Баранова Виктория Владимировна
Цели урока: Обр.- повторить, систематизировать и углубить знания
уч-ся о металлах. Знать характеристику простых веществ
металлов побочных подгрупп. Уметь доказывать их
физические и химические свойства. Уметь записывать
уравнения реакций в молекулярном и окислительно-
восстановительном виде.
Восп.- межпредметные связи; гуманизация знаний.
Разв.- синтез и анализ; развитие умений химического
эксперимента.
Тип урока: комбинированный.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: железные опилки, растворы веществ: FeCl2,Fe2(SO4)3,
красная кровяная соль( К4(Fe(CN)6 ),жёлтая кровяная
соль (K3Fe(CN)6), пламя, штатив, пробирки, вода,
промывалки. Средства ТО.
Ход урока.
1.ОРГМОМЕНТ.
2.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
У доски по заданиям:
-Сравнительная характеристика алюминия и железа по положению в
периодической системе. Строение атома.
-Химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами
(2 любых уравнения в ок.-восст. виде).
-Химические свойства алюминия: взаимодействие со сложными веществами
(одно уравнение в ок.-восст. виде).
2 человека по карточкам на местах: решение задач.
С классом тест 5 вопросов по двум вариантам.( Проверка в парах, а
потом на графопроекторе высветить.)
Проверка работ у доски.
3.ВЫВОД-СВЯЗКА. На прошлых уроках мы изучали металлы главных подгрупп, говорили о их свойствах. Познакомились с историей начала использования металлов и их соединений человеком.
Девиз сегодняшнего урока:
Век 19, железный,
Воистину железный век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель:
Предлагаю вам мысленно поделить тетрадь на правую и левую части и сведения о железе записывать в левой части тетради. А правая часть будет разгадкой названия темы урока.
План урока.
1.Историческая справка.
2.Строение атома.
3.Физические свойства.
4.Химические свойства железа.
5.Применение железа.
6.Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.
7.Металл 20 века-?.
1.Ответом на первый вопрос нашего плана будет выполнение опережающего задания, которое было дано будущему историку Крючкову Сергею.
Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.
Откуда же брали древние люди железо, в то время когда ещё не научились добывать его из руды? Здесь нужно перевести с шумерского языка название «железо». Железо-это металл, «капнувший с неба, небесный».Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что железные камни падают с неба, в 1775г. русский путешественник П.С.Паласс, который привёз в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в Юго-Западной
Африке метеорит «Гоба» весом около 60т.Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск непомерной массы золота слепит глаза. Но вот что пишет К.Керам
«…в гробнице, наполненной почти до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность». Небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка «Урс».
В Европу железный век пришёл из Малой Азии уже в 1 тыс. до н.э.
Первый способ получения железа назывался сыродутны.Такое железо называлось сварочным, в нём много содержалось углерода и примесей, перешедшим из руды. Век сварочного железа был долгим; однако людям древности было знакомо и другое железо.
Знаменитую булатную сталь делали на Востоке ещё во времена Аристотеля(4 в. до н.э.). Но технология её изготовления держалась в секрете много веков. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Булат-это сталь с очень большой твёрдостью и упругостью, изготовленные из неё изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными…
2. Железо-металл 8 гр. гл. подгр…
3.Химически чистое железо-серебристо-серый, блестящий, вязкий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. (Далее сам-но по учебнику дописать физ. св-ва).
4.1.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОСТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.
А) с хлором: 2 Fe + 3 Cl2 Þ 2FeCl3
Б) с серой : Fe + S Þ FeS
В) с кислородом: 3 Fe + 2O2 Þ Fe3O4
Демонстрация опыта. Горение железа на воздухе
2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СЛОЖНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.
А) с разбавл. кислотами: Fe + 2HCl Þ FeCl2 + H2
Б) с конц. кислотами: 2Fe +3H2SO4 Þ Fe2(SO4)3 +3H2
В) с солями: Fe + CuSO4 Þ Cu+ FeSO4
Fe ¾ 2e® Fe+2
Cu+2 + 2e® Cu
Г) с парами воды: 3Fe + 4H2O Þ Fe3O4 + 4H2
5.ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗА.( самостоятельно из учебника с.114 и прочитать с комментариями)
6.КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ИОНЫ ЖЕЛЕЗА.
Лабораторный опыт.
К 1мл раствора хлорида железа (2) добавьте 1 мл раствора К3(Fe(CN)6). Что вы наблюдаете? (выпадает осадок-турнбуллева синь).
Напишите уравнение реакции в ионном виде.
К 1мл раствора хлорида железе(3) добавьте 1мл раствора жёлтой кровяной соли. Что вы наблюдаете? Напишите уравнения реакции в ионном виде.
(Проверка на графопроекторе).
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-Работа с компьютером.(Демонстрация специф.свойств железа)
-Выполнение теста «Железо» 1 и 2 варианты. Проверка в парах.
Ответы на граф-ре.
Викторина «Семь бед один ответ».
-Этот металл применяют в контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуре.
-Исследования коррозионной стойкости сплавов этого металла показали, что новый промышленный материал с успехом может применяться в консервном, чайном, сахарном, мясо-молочном и т. д. производстве.
-Используется при сверхглубоком бурении.
-Металл, который обеспечил многие отечественные достижения в освоении космического пространства.
-Твёрже железа. Но когда хозяйки пустили в ход кухонные ножи с его лезвиями, разочарованию не было конца: ножи были тупыми и ничего не резали. Точить было бесполезно. Острой режущей кромки не получалось.
-Пластины, гвозди, спицы, стержни и другие приспособления для скрепления осколков костей используют врачи-травматологи.
-Так называют легендарных людей-гигантов.
Металлом 20 века был назван ТИТАН.
Самостоятельно дома ( или в классе ) выполнить конспект по титану в правой части тетради.
6.Вывод.
«Всё моё»,- сказало злато;
«Всё моё»,- сказал булат.
«Всё куплю»,- сказало злато;
«Всё возьму»,- сказал булат.
А.С.Пушкин «Золото и булат»
Как вы прокомментируете эти слова? Как они относятся к нашему времени?
7.Поурочный вывод.
8.Домашнее задание. Стр.109-110, зад.1 (стр.120),инд.зад.
Тест по теме: «Железо».
1.Определите число атомов в формуле железосодержащего продукта
реакции между металлическим железом и веществом.
Хлор | |
Вариант №2. | Соляная кислота |
Вариант №3. | Сульфат меди (2) в водн. растворе |
Вариант №4. | Разбавленная серная кислота |
ОТВЕТЫ:
Число атомов в формуле железосодержащего продукта
Б 3 | В 4 | Г 6 |
2.К какому типу относится реакция (вопрос 1 )?
ОТВЕТЫ:
Б разложения | |
В замещения | Г обмена |
3.Определите степень окисления железа в соединении.
Вариант №2. FeSO4 | |
Вариант №3. Fe2O3 | Вариант №4. FeCl2 |
ОТВЕТЫ:
Степень окисления железа в соединении
Б +2 | В +3 | Г +4 |
4.К какому классу относится соединение (вопрос 3 )?
ОТВЕТЫ:
Класс соединений
Б кислота | |
В основание | Г соль |
5.Растворимо ли соединение (вопрос 3 ) в воде?
ОТВЕТЫ:
Б нет |
6.Укажите, что наблюдается при взаимодействии веществ.
Вариант №2 хлорид железа (3) и гидроксид калия в растворе |
Вариант №3 сульфид железа и соляная кислота |
Вариант №4 сульфат железа (2) и гидроксид натрия в растворе |
ОТВЕТЫ:
Наблюдается
Б выделение газа | |
В растворение осадка и выд. газа | Г растворение осадка |
7.Определите число атомов в формуле железосодержащего продукта реакции (вопрос 6 ).
ОТВЕТЫ:
Б 3 | В 7 | Г 5 |
8.Определите сумму коэффициентов в уравнении реакции (вопрос 6 ).
ОТВЕТЫ:
Б 6 | В 7 | Г 8 | Д 12 |
9.Какое количество (моль) железосодержащего продукта образовалось,
если в реакцию вступило по 6 моль исходных веществ?
ОТВЕТЫ:
Количество железосодержащего продукта (моль)
Б 2 | В 3 | Г 6 |