Конспект урока по Химии «Переходные металлы и их качественные реакции»

Методическая разработка урока по химии

Султанова Наталья Викторовна,

преподаватель ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж»

г. Чернушка, Пермский край

Тема: «Переходные металлы и их качественные реакции»

УД (МДК, ПМ): Химия

Раздел: Металлы и неметаллы

Учебная цель: обобщение и расширение знаний студентов об основных химических свойствах переходных металлов, знакомство с качественными реакциями на ионы Cr3+, Fe3+, Cu2+, Zn2+.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство студентов с простыми веществами – металлами и их соединениями;

  2. Выяснить, почему переходным металлам дано такое название;

  3. Познакомить студентов с понятием «качественные реакции» и реакциями на ионы переходных металлов.

Развивающие:

Продолжить

    1. Приобретение студентами интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.

    2. Формирование навыков владения химической терминологией, безопасного обращения с реактивами.

Воспитательная: 

      1. Продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: комбинированный

Используемые технологии:

— ИКТ

— Технология развития критического мышления

Используемые методы обучения:

  • словесный: беседа;

  • наглядный: показ презентации;

  • практический: заполнение таблиц, выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом.

Приемы: «Верные и неверные утверждения», «Сводная таблица», «Инсерт», «Пропущенное слово».

Межпредметные связи: биология, электротехника.

Учебно-методическое обеспечение урока:

— дидактические средства и методические средства: презентация «Переходные металлы и их качественные реакции», методическая разработка занятия для преподавателя, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, раздаточный материал (технологическая карта урока, алгоритм выполнения качественных реакций, карточки с текстом).

  • технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран.


Учебно-материальное оснащение: учебник Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Оборудование и реактивы: пробирки, пипетка, химический стакан, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, раствор сульфата цинка, раствор хлорида хрома, раствор роданида аммония, вода.

Прогнозируемый результат:

Студент должен:

объяснять:

  • физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • закономерности изменения свойств элементов в пределах больших периодов;

  • понятие «переходные металлы» и «качественные реакции».

характеризовать:

  • химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.


Студент должен уметь:

  • определять с помощью качественных реакций наличие ионов Cr3+, Fe3+, Cu2+, Zn2+ в растворах;

    • оформлять результаты экспериментальной деятельности;

    • прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований;

    • владеть химической терминологией;

    • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    • продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.



План урока

  1. Определение задач урока, мотивация учащихся.

  2. Актуализация знаний

  3. Накопление информации

  4. Постановка проблемы

  5. Определение темы и цели исследования

  6. Решение проблемы (проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой, формулирование выводов)

  7. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.

  8. Рефлексия.















Характеристика этапов урока

Этап урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Формы организации учебной работы

Методы и приемы работы

Средства обучения

Организационный этап

Создать условия для быстрого включения студентов в деловой ритм, формирования интереса к предмету

Приветствие учащихся, определение отсутствующих


Рапортичка (определение отсутствующих)

Актуализация и мотивация темы

— Обеспечить понимание студентами социальной и практической ценности изучаемого материала;

— Актуализировать субъектный опыт студентов

  • Выполнение задания 1 (приложение 1)


  • Выполнение задания 2 (приложение 1)


  • Разминка «Отгадай название металлов» (приложение 2)

  • Формулирование целевых установок урока и плана работы

Групповая работа

Прием «Пропущенное слово»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Групповая работа



Фронтальная

Технологическая карта урока





Карточка с текстом (приложение 2)


Изложение нового материала

— Познакомиться с переходными металлами и качественными реакциями на их катионы;

-Отработка учебных приемов исследовательской деятельности

  • Знакомство с понятием «переходные металлы»


  • Выполнение задания 3 (приложение 3)


  • Знакомство с понятием «качественные реакции»

  • Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций

  • Повторение правил ТБ

  • Выполнение эксперимента.



  • Формулирование вывода по результатам исследования.

Фронтальная работа


Групповая: прием «Инсерт»



Фронтальная работа

Групповая: прием «Сводная таблица»



Фронтальная работа Групповая работа




Фронтальная работа


  • Презентация



  • Карточка с текстом (приложение 3)


— Презентация


  • Карточка с таблицей (приложение 4)


-Презентация

-Карточка с таблицей (приложение 4), технологическая карта урока (приложение 1)




Обобщение и систематизация изученного материала


Установление студентами внутрипредметных и межпредметных связей;

дать оценку деятельности студентов на уроке

  • Выполнение задания 2 (приложение 1)


Групповая работа

Прием «Верные и неверные утверждения»


Технологическая карта урока (приложение 1)


Презентация

Домашнее задание


Обеспечить понимание студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/з (приложение 5)

Фронтальная,

объяснение домашнего задания

Презентация

Заключение, рефлексия


Инициировать рефлексию студентов по поводу своего психоэмоциональ­ного состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одногруппниками.

  • Работа с технологической картой (приложение 1)

  • Подведение итогов занятия. Рефлексия


Подсчет заработанных баллов


Фронтальная

Технологическая карта урока (приложение 1)




Приложение 1

Задание

Max кол-во баллов

Итого

Задание 1. «Свойства металлов». Заполните пропуски нужными словами:


Металлы обладают характерным ______________________ ___________. Они хорошо проводят ___________ и _______________ _____. Самый пластичный металл — _____________, самый лёгкий — ____________ самый тугоплавкий — _____________ самый легкоплавкий -__________________.


7 баллов



Задание 2. «Верю-не верю». Дать ответ “да” и “нет” в данных утверждениях.

Верные и неверные утверждения

До изучения материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

1.Хром способствует естественному снижению веса.



2. Полезное качество меди — низкая теплопроводность.



3. Цинк считается элементом красоты.



4. Гидроксид натрия – качественный реактив на соли цинка.



5. Соли хрома окрашены в зеленый цвет.




5 баллов


Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.



Задание 4. Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций.


Задание 5. Проведение эксперимента

пробирки

Что делали

Что наблюдали

Вывод

1

К раствору зеленого цвета добавили ______________________


Присутствуют катионы_______

2

К раствору желтого цвета добавили _________________




Присутствуют катионы_______

3

К раствору голубого цвета добавили избыток раствора ________




Присутствуют катионы_______

4


К бесцветному раствору добавили щелочь _____________


Присутствуют катионы_______

Вывод:

В пробирке №1 находится соль_______, в пробирке №2 — ________, в пробирке №3 — _________, в пробирке №4 — ______.



4 балла


всего

16 баллов




Приложение 2

А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови.


Б) Этот элемент является самым твердым металлом из чистых металлов (не содержащих примесей). В переводе с греческого означает «краска», «цвет», в названии одного из браузеров есть название этого металла.



В) В ювелирном деле часто используются сплавы металла с золотом для увеличения прочности изделий к деформациям и истиранию. Этот металл широко применяется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов.



Г) Этот металл используется при производстве гальванизированной (нержавеющей) стали — для этого стальной лист покрывают защитным слоем металла и изготавливают ведра, ковши, тазы и др.

Приложение 3


Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

«V» — это вы уже знаете

«+» — это для вас новое



Текст

Поле для маркировки

Хром:

  • Хромистым сталям присуща повышенная твердость.  Из такой стали изготовлена скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница».

  • Хром проникает в организм животного или человека посредством пищи. Понижение этого микроэлемента приводит к замедлению роста, резкому увеличению уровня холестерина в крови.

  • Хром уменьшает интенсивность синтеза жиров в теле человека, снижает аппетит, способствует снижению веса.

  • Но в чистом виде хром весьма токсичен — металлическая пыль Cr раздражает ткани легких, соединения хрома (III) вызывают дерматиты.

  • Корень «хром» в своем понятии «цвет», «краска» входит в состав многих слов, используемых в самых разнообразных областях: науке, технике и даже музыке (н-р, «ортохром», «хромосома» «хроматофоры», «хромка»).





Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

«V» — это вы уже знаете

«+» — это для вас новое



Текст

Поле для маркировки

Медь:

  • Предметы, изготовленные из меди, а также из ее сплавов, не могут создавать искры. Это свойство меди применяется в производстве инструментов для проведения огнеопасных работ.

  • Полезное качество меди — высокая теплопроводность, поэтому её применяют в радиаторах охлаждения, кондиционирования и отопления, компьютерных кулерах. Медь является одним из лучших токопроводящих материалов.

  • В Японии медь применяют для производства газовых трубопроводов, которые отличаются высокой сейсмоустойчивостью.

  • Медь является природным антибактериальным средством, и «тормозит» распространение бактерий в воде и воздухе: в воде, содержащей медь, карпы хорошо растут и размножаются.

  • Группой лабораторий Ирландии и Франции был разработан состав, содержащий медь, который при соприкосновении с кожей активизирует жизненно важные процессы в организме человека. Этим составом обрабатываются нити джинсов Gold Vision – 3000 Classic.



Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

«V» — это вы уже знаете

«+» — это для вас новое



Текст

Поле для маркировки

Цинк:

  • Около 2000 лет назад из него делали латунь — сплав цинка с медью. В электротехнике цинк применяется в качестве добавок в сплавы и припои, а также для защитного покрытия (цинкования) поверхностей металлических деталей. 

  • 5 тысяч лет назад египтяне пользовались цинковой мазью для быстрого заживления ран. Примерно 100 лет назад обнаружили, что в этом элементе нуждаются и растения, и люди.

  • Существует определенная связь между умственными и физическими способностями человека и содержанием цинка в его организме. Так, у хорошо успевающих студентов в волосах содержится больше цинка, чем у студентов отстающих.

  • Цинк считается элементом красоты. В Древнем Китае (около 1500 г до н. э.) женщины втирали в кожу лица жемчуг, который очень богат этим микроэлементом. Такая косметическая процедура придавала коже здоровый вид и неповторимый блеск. Многие китаянки по сегодняшний день едят порошок из жемчуга или пользуются косметикой с его экстрактом.

  • Известно, что много цинка содержится в яде змей, особенно гадюк и кобр. 




Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

«V» — это вы уже знаете

«+» — это для вас новое



Текст

Поле для маркировки

Железо:

Не зря люди считали железо – небесным металлом, т.к. впервые его добыли из падающих на поверхность земли метеоритов. Крупнейший железный метеорит нашли в 1920 году в юго-западной Африке. Метеорит назвали «Гоба», он весил 60 тонн.

Железо без примесей других элементов мягкое, гибкое и пластичное. В чистом природном состоянии железо встречается лишь в немногих местах на Земле, например, на западе Гренландии. Беспримесное железо иногда находят в метеоритах. 

Железо можно ковать. Для этого его раскаляют докрасна, а затем многократно расплющивают или сдавливают. Этот процесс делает железо более прочным и износостойким.

В медицине железосодержащие препараты назначают больным анемией. Клинические эксперименты подтвердили факт, что крапива отлично справляется с лечением анемии, не уступая при этом синтетическим препаратам железа.
















Приложение 4

Реактивы

Вещество

цвет

зеленый

желтый

голубой

бесцветный

+щелочь NaOH

Осадок серо-зеленого цвета

Осадок белого цвета

+изб. NH4

Темно-синяя окраска раствора

+ NH4CNS

Раствор кроваво-красного цвета

Вывод

Присутствуют катионы Cr+3

Присутствуют Fe3+

Присутствуют Cu2+

Присутствуют Zn2+





Приложение 5

По тепловым и электрическим характеристикам медь уступает только серебру. Почему же тогда и посуду, и электрические провода продолжают делать из алюминия? Приведите все аргументы за и против использования меди в быту и технике.

Электронные ресурсы:



Свежие документы:  Конспект урока по географии для 6 класса на тему «емпература воздуха и суточный ход температуры»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: