Конспект урока по Химии «Нефть, способы ее переработки»

Методическая карта урока


Ходырева Светлана Анатольевна

Учебная дисциплина: Химия

Тема урока: «Нефть, способы ее переработки»

Цели урока: достичь результатов в соответствии с ФГОС СПО:

Сформировать у обучающихся первоначальные знания о нефти как важнейшем природном сырье для производства топлива и органических веществ, необходимых человеку в хозяйственной деятельности. Показать способы переработки нефти и применение важнейших нефтепродуктов. Раскрыть проблемы загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами.


Задачи:

Образовательные:

    • познакомиться с историей нефти, её добычей;

    • рассмотреть состав и физические свойства нефти;

    • способы переработки нефти как топлива и сырья для получения органических веществ;

    • рассмотреть возможные экологические катастрофы и проблемы, связанные с нефтью;

    • на практике рассмотреть возможности очистки воды от нефти;

Развивающие:

    • развивать умение добывания необходимой информации;

    • уметь объяснять по схеме производственные процессы, работать с обобщающими таблицами, схемами;

    • развивать экологическое воспитание, показав, возможные последствия экологических катастроф.

Воспитательные:

    • воспитывать коммуникативность, самостоятельность, целеустремленность, аккуратность работы с химическими реактивами;

    • воспитывать бережное отношение к природным богатствам и окружающей среде;

    • формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения);

    • прививать навыки самоорганизации, самооценки, самоанализа.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Вид урока: практическая работа

Форма организации деятельности студентов: работа в мини группах

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютерная презентация в программе Power Point. Раздаточный материал для индивидуальной работы.

Оборудование и реактивы: сырая нефть, вода, хим.стаканы,палочки для перемешивания, пробирки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Средства и методы обучения

1

2

3

4

5

ЭТАП 1


Организационный



2-3минуты

Знакомит учащихся с темой, целью и задачами урока. Дает разъяснения по оформлению краткого конспекта урока.

Слушают рекомендации учителя, записывают тему урока. Осмысливают поставленные цель и задачи.

Беседа с использованием интерактивной доски и презентации Power Point

ЭТАП 2

Мотивация (постановка целей и задач урока)


3 минуты

Ставит перед учащимися проблемный вопрос профессиональной направленности:

Почему для двигателей с более высокой степенью сжатия применяют высокооктановые бензины?

Обдумывают проблемный вопрос, дискутируют, предлагают свои ответы

Проблемный вопрос.

Дискуссия.

ЭТАП 3 Подготовка студентов к работе на практическом этапе


14 минут

Сообщение алгоритма работы, работы с модульными картами. Изложение требований к оформлению работы, время на выполнение и система оценивания. Повторение правил техники безопасности.

Слушают рекомендации.

Электронная презентация. Модульные карты, рабочие карты, инструкция к практической работе.

ЭТАП 4

Практическая работа


Индивидуальное консультирование. Обеспечение формирования у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных практических ситуациях.


Максимальная самостоятельность при выполнении практической работы. Правильность выполнения и осознанность её содержания

Работа в мини группах и парах с по маршруту модульных карт. Проведение лабораторных опытов. Работа с учебной литературой, заполнение таблиц в индивидуальных рабочих картах.

ЭТАП 4 –

Вывод к уроку через решение проблемного вопроса.

2 мин

Возвращает учащихся к проблемному вопросу поставленному в начале урока.

Отвечают на проблемный вопрос.

Демонстрация слайда с проблемным вопросом.

Этап 5 —

Рефлексия

Подведение итогов урока


5 мин.

Проводится с помощью теста.

Вопросы по самопроверке


1.Выбирают ответы, проверяют их правильность

2.Проводят самооценку по предложенным критериям.


3. Сдают рабочие листы для проверки.

Тестирование в индивидуальных рабочих картах.

Оценки за урок оглашаются на следующем уроке, после проверки рабочих листов и выводятся методом сложения баллов полученных за работу в рабочих листах и работу с электронным тестированием.

Приложение 1

Модульная карта

Тема урока: «Нефть, способы ее переработки»

УЭ

Название учебного элемента. Цели и задачи.

Рекомендации, источники информации.

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Выяснить физические особенности и состав нефти, изучить способы переработки нефти и значение полученных продуктов в жизни человека.

Внимательно прочитайте цель урока

2 мин

УЭ – 1

Изучить физические свойства нефти.


Работайте в группе. Выполните лабораторный эксперимент, используя инструкцию. Выводы своих наблюдений запишите в рабочую карту.

10 мин. Оцените работу друг друга.

макс. 6 баллов

УЭ – 2


Изучить методы переработки нефти, выявить черты сходства и различия.

Используйте учебник: Ерохин Ю.М.Химия. стр. 361-362; 364-365.

1 Рассмотрите схему в рабочей карте и заполните пропуски.

2 Запишите ответ на вопрос.

10 мин. Оцените работу друг друга.



макс.5 баллов


макс.5 баллов

УЭ – 3


Ознакомиться с продуктами прямой перегонки нефти, выявить основной недостаток данного метода переработки.

Работайте в паре.

Используйте учебники: Ерохин Ю.М.Химия. стр 362, 363; Рудзитис Г.Е. Химия10. Стр 70

1 Заполните таблицу в рабочей карте, используя рисунки и схемы в учебнике.

2 Запишите ответ на вопрос.

10мин.

Оцените работу друг друга.



макс.5 баллов



макс.5 баллов

УЭ – 4


Сравнить способы получения бензинов, выявить различия качества бензинов полученных разными способами.

Работайте в паре.

Используйте учебники: Ерохин Ю.М.Химия. стр 364, 365; Рудзитис Г.Е. Химия10. Стр 73

1 Изучите текст учебной литературы и заполните сравнительную таблицу в рабочей карте.

2 Запишите ответы на вопросы.

10мин.

Оцените работу друг друга.



макс.10 баллов


макс.10 баллов

УЭ – 5

Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков по теме.

Внимательно прочитайте вопросы теста и отметьте верный.

1 Выполните задания теста.

2 Постарайтесь ответить на вопрос.

5мин



макс.4 балла

макс.10 баллов






Подвести итоги занятия.

Подсчитайте сумму баллов за каждый УЭ.

55-60 – оценка «5»

46-54 – оценка «4»

35-45 – оценка «3»


ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С МОДУЛЕМ.

  1. Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.

  2. У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя или товарища. Используй это право!

  3. Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

  4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом!

  5. Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью.

  6. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …



Приложение 2


Рабочая карта студента.

Ф.И.______________________________________________________________________________

Тема урока: «Нефть, способы ее переработки»

Практическая работа

Цель: выяснить физические особенности и состав нефти, изучить способы переработки нефти и значение полученных продуктов в жизни человека.

  1. Лабораторный эксперимент:

Физические свойства нефти.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Растворимость нефти в воде.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Схема: Методы переработки нефти (заполните пропуски в схеме)

Переработка нефти

первичная (прямая)

вторичная

физические процессы



под влиянием температуры, давления. Катализаторов углеводороды нефти претерпевают химические превращения с образованием новых соединений.

ректификация (перегонка)


риформинг


термический




В чем сходство методов переработки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опорная таблица «Нефтепродукты первичной (прямой) перегонки и их применение»

№ фракции

название

состав

tо кипения

применение

1

Бензин

 

 

 

2

Лигроин

 

 

 

3

Керосин

 

 

 

4

Газойль

 

 

 

5

Мазут

 

 

 

В чем заключается основной недостаток первичной (прямой) перегонки нефти?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Таблица «Получение бензина путем термического и каталитического крекинга»



Характеристика процесса

Термический крекинг

Каталитический крекинг

Температура



Давление



Катализатор



Скорость



Побочные процессы




Выход бензина



Качество бензина






В чем отличие крекинг-бензина от бензина первичной (прямой) перегонки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой процесс и условия позволяют получить бензин А-95?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выполните тест «Природные источники углеводородов» (обведите номер правильного ответа)

1. Дополните фразу: «Нефть — это:


1) чистое вещество сложного строения

2) смесь разных веществ

3) смесь различных углеводородов переменного состава в зависимости от месторождения

4) смесь углеводородов постоянного состава

2. Процесс получения разных видов топлива из нефти:


1) разгонка

2) фракционная перегонка

3) крекинг

4) выпаривание

3. Процесс распада молекул «тяжелых» углеводородов до более простых под действием высокой температуры и катализаторов:


1) термический крекинг

2) каталитический крекинг

3) крекинг

4) расщепление

4. Вещество, содержание которого в бензине определяет его марку:


1) н-гептан

2) октан

3) изооктан

4) бензол



Вопрос к ПРОФЕССИОНАЛАМ

В автомобильном двигателе применяются бензины следующих марок: А-80, А-92, А-95, “Экстра”, АИ-98. (А – автомобильный бензин; 80, 92, 95, 98 – октановое число; И – получен исследовательским методом.) Чем выше октановое число бензина, тем он менее склонен к детонации, лучше воспламеняется. Высокооктановые бензины применяют для двигателей с более высокой степенью сжатия. Почему так?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Практическая работа

Физические свойства нефти.

Цели работы

изучить физические свойства нефти.

Оборудование

емкость с нефтью

стеклянный стаканчик с водой

палочка для перемешивания веществ

Ход работы.

Опыт 1. Изучение физических свойств нефти.

1 Откройте флакон с нефтью и понюхайте, соблюдая правила техники безопасности. Каков запах нефти?

2 Большим пальцем прикройте горловину флакона и встряхните. Обратите внимание на агрегатное состояние и цвет вещества оставшегося на пальце.

В рабочей карте запишите вывод, вставляя вместо точек, пропущенные слова.

Вывод: 

Нефть – горючая …………… жидкость обычно …………..цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в желто-зеленый цвет, и даже бесцветная, с …………. запахом.

Опыт № 2. Растворимость нефти в воде.

В стаканчик с водой добавьте 2–3 капли нефти и аккуратно перемешайте палочкой; сделайте вывод о плотности нефти и её растворимости.

В рабочей карте запишите вывод, вставляя вместо точек, пропущенные слова.

Вывод: 

Нефть …………… в воде и ее плотность …………., чем у воды, попадая в нее, нефть …………………..


Приберите рабочее место.




























Свежие документы:  Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: