Конспект урока по Химии «Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем» 8 класс

  1. Предмет — химия.

  2. Класс- 8, базовый уровень .

3. Ф.И.О. педагога: Огрина Светлана Юрьевна, МОУ СОШ №28 г.Саранска

4. Программно — методическое обеспечение: программа: 0.С. Габриелян (для базового уровня), учебник: 0.С. Габриелян. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009. – 208 с.

5. Тема урока:

Урок-исследование по теме «Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем».


О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.


(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)



Задачи урока:

  1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.

  2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.

  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра.

  4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.

Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка-Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».

Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная).








ХОД УРОКА

  1. Поприветствовать класс, объявить тему урока.

  2. Объявить задачи урока.

Мотивационный этап урока. Звучит эпиграф.


Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела, которая может быть измерена.

вы знаете некоторые физические величины. Назовите их. Каждая величина имеет обозначение и единицу измерения. Например, время обозначается t, и измеряется в с., мин., час. А с какой новой величиной мы познакомились на предыдущих уроках? Представим себе, что мы пошли в магазин и хотим купить конфеты. Какую физическую величину будет использовать продавец, чтобы нам их взвесить? А что будет делать продавец, если я попрошу у него 1 моль конфет? Он их начнет считать. И такое число конфет составит 6х1023.


  1. Экспресс- опрос (пока учащиеся отвечают, ученик у доски вычисляют М веществ: H2O, СО2, H2SО4).

    • Что такое количество вещества? (шуточное стихотворение)

Расскажу сегодня, что ли,

О зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех –

Просто паника у всех….

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово “моль”

Прост, как небо и трава,

Моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

В моле так молекул много!


    • Что такое моль?

    • Сколько структурных единиц содержится в 1 моле?

    • Через какие величины можно определить количество вещества?

    • Что такое Молярная масса, как она обозначается и какие единицы измерения, с чем численно совпадает?

Масса 3 моль H2O составляет _______________

Масса 20 моль СО 2 составляет ____________

    • Что такое молярный объем?



Теоретическое исследование (все решают задачу 1, а 4 ученика решают индивидуальные задачи)


Задача 1.

В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый эк­ран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?


Задача 2. (решают самостоятельно)

Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?


Далее 4 ученика, решавшие индивидуальные задачи, проводят взаимороверку, а решавшие самостоятельно все остальные — самопроверку(решение задачи приведено на доске)



Практическое исследование.

Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы возьмем только две величины, определяющие n: это m и N.

Приступаем к работе


Задание №1. Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада?

2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты

Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае).

Также на каждом столе вы видите Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы. Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно по ней вы будете делать вывод.

В чашках-Петри несколько (2-3) кусочка рафинада. Какое это вещество? (Жидкое, твердое или газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или один? Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания» на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов.

(на взвешивание и расчёты 7-10 мин.)


Задание№2.Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске)

Как говорится «Повторенье — мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5.

В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:

Какое количество моль воды содержится в этом объёме?

Все данные заносим в Таблицу расчётов.

(на измерение и расчёты 5-7 мин.)


Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?

Что нужно для этого знать?

Все расчёты делаем в Таблице расчётов.

(на выполнение 10 мин.)

После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе.

Вывод: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.


Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на карте исследования. (Выполняют их на листке Таблице расчётов).

Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы.

Приложение 1.

Правила взвешивания.

  1. Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении.

  2. Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для разновесов.

  3. Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес.

  4. Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом.

  5. Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей.

  6. После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите результаты.


Приложение 2.

Измерение объёма с помощью мерного цилиндра.

  1. Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на столе. Правильно посмотреть на шкалу.

  2. Вспомните, как правильно определить цену деления:

а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;

б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

3. Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.

4. Запишите результаты измерения.


Приложение 3.

Таблица расчётов.

Название вещества

Масса вещества

Молекулярная формула

Молярная масса

Объём вещества

Плотность вещества

Вычисления









Итак, сформулируем вывод по исследованию: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.


Рефлексия:


Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?.




Домашнее задание:


Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58

Карта исследования по теме:

«Количество вещества. Моль. Молярная масса».

Цель работы:

  1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро.

  2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.

  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объёма с помощью весов и измерительного цилиндра.


Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага.


Вещества: Вода, сахар рафинад.


Порядок выполнения работы:

  1. Вспомните правила взвешивания (см. Приложение 1).

  2. В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно, что в состав её молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, и одиннадцать атомов кислорода.

  3. Подсчитайте её молекулярную массу и результат запишите в таблицу.

  4. На весах взвесьте 1 кусочек рафинада, сделайте соответствующие расчёты в таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.

  5. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите, какое количество моль воды содержится в этом объёме.

  6. Вспомните правила определения объёма жидкости (см. Приложение 2).

  7. Посчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 50 мл.

  8. Сделайте вывод по работе.


Дополнительные задачи:

  1. Сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг стоит – 8 руб.?

  2. Каково количество углерода, содержащегося в самом крупном в мире алмазе (аллотропное видоизменение углерода C) Куллинан в 3106 карата, если 1 карат – 0,2грамма?










Индивидуальные задачи

ВАРИАНТ №1


1.Сколько моль составляют 6,2 г белого фосфора P4?

2. Найти количество вещества и массу 1,2х1023 молекул водорода.




ВАРИАНТ №2



  1. Сколько моль составляют 5,6 г железа?

  2. Найти количество вещества и число молекул, составляющих 6,4 г кислорода.



ВАРИАНТ №3


  1. Сколько моль составляют 14,2 г хлора Cl2?

  2. Найти число молекул и массу 0,4 моль водорода.




ВАРИАНТ №4


2. Сколько моль составляют 5,6 г кремния?

3. Найти количество вещества и массу 2,4х1023 молекул кислорода.



.

8


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Белки, жиры и углеводы" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: