Тема урока: «Кислород»
Цель урока: использовать практико-ориентированный подход с целью создания оптимальных условий для мотивации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи урока:
образовательная
Дать характеристику химическому элементу кислороду, исходя из его положения в периодической системе Д.И.Менделеева; рассмотреть состав и строение простого вещества кислорода, физические и химические свойства, способы получения и области применения; закрепить имеющиеся знания об аллотропных модификациях кислорода, методах сбора и доказательств наличия кислорода.
воспитательная
Содействовать формированию научного мировоззрения, познаваемости мира.
развивающая
Способствовать развитию умения выделять главное в изучаемом материале, развитию умения логически мыслить, анализируя, сравнивая, делая выводы; способствовать развитию самостоятельности школьников, а также развитию познавательного интереса и коммуникативных качеств.
Тип урока: по дидактической цели — изучение нового материала,
по способу организации — комбинированный.
Оборудование :
1) ЛСМ “Химический элемент”, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки, снимок поверхности Земли.
2) оборудование для эксперимента: стакан химический, раствор перекиси водорода, оксид марганца (IV), ложечка, лучина, спиртовка, спички.
Информационные истиочники:
Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения //Химия в школе. – 2002 — №2. — С. 16-20.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-9» для учащихся и учителей общеобразовательных учебных заведений – М.: «БЛИК и К0», 2003. — С. 140 – 143.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. — С. 151 – 158.
Лисицын О. Г. Роль зелёных насаждений в создании оптимальной городской среды [Электронный ресурс]: реферат О. Г. Лисицын – Электрон. дан. – Режим доступа: https://5ka.ru/97/32427/1.html– Заглавие с экрана.
Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рук. – М.: Дрофа, 2005.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Ход урока
Вводное слово учителя
Сегодня мы с вами будем говорить о веществе, которое можно охарактеризовать так: вездесущий, всемогущий, невидимый. На первый взгляд может показаться, что его вообще не существует, однако это вещество есть, мало того, без него человечество попросту задохнулось бы.
Учащимся предлагается предположить, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь и определиться с задачами урока.
Восстановление опорных знаний
Используя логико-смысловую модель (приложение 1), учащимся предлагается дать характеристику химическому элементу кислороду (фронтальная работа).
Формирование знаний, умений, навыков
Перед началом урока учитель разбивает учащихся на 7 групп, каждая из которых получает задание, которое должна выполнить в течение 10 минут. Два человека работают в течение этого времени по карточкам самостоятельно у доски. Выкладки, необходимые для ответа, учащиеся, работающие в группах, выносят на интерактивную доску.
Карточка 1
Составьте уравнения химических реакций, если известно, что по каждой из них выделяется кислород.
t
KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + …
t
KClO3 = …
эл.ток
H2O = …
свет
H2O2 =…
Карточка 2
Составьте уравнения химических реакций:
Mg + O2 =
P + O2 =
S + O2 =
Na + O2 =
Cu + O2 =
Задание для 1 группы
Используя материал параграфа, расскажите о нахождении кислорода в природе.
Какова объемная и массовая доли кислорода в воздухе?
Изучите снимок участка поверхности Земли, сделанный со спутника (приложение 2).
Рассчитайте, сколько кислорода мог бы выделить сгоревший участок лесного массива в течение года, если известно, что за один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода.
Задание для 2 группы
Расскажите о составе и строении простого вещества кислорода по плану:
формула вещества,
вид химической связи,
тип кристаллической решетки
2. Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? Каковы их формулы и значение?
Задание для 3 группы
Используя материал учебника и детской энциклопедии «Я познаю мир», ответьте на приведенные вопросы.
Кислород получали многие химики, не зная, правда, что это за газ. За кем же закрепили приоритет его открытия?
Каким годом датируется открытие кислорода?
Кто из выдающихся химиков дал название элементу кислороду; что оно означает?
Составьте уравнения реакций, на основе которых он, как считается, впервые был получен.
Задание для 4 группы
Используя материал учебника и справочных пособий, дайте ответ на поставленные вопросы.
1. Охарактеризуйте физические свойства кислорода по плану:
цвет,
вкус,
запах,
легче или тяжелее воздуха,
t кипения,
особые свойства.
Как доказать наличие кислорода в сосуде?
Как следует держать пробирку при сборе кислорода? Ответ поясните.
Почему кислород можно собирать как методом вытеснения воздуха, так и методом вытеснения воды?
Задание для 5 группы
Используя материал учебника, дайте ответ на поставленные вопросы.
Какие реакции называются реакциями горения?
К какому типу реакций (по тепловому эффекту) следует отнести реакции горения?
Чем реакция горения отличается от процесса окисления?
Составьте уравнения реакций горения:
CH4 + O2 = …
… + O2 = H2O + P2O5
Задание для 6 группы
Расскажите о круговороте кислорода в природе.
Откуда появляется кислород в атмосфере Земли?
Что вам известно о процессе фотосинтеза?
Почему концентрация кислорода не уменьшается из-за расходования в процессе дыхания и горения?
Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют 320 млрд. тонн газообразного кислорода с избытком восполняя расход этого газа в промышленности, энергетике и на транспорте. Рассчитайте, сколько молекул кислорода ежегодно выделяет зеленая растительность?
Задание для 7 группы
Используя материал учебника, подготовьте сообщение об областях применения кислорода.
Кислород, используемый на подводных лодках и космических кораблях для обеспечения жизни экипажа, получают по реакции пероксида калия (K2O2) с углекислым газом, накапливающимся в воздухе в результате дыхания. При этом помимо кислорода образуется карбонат калия. Составьте уравнения данной химической реакции.
Учащиеся поочередно отчитываются о проделанной работе. После отчета учащихся 3 группы учителем обращается внимание на задание карточки 1, выполненное на доске, которое характеризует и другие способы получения кислорода. После отчета учащихся 4 группы учитель предлагает выполнить лабораторную работу по получению кислорода из пероксида водорода и доказать его наличие в сосуде. Затем рассматривается задание карточки 2, которая фактически характеризует химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами; заслушиваются ответы учащихся 5,6,7 групп.
Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями
В конце урока учащимся можно предложить выполнить тест обучающего характера.
Вариант 1
1. Относительная молекулярная масса кислорода равна:
а) 16, б) 32, в) 48
2. Кислород обладает следующими свойствами:
а) легче воздуха,
б) плохо растворим в воде,
в) поддерживает дыхание,
г) не поддерживает горение.
3. Оксидами являются:
а) НgО,
б) НСl,
в) HNО3 ,
г) О2 ,
д) Аl2О3
4. При взаимодействии калия и кислорода образуется вещество состава:
а) КО2 , б) КО, в) К2О.
5. Кислород выделяется в результате процесса:
а) брожения фруктовых соков
б) гниения отмерших частей растений,
в) фотосинтеза,
г) дыхания человека и животных
Вариант 2
1. Название химическому элементу кислороду дал:
а) Дальтон, б) Лавуазье, в) Шееле .
2. Кислород обладает следующими свойствами:
а) тяжелее воздуха,
б) хорошо растворим в воде,
в) не поддерживает дыхание,
г) поддерживает горение.
3.Оксидами являются:
а) Н2О,
б) РН3 ,
в) Н2SО4 ,
г) Cl2О7 ,
д) О2
4. При взаимодействии магния и кислорода образуется вещество состава:
а) MgО2 , б) MgО, в) Mg2О.
5. Кислород в лаборатории можно собрать методом:
а) вытеснения воздуха,
б) методом вытеснения воды,
в) обоими перечисленными методами,
г) ни одним из этих методов.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: §20, упр. 8 стр. 96