Методическая карта урока
Ходырева Светлана Анатольевна
Учебная дисциплина: Химия
Тема урока: «Нефть, способы ее переработки»
Цели урока: достичь результатов в соответствии с ФГОС СПО:
Сформировать у обучающихся первоначальные знания о нефти как важнейшем природном сырье для производства топлива и органических веществ, необходимых человеку в хозяйственной деятельности. Показать способы переработки нефти и применение важнейших нефтепродуктов. Раскрыть проблемы загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с историей нефти, её добычей;
рассмотреть состав и физические свойства нефти;
способы переработки нефти как топлива и сырья для получения органических веществ;
рассмотреть возможные экологические катастрофы и проблемы, связанные с нефтью;
на практике рассмотреть возможности очистки воды от нефти;
Развивающие:
развивать умение добывания необходимой информации;
уметь объяснять по схеме производственные процессы, работать с обобщающими таблицами, схемами;
развивать экологическое воспитание, показав, возможные последствия экологических катастроф.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативность, самостоятельность, целеустремленность, аккуратность работы с химическими реактивами;
воспитывать бережное отношение к природным богатствам и окружающей среде;
формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения);
прививать навыки самоорганизации, самооценки, самоанализа.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Вид урока: практическая работа
Форма организации деятельности студентов: работа в мини группах
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютерная презентация в программе Power Point. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Оборудование и реактивы: сырая нефть, вода, хим.стаканы,палочки для перемешивания, пробирки.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Средства и методы обучения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
ЭТАП 1
Организационный
| 2-3минуты | Знакомит учащихся с темой, целью и задачами урока. Дает разъяснения по оформлению краткого конспекта урока. | Слушают рекомендации учителя, записывают тему урока. Осмысливают поставленные цель и задачи. | Беседа с использованием интерактивной доски и презентации Power Point | |||
ЭТАП 2 Мотивация (постановка целей и задач урока)
| 3 минуты | Ставит перед учащимися проблемный вопрос профессиональной направленности: Почему для двигателей с более высокой степенью сжатия применяют высокооктановые бензины? | Обдумывают проблемный вопрос, дискутируют, предлагают свои ответы | Проблемный вопрос. Дискуссия. | |||
ЭТАП 3 Подготовка студентов к работе на практическом этапе
| 14 минут | Сообщение алгоритма работы, работы с модульными картами. Изложение требований к оформлению работы, время на выполнение и система оценивания. Повторение правил техники безопасности. | Слушают рекомендации. | Электронная презентация. Модульные карты, рабочие карты, инструкция к практической работе. | |||
ЭТАП 4 Практическая работа |
| Индивидуальное консультирование. Обеспечение формирования у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных практических ситуациях.
| Максимальная самостоятельность при выполнении практической работы. Правильность выполнения и осознанность её содержания | Работа в мини группах и парах с по маршруту модульных карт. Проведение лабораторных опытов. Работа с учебной литературой, заполнение таблиц в индивидуальных рабочих картах. | |||
ЭТАП 4 – Вывод к уроку через решение проблемного вопроса. | 2 мин | Возвращает учащихся к проблемному вопросу поставленному в начале урока. | Отвечают на проблемный вопрос. | Демонстрация слайда с проблемным вопросом. | |||
Этап 5 — Рефлексия Подведение итогов урока
| 5 мин. | Проводится с помощью теста.
| Вопросы по самопроверке
1.Выбирают ответы, проверяют их правильность 2.Проводят самооценку по предложенным критериям.
3. Сдают рабочие листы для проверки. | Тестирование в индивидуальных рабочих картах. | |||
Оценки за урок оглашаются на следующем уроке, после проверки рабочих листов и выводятся методом сложения баллов полученных за работу в рабочих листах и работу с электронным тестированием. | |||||||
Приложение 1 | |||||||
Модульная карта | |||||||
УЭ | Название учебного элемента. Цели и задачи. | Рекомендации, источники информации. | Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. | ||||
УЭ -0 | Выяснить физические особенности и состав нефти, изучить способы переработки нефти и значение полученных продуктов в жизни человека. | Внимательно прочитайте цель урока | 2 мин | ||||
УЭ – 1 | Изучить физические свойства нефти.
| Работайте в группе. Выполните лабораторный эксперимент, используя инструкцию. Выводы своих наблюдений запишите в рабочую карту. | 10 мин. Оцените работу друг друга. макс. 6 баллов | ||||
УЭ – 2
| Изучить методы переработки нефти, выявить черты сходства и различия. | Используйте учебник: Ерохин Ю.М.Химия. стр. 361-362; 364-365. 1 Рассмотрите схему в рабочей карте и заполните пропуски. 2 Запишите ответ на вопрос. | 10 мин. Оцените работу друг друга. макс.5 баллов
макс.5 баллов | ||||
УЭ – 3
| Ознакомиться с продуктами прямой перегонки нефти, выявить основной недостаток данного метода переработки. | Работайте в паре. Используйте учебники: Ерохин Ю.М.Химия. стр 362, 363; Рудзитис Г.Е. Химия10. Стр 70 1 Заполните таблицу в рабочей карте, используя рисунки и схемы в учебнике. 2 Запишите ответ на вопрос. | 10мин. Оцените работу друг друга.
макс.5 баллов макс.5 баллов | ||||
УЭ – 4
| Сравнить способы получения бензинов, выявить различия качества бензинов полученных разными способами. | Работайте в паре. Используйте учебники: Ерохин Ю.М.Химия. стр 364, 365; Рудзитис Г.Е. Химия10. Стр 73 1 Изучите текст учебной литературы и заполните сравнительную таблицу в рабочей карте. 2 Запишите ответы на вопросы. | 10мин. Оцените работу друг друга.
макс.10 баллов макс.10 баллов | ||||
УЭ – 5 | Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков по теме. | Внимательно прочитайте вопросы теста и отметьте верный. 1 Выполните задания теста. 2 Постарайтесь ответить на вопрос. | 5мин
макс.4 балла макс.10 баллов | ||||
|
|
|
| ||||
| Подвести итоги занятия. | Подсчитайте сумму баллов за каждый УЭ. | 55-60 – оценка «5» 46-54 – оценка «4» 35-45 – оценка «3» |
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С МОДУЛЕМ.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя или товарища. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом!
Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью.
Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
Приложение 2
Рабочая карта студента.
Ф.И.______________________________________________________________________________
Тема урока: «Нефть, способы ее переработки»
Практическая работа
Цель: выяснить физические особенности и состав нефти, изучить способы переработки нефти и значение полученных продуктов в жизни человека.
Лабораторный эксперимент:
Физические свойства нефти.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растворимость нефти в воде.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема: Методы переработки нефти (заполните пропуски в схеме)
первичная (прямая) | вторичная | |||
физические процессы |
| |||
| под влиянием температуры, давления. Катализаторов углеводороды нефти претерпевают химические превращения с образованием новых соединений. | |||
ректификация (перегонка) |
| риформинг |
| |
термический |
|
В чем сходство методов переработки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опорная таблица «Нефтепродукты первичной (прямой) перегонки и их применение»
название | состав | tо кипения | применение | |
1 | Бензин |
|
|
|
2 | Лигроин |
|
|
|
3 | Керосин |
|
|
|
4 | Газойль |
|
|
|
5 | Мазут |
|
|
|
В чем заключается основной недостаток первичной (прямой) перегонки нефти?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Таблица «Получение бензина путем термического и каталитического крекинга»
Термический крекинг | Каталитический крекинг | |
Температура |
|
|
Давление |
|
|
Катализатор |
|
|
Скорость |
|
|
Побочные процессы
|
|
|
Выход бензина |
|
|
Качество бензина
|
|
|
В чем отличие крекинг-бензина от бензина первичной (прямой) перегонки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой процесс и условия позволяют получить бензин А-95?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните тест «Природные источники углеводородов» (обведите номер правильного ответа)
1) чистое вещество сложного строения 2) смесь разных веществ 3) смесь различных углеводородов переменного состава в зависимости от месторождения 4) смесь углеводородов постоянного состава | |
2. Процесс получения разных видов топлива из нефти:
| 1) разгонка 2) фракционная перегонка 3) крекинг 4) выпаривание |
3. Процесс распада молекул «тяжелых» углеводородов до более простых под действием высокой температуры и катализаторов:
| 1) термический крекинг 2) каталитический крекинг 3) крекинг 4) расщепление |
4. Вещество, содержание которого в бензине определяет его марку:
| 1) н-гептан 2) октан 3) изооктан 4) бензол |
Вопрос к ПРОФЕССИОНАЛАМ
В автомобильном двигателе применяются бензины следующих марок: А-80, А-92, А-95, “Экстра”, АИ-98. (А – автомобильный бензин; 80, 92, 95, 98 – октановое число; И – получен исследовательским методом.) Чем выше октановое число бензина, тем он менее склонен к детонации, лучше воспламеняется. Высокооктановые бензины применяют для двигателей с более высокой степенью сжатия. Почему так?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Практическая работа
Физические свойства нефти.
Цели работы
изучить физические свойства нефти.
Оборудование
емкость с нефтью
стеклянный стаканчик с водой
палочка для перемешивания веществ
Ход работы.
Опыт 1. Изучение физических свойств нефти.
1 Откройте флакон с нефтью и понюхайте, соблюдая правила техники безопасности. Каков запах нефти?
2 Большим пальцем прикройте горловину флакона и встряхните. Обратите внимание на агрегатное состояние и цвет вещества оставшегося на пальце.
В рабочей карте запишите вывод, вставляя вместо точек, пропущенные слова.
Вывод:
Нефть – горючая …………… жидкость обычно …………..цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в желто-зеленый цвет, и даже бесцветная, с …………. запахом.
Опыт № 2. Растворимость нефти в воде.
В стаканчик с водой добавьте 2–3 капли нефти и аккуратно перемешайте палочкой; сделайте вывод о плотности нефти и её растворимости.
В рабочей карте запишите вывод, вставляя вместо точек, пропущенные слова.
Вывод:
Нефть …………… в воде и ее плотность …………., чем у воды, попадая в нее, нефть …………………..
Приберите рабочее место.