Конспект урока по Химии «Комплексные соединения» 11 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Тема: Комплексные соединения


Задачи урока: повторить виды химической связи; ознакомить с комплексными соединениями, на их примере раскрыть идею многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений; рассмотреть значение комплексных соединений.




Планируемые результаты обучения: учащиеся должны уметь разъяснять строение комплексных соединений на примере хлорида аммония, определять вид химической связи между комплексообразователем и лигандами, внешней и внутренней сферами; комментировать химические формулы некоторых комплексных соединений, экспериментально получать эти вещества; характеризовать свойства и применение некоторых комплексных соединений, называть причины их многообразия; рассматривать комплексные соединения как свидетельство взаимосвязи неорганических и органических веществ.



Оборудование: реактивы, необходимые для проведения лабораторных опытов( хлорид алюминия, хлорид меди, гидроксид натрия, раствор аммиака).

Количество слайдов и их комментарий по ходу урока

1. Комплексные соединения


Это соединения, имеющие в своём составе комплексные ионы


2.Структура комплексного соединения


[NH4]CL

Внутренняя сфера – комплексный ион

Внешняя сфера – анион CL


3.Получение комплексного соединения

NH3(г) + HCL(г) = [NH4]CL

аммиак хлороводород хлорид аммония


Ион азота донорно- Ион водорода

Имеет акцепторный имеет

неподелённую механизм свободную

электронную электронную

пару орбиталь


4.Характеристики составляющих комплексное соединение

Комплексообразователь – ион, который имеет неподелённую электронную пару и играет роль донора в химическом соединении.

Лиганда – ион, который имеет свободную орбиталь и играет роль акцептора в химическом соединении.

Координационное число – число лиганд, которое зависит от строения комплексообразователя

5.Лабораторный опыт: получение комплексного соединения

Реактивы: ALCL3(хлорид алюминия)

NaOH(гидроксид натрия)

Ход работы:

В пробирку с раствором хлорида алюминия прилейте по каплям гидроксид натрия.

Образующийся белый осадок растворите в избытке щёлочи.

Составьте уравнение реакции получения комплексного соединения


6.Проверьте свою запись



ALCL3 + 3NaOH = AL(OH)3 + 3Na CL

AL(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

Схема строения полученного соединения: Na[AL(OH)4]

Внутренняя сфера – комплексный ион, где комплексообразователь – ион алюминия, лиганды – 4 гидроксид иона

Внешняя сфера – ион натрия, нейтрализующий заряд внутренней сферы.


7.Номенклатура комплексного соединения

Чтение формул происходит справа налево.

Координационные числа: 2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента и т.д.

Лиганды: H2O – аква, CN – циано, NH4 – амино, OH – гидроксо и т.д.

Комплексообразователи: ион AL – алюминат, ион Zn – цинкат, ион Fe – феррат и т.д.

Свежие документы:  Урок ОБЖ на тему «НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО»



8.Применение комплексных соединений

Кобальтовые краски:

[Co(NH3)6]CL3 – оранжевая

[Co(NH3)5CL]CL2 – пурпурная

[Co(NH3)4CL2]CL – зелёная

Ядохимикат

[Cu(H2O)4]SO4H2O – медный купорос

Химические реактивы

K4[Fe(CN)6] – жёлтая кровяная соль

K3[Fe(CN)6] – красная кровяная соль


9.•Биологическое значение комплексных соединений

Составная часть гемоглобина – красное вещество гем – комплексное соединение, где комплексообразователь – ион железа(2), лиганды – 4 кольца пиррола, имеющего боковые цепи.

Хлорофилл – основа растительных клеток, имеет похожее строение, отличительный признак: комплексообразователь – ион магния.

10.Историческая справка

Создание теории комплексных соединений – швейцарский учёный

А. Вернер (1866 – 1919

Изучение свойств комплексных соединений – русский химик

Л. А. Чугаев (1873 — 1922)

11.Прокомментируйте комплексные соединения

[Cu(H2O)4]SO4 * Na3[ALF6]

* [AL(H2O)6]CL3 * [Zn(NH3)4]SO4

* [Cu(NH3)4]SO4 * K[AL(SO4)2] Na[AL(OH)4(H2O)2]

12.Вывод

Комплексное соединение – это сложное химическое соединение, содержащее в своём составе внутреннюю сферу – комплексный ион и внешнюю сферу, которая может быть представлена как анионом, так и катионом, и служит нейтрализатором заряда комплексного иона.



В заключение урока можно предложить учащимся прокомментировать химические формулы комплексных соединений и выполнить проверочную работу по выбору структуры комплексного соединения, по выбору заряда иона и т.д..































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: