Урок 18
Круговорот азота в природе. Аммиак
Цели урока:
1. Рассмотреть нахождение азота в природе, его биологическую роль, круговорот в природе. Характеризовать аммиак по следующей схеме: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и применение (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Ход урока
Подготовка к восприятию нового материала (10 мин)
Опрос учащихся по домашнему заданию.
Изучение нового материала (20 мин)
Круговорот азота в природе (в тетради нарисовать схему по с.58, рис.17). Азот находится в воздухе в свободном виде (~78% по объему). В виде нитратов – в почве. Составная часть белков.
Строение молекулы аммиака. Электронная и структурная формулы.
Аммиак – бесцветный газ с характерным резким запахом, в 2 раза легче воздуха, очень хорошо растворим в воде (1 л воды к 700 л аммиака). Сжиженный аммиак.
Получение в промышленности прямым синтезом (t=300 С, 20-30 МПа, катализатор – пористое железо):
N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
Это процесс Габера-Боша. В 1918 году Фриц Габер и Карл Бош получили Нобелевскую премию за эту разработку.
В лаборатории аммиак получают при нагревании солей аммония с избытком щелочи.
Демонстрация «Получение аммиака и его растворение в воде».
КОН + NH4Cl =t KCl + NH3 + H2O
Химические свойства аммиака:
1. Растворение в воде (фенолфталеин малиновый) (записать в виде структурных формул):
NH3 + H2O = NH4OH
NH4OH = NH4+ + OH—
Донорно-акцепторный механизм образования иона аммония.
2. Разложение при нагревании (ОВР):
2NH3 = N2 + 3H2
3. Окисление в присутствии катализатора (ОВР):
4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
4. Взаимодействие с кислотами:
NH3 + HCl = NH4Cl
С многоосновными кислотами образует кислые и средние соли
NH3 + H2SO4 = NH4HSO4
NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4
Закрепление нового материала (15 мин)
Решение задач по: Радецкий, с.77.
Домашнее задание: §17, с.52 №7, №8; с.58 (круговорот азота в природе).