Конспект урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»





Конспект урока

по химии на тему


«Типы химических реакций

на примере свойств воды»



Подготовила:

Сметанина Ирина Валерьевна

учитель биологии и химии




Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

Цель урока: Систематизировать знания о видах и типах химических реакций, используя в качестве главного примера свойства воды.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о типах химических реакций на примере свойств воды.

  2. Познакомить учащихся с практическим применением химических процессов в реакциях электролиза, фотолиза, фотосинтеза.

  3. Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

  4. Совершенствовать умение составления уравнений химических реакций.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию логического мышления.

  2. Продолжить развитие умения выделять главное, способствовать развитию самостоятельности, познавательному интересу школьников.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения.

  2. Способствовать экологическому воспитанию

учащихся.

Дидактические этапы с дозировкой времени:

  1. Организационный этап – 1 мин.

  2. Этап проверки домашнего задания -8 мин.

  3. Этап изучения нового материала -20 мин.

  4. Закрепление материала -10 мин.

  5. Домашнее задание -1 мин.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы:

Частный – словесно-наглядный

Конкретный – рассказ, объяснение, беседа, демонстрация слайдов, видеофрагментов, демонстрационный

эксперимент.

Обеспечение урока:

Учитель: конспект урока, доска, мультимедийное оборудование, оборудование и реактивы, необходимые для демонстрационного эксперимента.

Ученики: учебник, тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ.


Литература для учителя (основная и дополнительная):

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных

заведений 15-е издание стереотип, — М.:Дрофа,2009.-270с.

  1. Иванова Р.Г. Изучение химии в 8-9 кл.: методическое пособие для учителей.-

М: «Просвещение», 1980г.

  1. Зуева М.В. контрольные и проверочные работы по химии 8-9кл. – М: Дрофа, 1999г.

  2. Химия в школе, 2001 — №6: с36-38


777

77




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ВИД ДОСКИ

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверка отсутствующих и присутствующих на уроке.

«Открываем тетради, записываем дату и тему сегодняшнего урока:13.03.2012 «Типы химических реакций на примере свойств воды».


II. Этап проверки домашнего задания.


На прошлом уроке ребята вы изучили типы реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, а также частично классификации по другим признакам. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему.

Составьте уравнения и классифицируйте реакции:

Cu(OH)2

Na2O + HNO3

Zn + S

H3PO4 + KOH

P2O5 + H2O

KBr + Cl2



Приветствие учителя, учащиеся садятся за свои рабочие места, открывают рабочие тетради и записывают дату и тему урока в тетрадь.









Ответы учащихся:

разложение

обмен

соединение

обмен

соединение

замещение



«Типы химических реакций на примере свойств воды».












III.Этап изучения нового материала.

Итак, ребята сегодня мы рассмотрим эти типы химических реакций, на примере воды. Вообще вода это уникальное соединение, она обладает важными химическими свойствами, которые мы и рассмотрим по ходу урока.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока:_____________

Давайте с вами вспомним, какое значение имеет вода?

А какими физическими свойствами обладает вода?

Какое строение имеет молекула воды?

1. Реакции разложении.

В связи с этим вода подвергается реакциям разложения под действием электрического тока:

2Н2О = 2Н2 + О2

Это называется электролизом.

Ребята, а где на уроках биологии мы сталкиваемся с подобным процессом?


Действительно, вода так же распадается под действием света, в растениях, этот процесс называется фотолизом. Кислород выделяется в свободном виде, а водород в процессе фотосинтеза включается в молекулу глюкозы. Фотосинтез это цепочка сложных биохимических реакций, в результате которых из воды и СО2 образуется кислород и глюкоза, общая формула ф.с. выглядит так:

6СО2+6Н2О =С6Н12О6+6О2


Так же воде присущи реакции соединения:

Демонстрационный эксперимент «гашение извести».

2.Реакции соединения:

а) оксид активного металла + вода = щелочь

( растворимое основание),

СаО + HOH = Са(ОН)2 гидроксид кальция

Реакция идет с выделением тепла.

Образуют щелочи все оксиды металлов главной подгруппы 1 группы таблицы Менделеева, поэтому они называются щелочными металлами. Оксиды металлов главной подгруппы 2 группы также образуют щелочи, их называют щелочноземельными.

Оксиды неметаллов образуют кислоты:

б) оксид неметалла + вода = кислота

Помните, мы с вами проделывали опыт «горение фосфора»?

Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4 — фосфорная кислота

(-РО4) – кислотный остаток

При добавлении индикатора (метилоранж) к раствору он меняет цвет:

оранжевыйà розовый. Это значит какая среда?

Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания.

3.Реакции замещения:

Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щелочи не только через свои оксиды, но и при непосредственном взаимодействии. Это будут реакции замещения.

а) активный металл + вода = щёлочь( растворимое основание) + водород(газ)


2Na + 2HOH = 2NaOH + H2 (-OH) гидроксильная группа


Mg + 2HOH = Mg(OH)2 + H2 ( при нагревании)

t

б) малоактивный металл + вода = оксид металла + водород(газ)

( при нагревании)

t

Zn + H2O = ZnO + H2


в) неметалл + вода = оксид неметалла + водород(газ)

C + H2O = CO + H2


4.Реакции обмена

Обратите внимание на таблицу растворимости, там есть соединения распадающиеся в воде.

Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом.

Гидролиз бывает обратимым и необратимым. Например, необратимо гидролизуется сульфид алюминия:

Al2S3+6HOH=2Al(OH)3↓+3H2S↑

или эту реакцию можно рассмотреть на примере взаимодействия:

CaC2 + 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2


Гидролиз бывает обратимый и необратимый но с этим подробнее вы познакомитесь в других темах.




Просмотр слайдов



Сообщение Поздняковой Дарьи

Сообщение Воскобойниковой Дианы

Просмотр слайда



Просмотр видеофрагмента

Слайд


Процесс фотосинтеза








Слайд

Просмотр видеофрагмента

Слайд











Просмотр видеофрагмента

Слайд



Среда кислая.

















2Н2О = 2Н2 + О2









6СО2+6Н2О =С6Н12О6+6О2










СаО + HOH = Са(ОН)2

СаО + Н2О = Са(ОН)2








Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4




1. Реакции замещения:

а) активный металл + вода = щёлочь( растворимое основание) + водород(газ)


2Na + 2H2O = 2NaOH + H2


t

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

гидроксид магния


IV. Закрепление материала.

А теперь ребята повторим, давайте поработаем в ваших рабочих тетрадях. Можно пользоваться материалом учебника.

Упр.№1


Упр. №2




Упр. №3




Упр. №6.




Упр.№7


2Н2О = 2Н2 + О2

(разложения, некаталитическая…..

Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания.

Слово ХЛОР


Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом.


Al2S3+6HOH=2Al(OH)3↓+3H2S↑


CaC2 + 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2


Al4C3 + 12HOH =4 Al(OH)3 +3CH4



V. Этап информации о домашнем задании.

Прочитать параграф 33, задания в тетради.4,5


VI. Итог урока.

Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо поработали.

Оценки за урок сегодня получили:

__________________________________________________________________


VII.Релаксация.

У вас на столах лежат капельки воды, а у меня есть емкости с разными смайликами, которые отражают разное настроение и разное отношение к уроку. При выходе из класса я вас попрошу свою капельку воды опустить в сосуд с вашим настроением и отношением к уроку.

параграф 33, задания в тетради.4,5



Свежие документы:  Разработка урока по теме: «Сложные эфиры. Жиры»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: