Урок №13
Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока: обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строения атомов химических элементов, типов химических связей. Обобщить первоначальные химические понятия, умения составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, Умения работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева, карточки с названиями станций, маршрутные листы (приложение 1), карточки с заданием, тесты..
Ход урока.
Урок проводится в виде путешествия по маршруту: станция Багажная – станция Элементарная – станция Формульная – станция Вычислительная – станция Конечная. Учащиеся становятся пассажирами поезда, а учитель проводником. На каждом пункте прибытия ученики выполняют необходимые задания в маршрутном листе.
(в начале урока сообщается тема и цели урока, раздаются маршрутные листы, объясняется ход ведения урока.)
Учитель: Ребята, за урок мы с вами должны совершить виртуальное путешествие по одной из областей великой страны ХИМИИ – Первоначальные химические понятия.
Отправляясь в любое путешествие необходимо собрать и взять с собой багаж. Наш багаж – это наши знания. Проверим все ли мы взяли с собой.
Станция «Багажная» (поисково – эвристическая беседа).
Что изучает наука химия (вещества, их свойства и превращения)
2 .Из чего состоят вещества?(из атомов)
3. Чем простое вещество отличается от химического элемента?(хим. элемент входит в состав простого вещества)
4. Какие вещества называются сложными? (состоят из 2 и более элементов)
5. Назовите элемент, находящийся в 4 периоде 1 группе, побочной подгруппе (Cu)
6. Назовите элементы, находящиеся в 1 группе побочной подгруппе (Cu Ag Au)
7. Что обозначает индекс и коэффициент? (индекс – количество атомов, коэффициент – количество молекул)
8. Как вычисляют относительную молекулярную массу? (сумма атомных масс)
9 Назовите относительную атомную массу элемента, находящегося в 3 периоде 6 группе (S 32)
10. назовите количество протонов содержащихся в атоме Al (13)
11. Назовите количество нейтронов в атоме Ca (20)
12. Назовите виды химических связей (ионная, ковалентная полярная и неполярная, металлическая)
13. Приведите пример ионной связи
14. Как изменяются металлические свойства элементов по группе? (сверху вниз усиливаются)
15. Приведите пример ковалентной полярной связи и ковалентной неполярной связи.
Возьмите маршрутные листы и выполните Задание 1. При написание текста некоторые слова оказались пропущенными. Вам необходимо восстановить текст, вставляя термины атом или молекула. Не забудьте через 2 минуты мы продолжим путешествие к следующей станции.
Станция «Элементарная»
Каждый элемент, находящийся в ПСХЭ Д. И. Менделеева, имеет определенное строение и состоит из элементарных частиц- протонов, нейтронов и электронов.
Раздается тест «Строение атома и изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома». Время выполнения 10 минут.
Станция «Формульная»
Химический язык состоит из специальных слов – химических формул. Дайте определение понятия химическая формула.
К доске вызывается ученик для выполнения задания: записать формулы веществ: аш-2-эс-о-4; калий-эн-о-3; алюминий-2-о-3.
(в маршрутных листах учащиеся выполняют подобное Задание 2)
Станция «Вычислительная»
Учитель. Формула – это визитная карточка вещества. О чем может рассказать формула? Какие вычисления можно провести по формулам веществ?
У доски ученик вычисляет по формуле оксида углерода (4) относительную молекулярную массу и массовую долю кислорода.
(учащиеся выполняют подобное Задание 3 в маршрутных листах)
Станция «Конечная» Подошло к концу наше путешествие по дорогам страны Химии. Пришла пора подвести итоги, выставить оценки, отметить наиболее активных путешественников.
(подведение итогов)
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе. Повторить $ 6 – 12.
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата________________
Фамилия_____________________
Вариант_______________________
Класс_____________________
ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ: (нужно написать атом или молекула)
1.Вариант
1. Воздух – смесь, в состав которой входят____________________ кислорода и азота.
2. _______________ воды состоит из_____________________ кислорода и водорода.
3. Сладкий вкус варенья принадлежит содержащимся в нем________________ сахара.
2. Вариант
1.При растворении кислорода в воде_____________________кислорода распределяются между________________воды.
2. В состав____________________сахара кроме_________________кислорода и водорода входят __________________углерода.
3. Для дыхания необходимы___________________ кислорода.
2.НАПИШИ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ.
1. Вариант. Аш-3-пэ-о-4, купрум-хлор-2, алюминий-2-эс-3. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
2. Вариант. Аш-2-эс-о-3, феррум-эс-о-4, калий-о-аш
_____________________________________________________________________________________
3.ВЫЧИСЛИ относительную молекулярную массу вещества и рассчитай массовую долю кислород для веществ:
1. Вариант. Молекулы Углекислого газа СО2 _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
2. Вариант. молекулы Оксида меди(1) Сu2 О