Химический бой. 8-9 класс
Закрепление: «Основные классы неорганических веществ».
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Основные классы неорганических веществ»
Задачи:
Закрепить умение владения химическим языком,
Проверка правильности написания химических формул и названий химических элементов
закрепить понятия о классах изученных веществ – оксидах, кислотах, основаниях, солях. Научиться определять по составу веществ, к какому классу они относятся. Уметь по формуле называть данное вещество
Формирование предметной компетентности.
компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. помочь увидеть взаимосвязи и соединить разрозненные факты в целостную систему
научить работать с информационными источниками, научить анализировать и систематизировать информацию, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать
Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Помочь учащимся научиться слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Вместе искать ответы на неожиданные вопросы, думать, спорить, сопереживать.
Формирование общекультурной компетентности.
Культура использования знаний о химических элементах и их соединений, важность грамотного использования химических знаний в быту,
Ценностно-смысловые компетенции.
Предоставляется возможность каждому учащемуся разработать индивидуальную траекторию построения своей самостоятельной работы;
Особенность: данную игру можно проводить на любом этапе изучения классов неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли). Так же она подходить для проверки знаний сильных учеников и для слабых, регулируя количество ячеек.
Правила игры: одно поле заполняется «кораблями», второе остается чистым, в третьем ведутся итоговые записи флотилии противника. Игра может проводиться как между двумя учащимися, так и между командами и использоваться для индивидуальной работы.
Игра проходит аналогично «Морскому бою», только вместо кораблей на поле будут появляться классы неорганических веществ.
Ионы и катионы каждый участник записывает и располагает по своему усмотрению, но по договоренности.
Количество ячеек – min 5, max 10, количество «кораблей» — минимум 5 шт (трех — , двух- и однопалубник)
План урока:
Организационный момент. Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы. | |
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. | Представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, применяемых ранее. |
Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. | Использование заданий на узнавание учащимися изученных познавательных объектов. Вопросно-ответное общение. |
Постановка задания на дом. | Информация о домашнем задании. |
Подведение итогов урока. | Рефлексия учащихся и преподавателя. |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. | Подготовка учащихся к работе на занятии. Фронтальная проверка домашней работы. Обеспечение мотивации и принятые учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Тема записывается в тетрадь. Осознание целей урока. |
2. Подготовка к повторению изученного материала через актуализацию опорных знаний. | Актуализация имеющихся знаний и умений. Фронтальный опрос | Предъявление полученных ранее знаний как опоры для решения упражнений. |
3.закрепление | Организация работы с карточками «Химический бой» | Расстановка своей флотилии. Запись элементов кораблей. |
4. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. | Проверка умений применять знания общих закономерностей в названии и определении конкретных химических веществ, при помощи специальных упражнений. Выявление уровня, осмысления взаимной связи свойств веществ со сферами их применения. | Осмысление учащимися своих действий, самооценка. |
5. Задания на дом. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнегозадания. | запись домашнего задания. |
Проведение: учащиеся получают карточки, разбиваются по парам, заполняют свои поля и приступают к «бою»
анионы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Флотилия противника:
|
катионы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец. «Классы неорганических веществ»
OH— | NO3— | SO32- | Cl— | SiO32- |
|
| OH— | NO3— | SO32- | Cl— | SiO32- |
| Флотилия противника: 1)нитрат бария — Ba2+ (NO3—)2 сульфит бария — Ba2+ SO32- 2)кремниевая кислота — H+ SiO32- 3)хлорид кальция хлорид лития хлорид алюминия 4)нитрат кальция нитрат лития 5)сернистая кислота |
Ca2+ |
|
|
|
|
| Ca2+ |
| X |
| X |
|
Li+ |
|
|
|
|
| Li+ |
| X |
| X |
|
Al3+ |
|
|
|
|
| Al3+ |
|
|
| X |
|
Na+ |
|
|
|
|
| Na+ |
|
|
|
|
|
Ba2+ |
|
|
|
|
| Ba2+ | X | X |
|
|
|
H+ |
|
|
|
|
| H+ |
|
| X |
| X |
OH— | NO3— | SO32- | Cl— | SiO32- |
|
| OH— | NO3— | SO32- | Cl— | SiO32- |
| Флотилия противника 1) гидроксид кальция — Ca2+ (OH)2— гидроксид лития гидроксид алюминия 2)сульфит кальция 3)сульфит натрия 4)соляная кислота кремниевая кислота 5)силикат кальция силикат лития |
Ca2+ |
|
|
|
|
| Ca2+ | X |
| X |
| X |
Li+ |
|
|
|
|
| Li+ | X |
|
|
| X |
Al3+ |
|
|
|
|
| Al3+ | X |
|
|
|
|
Na+ |
|
|
|
|
| Na+ |
|
| X |
|
|
Ba2+ |
|
|
|
|
| Ba2+ |
|
|
|
|
|
H+ |
|
|
|
|
| H+ |
|
|
| X | X |
Результат: верно заполненные и расставленные химические корабли с правильными индексами и на полях записаны названия всех кораблей
Итог: победителем признается учащийся с правильно заполненными ячейками, верно записанными формулами соединений.
Оценка ставиться за верно оформленную «флотилию», правильно записанные элементы корабля
Вот, что получилось у нас.