Свойства, получение и применение кислорода"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: