МКОУ Новобирюсинская СОШ
Открытый урок в 10 классе по теме:
«Многоликая уксусная кислота»
Учитель химии: Стрижаченко Л.Н.
1 квалификационная категория
5 марта 2014 г
Эпиграф к уроку:
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
Д.И.Менделеев
Цели урока:
* расширить кругозор учащихся об уксусной кислоте;
* продолжить формирование умений работать с химическими веществами, собирать простейший прибор для получения вещества;
*продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника;
*развитие умений составлять опорный конспект.:
*повторить ТБ при работе с кислотами.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, газоотводная трубка с пробкой, 5-ть пробирок
Реактивы: ацетат натрия (сух.), конц. серная кислота, лакмус, фенолфталеин, магний, раствор гидроксида натрия, питьевая сода (сух.).
Ход урока
Проверка домашнего задания (ответы устные).
Заполнение таблицы (2-х столбцов).
Уксусная кислота
Хочу узнать | Узнал новое | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новая тема.
1)Вступительное слово учителя о необходимости знаний об уксусной кислоте.
«Бутылка с уксусной кислотой, выпущенная на заводе, имеет на горлышке три кольца, свидетельствующие об опасности вещества (демонстрация). Кроме того, на этикетке обязательно указаны адрес завода-изготовителя и дата выработки эссенции. При встряхивании бутылки образуются мелкие, быстро исчезающие пузырьки (демонстрация).
Учитель говорит о том, что знания о данном веществе учащиеся будут добывать сами, работая с текстом учебника и проводя химический эксперимент. К концу урока ребята должны составить отчет в виде опорного конспекта.
2) Стихотворение знатока ТБ по химии (читает ученик 8 класса).
3)Вопрос учителя: «Почему уксусную кислоту называют многоликой?». Учащиеся дают названия уксусной кислоте и записывают их в блок «Номенклатура».
3) В блоке «Физические свойства» перечисляются физические свойства уксусной кислоты.
4) В блок «Строение» учащиеся записывают молекулярную, структурную и электронную формулы уксусной кислоты и показывают сдвиг электронной плотности в карбоксильной группе.
5) В блок «Получение» учащиеся предлагают различные способы получения уксусной кислоты (лабораторный и промышленные).
Практическая работа «Получение и свойства уксусной кислоты», опыт 1. (с.119).
6) Экспериментальное исследование химических свойств уксусной кислоты.
Практическая работа №3. Опыт 2 и опыт3.
В блок «Химические свойства» записать уравнения проведённых реакций.
7) Самостоятельная работа. Блок «Применение» учащиеся заполняют сами после самостоятельного прочтения текста учебника на с.114.
3. Закрепление.
Блиц—опрос
Вещество представляет собой бесцветную жидкость и имеет молекулярную формулу С2Н4О2. С аммиачным раствором оксида серебра не взаимодействует, но реагирует с металлами и спиртами. Назовите это вещество.
Как называются соли уксусной кислоты?
Расшифруйте аббревиатуру: клей ПВА (поливинилацетатный).
Дайте другое название аспирина.
Какая связь между уксусной кислотой и древесиной? (уксусную кислоту получают при сухой перегонке древесины).
Волокна какого шёлка содержат в своём составе анионы уксусной кислоты, вследствие чего шёлк носит его название?
Как можно перелить ледяную уксусную кислоту? (нагреть).
4.Домашнее задание: Заполнить 3-й столбик «Узнал новое» таблицы «Уксусная кислота», задача №2, с.118.