Урок по химии в 8 классе
Тема: «Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по основным классам неорганических веществ.(Слайд 2)
Задачи: 1) образовательная:
а) отработать умение записывать химические формулы веществ;
б) закрепить умение классифицировать неорганические вещества;
в) проверить умение давать название веществам;
2) развивающая: развивать способности к логическому мышлению;
3)воспитательная: продолжить воспитание желания учиться без принуждения и перегрузки.(Слайд 3)
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, карточка с зашифрованным словом по вариантам, зачетная дифференцированная карта – задание, карточки – приложения на 2 варианта, рабочая тетрадь, таблица Д.И.Менделеева;
на дополнительном столе: формулы веществ и их названия в виде рыбы;
интерактивная доска: формулы веществ для взаимопроверки II этапа, задания и игры.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.(Слайд 4)
Ход урока.
I.Организация начала урока.
II.Вызов. Цель: активизация каждого обучаемого, вызов интереса к теме и определение задач урока.
Запись темы урока в тетрадь.
1)Целью нашего урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по основным классам неорганических веществ, знания которых будут необходимы в дальнейшем при изучении уравнений химических реакций. Ребята, как вы думаете, какие задач нам помогут реализовать поставленную цель? С помощью наводящих вопросов подвожу учащихся к их формулированию.
2)Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Предлагаю вместе со мной совершить путешествие в страну химических веществ. У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете отмечать прохождение всех его этапов и накопите багаж нужных вам знаний, которые понадобятся в скором времени.
Карта маршрута.(Слайд 5)
Количество набранных баллов | Максимально возможное количество баллов | |
1.Собери рюкзак |
| 14 |
2.Ориентировка |
| 10 |
3.Восхождение на гору |
| 3 |
4.Привал а) химическая рыбалка б) крестики – нолики |
| 4 |
5.Путь домой (итого) |
|
|
III. Осмысление содержания. Цель: поддержание интереса, создание условий для активного обобщения информации.
I этап. Собери рюкзак
Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии. Я вам буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу и проставляете набранные баллы в первую колонку маршрутного листа. Даже если вы лично не отвечали на заданный вопрос, но знали ответ на него, вы тоже ставите себе баллы. Мы работаем на доверии и, я думаю, вы будете честно себя оценивать, а всю необходимую информацию записываем в свои тетради.
• На какие две группы делятся неорганические вещества?
• Что такое простые вещества?
• Какие вещества называют сложными?
• Какие вы знаете классы сложных веществ?
• Что такое оксиды?
• На какие группы делятся оксиды?
• Какие оксиды называют основными?
• Какие оксиды называют кислотными?
• Что такое основания?
• На какие группы делятся основания?
• Что такое кислоты?
• На какие группы делятся кислоты?
• Что такое соли?
• Какие бывают соли?
Собрали снаряжения – знания? Итак, отправляемся в путь.
II этап. Ориентировка
Чтобы путешествие прошло успешно, необходимо уметь ориентироваться. Ваша задача состоит в том, чтобы по произношению записать формулы. За каждую правильную 1 балл, максимально у вас может быть 10 баллов, и вы их после взаимопроверки внесете во вторую колонку маршрутного листа.
Бериллий – о, литий – два – эс, аш-два-эс-о-четыре, цезий -о-аш, феррум-два-эс-о-четыре-трижды, хром-о-аш-трижды, селен-о-три, аш-хлор, барий-эс-о-четыре, натрий-аш-цэ-о-три.
Меняемся тетрадями и проводим взаимопроверку. Подсчитайте баллы и внесите их в маршрутный лист. Ребята, есть ли у кого меньше 5 баллов? Мы вас возьмем на буксир и не дадим вам отставать. Предлагаю вам активно поучаствовать в восхождении на гору.
III. Восхождение на гору
«Отстающие» или желающие (4 человека) выполняют интерактивное задание, выбирая из предложенных формул оксиды, основания, кислоты, соли, заработав при правильном выполнении 3 балла и внеся их в третью колонку маршрутного листа.
В это время все остальные ребята разгадывают зашифрованное слово и могут заработать также 3 балла (задание на 2 варианта).
Классы неорганических веществ | ||||
оксиды | основания | кислоты | соли | |
Cu2O | Р | С | О | Т |
Ni(OH)2 | Ф | Е | Ц | Б |
Fe2(SO4)3 | Ы | Х | Щ | А |
H3PO4 | Н | И | К | У |
Zn(OH)2 | Ь | Ц | В | Ш |
Cl2O7 | И | А | С | Ю |
Ca(NO3)2 | Д | О | Г | Я |
Формулы | Классы неорганических веществ | |||
оксиды | основания | кислоты | соли | |
Cr(OH)2 | Т | Я | У | С |
NiO | В | И | Б | Ц |
HClO4 | Р | О | Л | З |
MgBr2 | Ю | К | М | Е |
SO3 | Н | А | Ф | Ж |
HI | С | У | И | Ч |
CuSO4 | Э | Й | Н | Я |
Зашифрованные слова: реакция и явления.
После разгадывания они показывают слово учителю, которое написано на обратной стороне листочка и в случае правильного ответа вносят 3 балла в свой маршрутный лист. Баллы накапливаются, а задания усложняются.
IV.Привал
Покоряя гору, мы устали, поэтому необходимо отдохнуть. Сейчас у нас будет привал. А кстати, ребята, кто из вас любит рыбалку? Хорошо, есть заядлые любители – рыболовы. Итак, желающие отправляются на рыбалку, но не на обычную, а химическую (3-4 ученика).
Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина выполнена в форме головы рыбы и передней части туловища, а другая половина – в виде задней части туловища и хвоста. На карточках первого вида написаны химические формулы, а на карточках второго вида – названия веществ. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сопоставить формулу и название.
Победителем будет тот «рыболов», который за 3 минуты поймал больше рыб – карточек. За каждую правильную «рыбку» дается 1 балл.
А чтобы нам не было скучно, поиграем в крестики – нолики (3 минуты).
На интерактивной доске последовательно демонстрируются слайды с заданием. Нужно найти выигрышный путь и дать название веществам.(Слайд 6,7,8,9,10)
1)выигрышный путь – оксиды
CO | H2CO3 | |
HCl | N2O3 | NaOH |
Cu(OH)2 | Li2O | Fe(NO3)3 |
1)выигрышный путь – кислоты
Na2O | FeSO4 | |
KOH | HNO2 | CO2 |
NaCl | Pb(OH)2 | H2SO4 |
1)выигрышный путь – основания
P2O5 | H2SO3 | |
CuOH | Ca(OH)2 | Fe(OH)3 |
AlCl3 | HBr | FeO |
1)выигрышный путь – соли
Cr2O3 | Al(NO3)3 | |
Ba(OH)2 | CaI2 | HNO2 |
Li2SO4 | Ca(OH)2 | SeO3 |
Ребята осуществляют самопроверку с помощью слайдов с ответами и проставляют набранное количество баллов в четвертую колонку маршрутного листа, а затем проверяют «улов». Подводим итоги, подсчитываем баллы.(Слайд 11,12,13,14)
V.Путь домой
Уважаемые туристы, наше путешествие подошло к концу. С каким багажом знаний вы отправитесь домой? Если у вас багаж тяжелый (35 – 29 баллов), то вы дома выполните все три задания, если средний – 1 и 2 задание, а если легкий (21 – 17 баллов) – тогда 1 и часть второго задания. Но вы можете повторить еще раз этот материал, чтобы попробовать выполнить большую часть заданий. Зачетную карту – задание дети берут с собой. (Слайд 15,16,17)
VI.Рефлексия Цель: способствовать формированию положительной Я-концепции учащихся через оценочно-аналитическую деятельность учителя.
Спасибо, ребята, за то, что вы активно участвовали в нашем путешествии.(Слайд 18)
1)Какие виды работ помогли вам обобщить пройденный материал?
2)Получили ли вы на уроке какие — то новые навыки?
3)Что вам понравилось, а что нет?
4)Что бы вы хотели сделать по — другому?
5)Хотели ли вы задать мне какие — то вопросы?(Слайд 19)
(Слайд 21)Литература.