Конспект урока
по химии на тему
«Типы химических реакций
на примере свойств воды»
Подготовила:
Сметанина Ирина Валерьевна
учитель биологии и химии
Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».
Цель урока: Систематизировать знания о видах и типах химических реакций, используя в качестве главного примера свойства воды.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о типах химических реакций на примере свойств воды.
Познакомить учащихся с практическим применением химических процессов в реакциях электролиза, фотолиза, фотосинтеза.
Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.
Совершенствовать умение составления уравнений химических реакций.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления.
Продолжить развитие умения выделять главное, способствовать развитию самостоятельности, познавательному интересу школьников.
Воспитательные:
Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения.
Способствовать экологическому воспитанию
учащихся.
Дидактические этапы с дозировкой времени:
Организационный этап – 1 мин.
Этап проверки домашнего задания -8 мин.
Этап изучения нового материала -20 мин.
Закрепление материала -10 мин.
Домашнее задание -1 мин.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы:
Частный – словесно-наглядный
Конкретный – рассказ, объяснение, беседа, демонстрация слайдов, видеофрагментов, демонстрационный
эксперимент.
Обеспечение урока:
Учитель: конспект урока, доска, мультимедийное оборудование, оборудование и реактивы, необходимые для демонстрационного эксперимента.
Ученики: учебник, тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ.
Литература для учителя (основная и дополнительная):
Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных
заведений 15-е издание стереотип, — М.:Дрофа,2009.-270с.
Иванова Р.Г. Изучение химии в 8-9 кл.: методическое пособие для учителей.-
М: «Просвещение», 1980г.
Зуева М.В. контрольные и проверочные работы по химии 8-9кл. – М: Дрофа, 1999г.
Химия в школе, 2001 — №6: с36-38
777
77
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ВИД ДОСКИ | |
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверка отсутствующих и присутствующих на уроке. «Открываем тетради, записываем дату и тему сегодняшнего урока:13.03.2012 «Типы химических реакций на примере свойств воды». II. Этап проверки домашнего задания.
На прошлом уроке ребята вы изучили типы реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, а также частично классификации по другим признакам. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему. Составьте уравнения и классифицируйте реакции: Cu(OH)2 Na2O + HNO3 Zn + S H3PO4 + KOH P2O5 + H2O KBr + Cl2
| Приветствие учителя, учащиеся садятся за свои рабочие места, открывают рабочие тетради и записывают дату и тему урока в тетрадь.
Ответы учащихся: разложение обмен соединение обмен соединение замещение
| |
III.Этап изучения нового материала. Итак, ребята сегодня мы рассмотрим эти типы химических реакций, на примере воды. Вообще вода это уникальное соединение, она обладает важными химическими свойствами, которые мы и рассмотрим по ходу урока. Обратите внимание на эпиграф нашего урока:_____________ Давайте с вами вспомним, какое значение имеет вода? А какими физическими свойствами обладает вода? Какое строение имеет молекула воды? 1. Реакции разложении. В связи с этим вода подвергается реакциям разложения под действием электрического тока: 2Н2О = 2Н2 + О2 Это называется электролизом. Ребята, а где на уроках биологии мы сталкиваемся с подобным процессом?
Действительно, вода так же распадается под действием света, в растениях, этот процесс называется фотолизом. Кислород выделяется в свободном виде, а водород в процессе фотосинтеза включается в молекулу глюкозы. Фотосинтез это цепочка сложных биохимических реакций, в результате которых из воды и СО2 образуется кислород и глюкоза, общая формула ф.с. выглядит так: 6СО2+6Н2О =С6Н12О6+6О2 Так же воде присущи реакции соединения: Демонстрационный эксперимент «гашение извести». 2.Реакции соединения: а) оксид активного металла + вода = щелочь ( растворимое основание), СаО + HOH = Са(ОН)2 гидроксид кальция Реакция идет с выделением тепла. Образуют щелочи все оксиды металлов главной подгруппы 1 группы таблицы Менделеева, поэтому они называются щелочными металлами. Оксиды металлов главной подгруппы 2 группы также образуют щелочи, их называют щелочноземельными. Оксиды неметаллов образуют кислоты: б) оксид неметалла + вода = кислота Помните, мы с вами проделывали опыт «горение фосфора»? Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4 — фосфорная кислота (-РО4) – кислотный остаток При добавлении индикатора (метилоранж) к раствору он меняет цвет: оранжевыйà розовый. Это значит какая среда? Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания. 3.Реакции замещения: Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щелочи не только через свои оксиды, но и при непосредственном взаимодействии. Это будут реакции замещения. а) активный металл + вода = щёлочь( растворимое основание) + водород(газ)
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2 (-OH) гидроксильная группа
Mg + 2HOH = Mg(OH)2 + H2 ( при нагревании)
t б) малоактивный металл + вода = оксид металла + водород(газ) ( при нагревании) t Zn + H2O = ZnO + H2
в) неметалл + вода = оксид неметалла + водород(газ) C + H2O = CO + H2
4.Реакции обмена Обратите внимание на таблицу растворимости, там есть соединения распадающиеся в воде. Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом. Гидролиз бывает обратимым и необратимым. Например, необратимо гидролизуется сульфид алюминия: Al2S3+6HOH=2Al(OH)3↓+3H2S↑ или эту реакцию можно рассмотреть на примере взаимодействия: CaC2 + 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2↓
Гидролиз бывает обратимый и необратимый но с этим подробнее вы познакомитесь в других темах.
|
Просмотр слайдов
Сообщение Поздняковой Дарьи Сообщение Воскобойниковой Дианы Просмотр слайда
Просмотр видеофрагмента Слайд
Процесс фотосинтеза
Слайд Просмотр видеофрагмента Слайд
Просмотр видеофрагмента Слайд
Среда кислая.
|
2Н2О = 2Н2 + О2
6СО2+6Н2О =С6Н12О6+6О2
СаО + HOH = Са(ОН)2 СаО + Н2О = Са(ОН)2
Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4
1. Реакции замещения: а) активный металл + вода = щёлочь( растворимое основание) + водород(газ)
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
t Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2 гидроксид магния
|
IV. Закрепление материала. А теперь ребята повторим, давайте поработаем в ваших рабочих тетрадях. Можно пользоваться материалом учебника. Упр.№1
Упр. №2
Упр. №3
Упр. №6.
Упр.№7 | 2Н2О = 2Н2 + О2 (разложения, некаталитическая….. Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания. Слово ХЛОР
Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом. Al2S3+6HOH=2Al(OH)3↓+3H2S↑ CaC2 + 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2↓
Al4C3 + 12HOH =4 Al(OH)3↓ +3CH4↑ | |
V. Этап информации о домашнем задании. Прочитать параграф 33, задания в тетради.4,5
VI. Итог урока. Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Оценки за урок сегодня получили: __________________________________________________________________ VII.Релаксация. У вас на столах лежат капельки воды, а у меня есть емкости с разными смайликами, которые отражают разное настроение и разное отношение к уроку. При выходе из класса я вас попрошу свою капельку воды опустить в сосуд с вашим настроением и отношением к уроку. | параграф 33, задания в тетради.4,5 | |