Гаврикова Людмила Дмитриевна,
учитель химии МБОУ «СОШ №38»
Озерского городского округа Челябинской области
Тема урока: Как получают этилен и углеводороды ряда этилена?
Предмет – Химия, 9 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Образовательные цели: изучить строение, свойства, получение и применение этенов.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
Изучить способы получения этилена, его гомологов в лаборатории и промышленности;
Сравнить строение и состав алканов и алкенов;
Определить виды изомерии алканов и алкенов;
Развить умение делать логические выводы на основе полученной информации.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
мотивация учения; оценивание усваиваемого содержания; | |
регулятивные универсальные учебные действия: | постановка целей занятия, планирование деятельности, контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения; |
коммуникативные универсальные учебные действия: | умение слушать и понимать собеседника; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу; |
познавательные универсальные учебные действия: | формулирование познавательных задач, цели, поиск и выделение информации. |
Оборудование и реактивы:
Компьютер, проектор, экран.
На столах учащихся:
штатив с пробирками,
спиртовка,
лабораторный штатив,
спички,
этиловый спирт,
H2SO4(конц.),
бромная вода,
раствор KMnO4,
кусочек пемзы.
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока:
СОДЕРЖАНИЕ: | НА ЭКРАНЕ: | ||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
| |||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, систематизация опорных знаний
| Выполнить задания: №1.Составьте название и состав предельных и непредельных углеводородов:
Учащиеся делают записи в тетрадях и объясняют результат сравнений и названий и состава углеводорода.
№ 2: Данные вещества являются изомерами пентена-1. Назовите эти вещества: А) Б) В) Г)
Ученики выполняют задание, озвучивают с места ответ, обсуждают возможные ошибки. |
| |||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока | Мотивация обучающихся, вместе с ними определить цель урока; внимание на значимость темы. |
| |||||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности обучающихся:
1.История открытия непредельных углеводородов. | Заранее приготовлены сообщения об истории открытия этиленовых углеводородов. 1669г: Немецкий учёный Иоганн Бехер, нагревая этиловый спирт с серной кислотой, неизвестный ранее газ , названный “газ Бехера”. 1795г: Голландский химик И. Дейман пробно изучил “газ Бехера”. Его состав: углерод и водород, при взаимодействии с хлором превращается в маслянистую жидкость-1,2 дихлорэтан. Так произошло название ОЛЕФИНЫ, что означает Маслородный. | На экране появляются сообщения об истории открытия этиленовых углеводородов. | |||||||||||||||||||||||||
Применение знаний и умений в новой ситуации
2.Лабораторный опыт:
3.Получение алкенов дегидрогалогенированием галогеноалканов
4.Дегалогенирование дибромпроизводных алканов
5.Получение алканов в промышленности
6.Крекинг нефтепродуктов.
7.Применение этилена и его производных.
| Получение этилена в лаборатории. Доказательство наличия этилена. Учащиеся работают в парах. Инструкция проведения лабораторного опыта: 1 .В пробирку поместите 2мл концентрированной серной кислоты. 2. Прилейте 1мл этилового спирта. 3. Для равномерного кипения смеси при нагревании добавьте кусочек пемзы. 4. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нижний конец трубки погрузите в пробирку с раствором перманганата калий и нагрейте, а затем в другую пробирку с бромной водой. Уравнение реакции дегидратации этанола: Для доказательства наличия этилена полученный газ пропускают через раствор перманганата калия, фиолетовый раствор KMnO4, обесцвечивается, при этом образуется двухатомный спирт этиленгликоль. При пропускании этилена через бромную воду красно-бурый бром быстро обесцвечивается.
Уравнение реакции: Br │ спирт CH3─CH─CH2─CH3+NaOH →CH3-CH=CH—CH3+NaBr+H2O 2 бромбутан бутен-2
Обратите внимание, что в результате этой реакции образуется бутен-2,а не бутен-1,что соответствует правилу Зайцева.
Уравнение реакции:
Br Br │ │ CH3 ─CH ─ CH─CH3 +Zn→CH3─CH=CH—CH3+ZnBr2 2,3 дибромбутан бутен-2
Этилен и его гомологи получают в промышленности в результате реакции дегидрирования:
Уравнение реакции: С16H34 → C8H18 + C8H16 Гексадиен Октан Октен В процессе термического крекинга предельных углеводородов наряду с образованием алканов происходит образование алкенов.
№3: Привести примеры применения этилена и его производных. Учащиеся приводят примеры. Подводвести итог: этилен и его производные используют для ускорения созревания плодов(помидоров, груш, дынь, лимонов и т.д.)изготовление разовой посуды, синтетического каучука, антифризов, взрывчатых веществ, пластмасс, растворителей, пакетов, полиэтиленовой плёнки, получение горючего.
|
На экране появляется инструкция проведения лабораторного опыта.
На экране появляется уравнение реакции дегидратации этанола.
На экране: уравнение реакции
На экране уравнение реакции
На экране реакция дегидрирования
На экране уравнение реакции
На экране показать примеры применения этилена и его производных в жизни
| |||||||||||||||||||||||||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | По материалу урока учащимся предлагается выполнить тест. 1.В гомологическом ряду алкенов нормального строения пятый по счёту гомолог называется: а) бутен; б) пентен; в) гексен; г) гептен. 2.Укажити формулу бутена-2 а) CH3-CH=CН-CH3; б) CH2= CH-CН2-CH3; в) СН2= СН-СН2-СН2-СН3; г) СН3-СН=СН-СН2-СН3 3. Пропен из пропилового спирта CH3—CH2—CH2—OH можно получить в результате реакции: а) дегидрирования; б) дегидратации; в) гидратации. 4.Качественные реакцией на непредельные углеводороды является: а) реакция горения; б) взаимодействие c водородом; в) реакция гидротации; г) обесцвечивание бромной воды. 5.Этилен можно получить из этана в результате реакции: а) дегидрирования; б) дегидратации; в) гидрирования; г) гидратации. Учащиеся проводят самоконтроль и выставляют оценки. | На экране вопросы теста
На экране учитель показывает правильные ответы | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов урока) | 1.Этиленовые углеводороды отличаются от предельных по составу, строению и свойствам. 2.Экспериментальным путём установлено, что этилен химически активен. 3.Изучены способы получения этилена и его гомологов. 4.Применение этена и его производных. Рефлексия. В завершении выразите свое впечатление об уроке. |
| |||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | §12 вопросы 1-4 страница 98.
| На экране домашнее задание |