Авторский интегрированный урок – исследование
по химии, биологии и географии
8 класс
Тема: «Контрольная закупка»
Выполнили:
Учителя МОУ Лесная СОШ:
Чернышёва Татьяна Викторовна – химик,
Жигалова Мария Александровна – биолог
с. Лесное, Лесной район, Тверская область
2012 год
Пояснительная записка
Урок-исследование «Контрольная закупка» проводился как открытый урок в рамках ежегодного Дня открытых дверей в МОУ Лесная СОШ. На уроке присутствовали социальные партнёры школы, родители, педагоги Михайловской основной школы, Алексейковской СОШ, с которыми мы сотрудничаем в рамках сетевого взаимодействия базовых школ региона. Выбор такой формы урока, как интегрированный урок химии, биологии и географии, не случаен. Во-первых, объем знаний обучающихся по отдельным предметам довольно большой, а вот соединить их и применить на практике не всегда получается. Этому учит именно интегрированный урок. Учит конкретные знания направить на защиту своего здоровья. Во-вторых, именно на интегрированном уроке появляется больше возможностей для формирования общеучебных навыков, необходимых на любом уроке, да и во внеурочной деятельности: умение работать с разными источниками информации, использовать аргументацию из различных областей знаний, структурировать материал, выявлять общую проблему и находить точный выход на практику.
Восьмиклассники с интересом выполняют практическую работу «Внимание! Этикетка!», определяют производителя продукта и узнают о его составе. Знакомясь с вредными компонентами, действительно опасными для здоровья человека, ученики начинают задумываться о своём здоровье, верно расставлять приоритеты при ежедневной покупке продуктов питания.
Для трансляции педагогического опыта мы разместили данный урок на сайте школы. В электронном и бумажном вариантах он представлен в школьном методическом кабинете и в ИЦШ.
Актуальность.
В последнее десятилетие становятся более заметными отклонения в состоянии здоровья школьников на фоне некомпетентного выбора продуктов , нарушения культуры питания. К сожалению, статистика дает нам неутешительные результаты. За последние 10 лет количество школьников с хроническими патологиями возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию. В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из ключевых задач нашей школы. Совместные усилия родителей, педагогов, специалистов, позволяют формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.
Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно. Если мы не будем заботиться о своем здоровье,— у нас не будет будущего. Будущее нашей страны— счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми— сделать их здоровыми!
Эпиграф урока:
«Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать. Кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь».
Интегрированный урок по естествознанию
( с использованием курсов химии, биологии и географии)
Контрольная закупка.
Имя урока: Сто болезней входят в человека через рот…
Форма урока: интегрированный урок – исследование.
Цели урока:
предметная – изучить состав ежедневно употребляемых продуктов питания, выявить опасные компоненты, определить производителя ;
метапредметная – овладение основными общеучебными навыками, необходимыми для проведения исследования;
личностная – формирование необходимости заботы о своём здоровье.
Задачи урока:
— активизация познавательной деятельности обучающихся на материале, основанном на знаниях трёх дисциплин, развитие умения использовать аргументацию из различных областей наук (химия, биология, география)
— формирование у обучающихся умения самостоятельно находить нужную информацию, работать с разными источниками информации;
-формирование ключевых компетентностей в области ИКТ;
— формирование метапредметных навыков, необходимых в любом исследовании: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы;
— развитие психологического умения работы в малых группах
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для самореализации личности.
План урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Вводное слово учителя. | Русская пословица гласит: «Что пожуёшь, то и наживёшь»… | Самостоятельное определение темы урока через размышления о пословице. |
2.Итоги анкетирования | Корректирует по необходимости | Ученица представляет итоги анкетирования: Вопросы анкеты… Кол-во респондентов… Главные продукты на столе… Неизвестное…
|
3.Географический блок | Обозначение на карте пищевой промышленности мест производства продуктов питания (ПП) | Результаты исследования — презентация «Наша продуктовая корзина». Приложение 4. |
4.Химический блок | Проводит инструктаж по выполнению практической работы.
Представляет список полезных ПП. | Выполняют практическую работу в группах: «Посмотри на этикетку!», 1 группа – сладости 2гуппа — напитки 3 группа — мясные продукты 4 группа- фаст-фуд 5 группа — молочные продукты
Заполнение рабочей таблицы- приложение1,2.
Выступают с выводами. Рефлексия.
|
5.Биологический блок | Комментарии об опасных заболеваниях, связанных с индексом Е. | Защита презентации на тему: «Осторожно, Е!», приложение 3. |
6.Тестирование приложение 3. | Разъяснения по выполнению. | Решают тест, озвучивают выводы.Рефлексия. |
7. Заключение. Рефлексия. | Закончите предложение: Сегодня на уроке я понял(а)., что….. я узнал(а)….
| Выполняют задание «Незаконченный тезис». Делятся впечатлениями об уроке. |
8.Домашнее задание | Предложение задания по выбору: составить и оригинально оформить безопасное дешёвое меню на выходные дни, рассказать об опасных пищевых добавках своей семье, друзьям.
Оценивание итогов урока.
| Запись выбранного домашнего задания.
Выставление оценок в дневник. |
Методическая литература
1. А.А. Покровский «Справочник по диетологии». М.: Медицина, 1981.
2. Энциклопедия для детей, т.2 «Биология», Москва, «Аванта+», 1996г.
3. Журнал «Биология в школе» № 7, 2004г.
4. Журнал « Биология в школе» № 3, 2007г.
5. И. М. Скурихин, А. П. Нечаев Всё о пище с точки зрения химика. М.: «Высшая школа» 1991г.