Методическая разработка урока по химии
Султанова Наталья Викторовна,
преподаватель ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж»
г. Чернушка, Пермский край
Тема: «Переходные металлы и их качественные реакции»
УД (МДК, ПМ): Химия
Раздел: Металлы и неметаллы
Учебная цель: обобщение и расширение знаний студентов об основных химических свойствах переходных металлов, знакомство с качественными реакциями на ионы Cr3+, Fe3+, Cu2+, Zn2+.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомство студентов с простыми веществами – металлами и их соединениями;
Выяснить, почему переходным металлам дано такое название;
Познакомить студентов с понятием «качественные реакции» и реакциями на ионы переходных металлов.
Развивающие:
Продолжить
Приобретение студентами интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.
Формирование навыков владения химической терминологией, безопасного обращения с реактивами.
Воспитательная:
Продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии:
— ИКТ
— Технология развития критического мышления
Используемые методы обучения:
словесный: беседа;
наглядный: показ презентации;
практический: заполнение таблиц, выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом.
Приемы: «Верные и неверные утверждения», «Сводная таблица», «Инсерт», «Пропущенное слово».
Межпредметные связи: биология, электротехника.
Учебно-методическое обеспечение урока:
— дидактические средства и методические средства: презентация «Переходные металлы и их качественные реакции», методическая разработка занятия для преподавателя, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, раздаточный материал (технологическая карта урока, алгоритм выполнения качественных реакций, карточки с текстом).
технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран.
Учебно-материальное оснащение: учебник Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
— Оборудование и реактивы: пробирки, пипетка, химический стакан, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, раствор сульфата цинка, раствор хлорида хрома, раствор роданида аммония, вода.
Прогнозируемый результат:
Студент должен:
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах больших периодов;
понятие «переходные металлы» и «качественные реакции».
характеризовать:
химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Студент должен уметь:
определять с помощью качественных реакций наличие ионов Cr3+, Fe3+, Cu2+, Zn2+ в растворах;
оформлять результаты экспериментальной деятельности;
прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований;
владеть химической терминологией;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.
План урока
Определение задач урока, мотивация учащихся.
Актуализация знаний
Накопление информации
Постановка проблемы
Определение темы и цели исследования
Решение проблемы (проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой, формулирование выводов)
Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Характеристика этапов урока
Задачи этапа | Содержание этапа | Формы организации учебной работы Методы и приемы работы | Средства обучения | |
Организационный этап | Создать условия для быстрого включения студентов в деловой ритм, формирования интереса к предмету | Приветствие учащихся, определение отсутствующих |
| Рапортичка (определение отсутствующих) |
Актуализация и мотивация темы | — Обеспечить понимание студентами социальной и практической ценности изучаемого материала; — Актуализировать субъектный опыт студентов |
| Групповая работа Прием «Пропущенное слово» Прием «Верные и неверные утверждения» Групповая работа
Фронтальная | Технологическая карта урока
Карточка с текстом (приложение 2)
|
Изложение нового материала | — Познакомиться с переходными металлами и качественными реакциями на их катионы; -Отработка учебных приемов исследовательской деятельности |
| Фронтальная работа
Групповая: прием «Инсерт»
Фронтальная работа Групповая: прием «Сводная таблица»
Фронтальная работа Групповая работа
Фронтальная работа
|
— Презентация
-Презентация -Карточка с таблицей (приложение 4), технологическая карта урока (приложение 1)
|
Обобщение и систематизация изученного материала
| Установление студентами внутрипредметных и межпредметных связей; дать оценку деятельности студентов на уроке |
| Групповая работа Прием «Верные и неверные утверждения»
| Технологическая карта урока (приложение 1)
Презентация |
Домашнее задание
| Обеспечить понимание студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/з (приложение 5) | Фронтальная, объяснение домашнего задания | Презентация |
Заключение, рефлексия
| Инициировать рефлексию студентов по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одногруппниками. |
| Подсчет заработанных баллов
Фронтальная | Технологическая карта урока (приложение 1)
|
Приложение 1
Max кол-во баллов | Итого | ||||||||||||||||||||||||
Задание 1. «Свойства металлов». Заполните пропуски нужными словами: Металлы обладают характерным ______________________ ___________. Они хорошо проводят ___________ и _______________ _____. Самый пластичный металл — _____________, самый лёгкий — ____________ самый тугоплавкий — _____________ самый легкоплавкий -__________________.
| 7 баллов | | |||||||||||||||||||||||
Задание 2. «Верю-не верю». Дать ответ “да” и “нет” в данных утверждениях.
| 5 баллов | | |||||||||||||||||||||||
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов. | — | | |||||||||||||||||||||||
Задание 4. Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций. | — | | |||||||||||||||||||||||
Задание 5. Проведение эксперимента
| 4 балла | | |||||||||||||||||||||||
всего | 16 баллов | |
Приложение 2
А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови.
Б) Этот элемент является самым твердым металлом из чистых металлов (не содержащих примесей). В переводе с греческого означает «краска», «цвет», в названии одного из браузеров есть название этого металла.
В) В ювелирном деле часто используются сплавы металла с золотом для увеличения прочности изделий к деформациям и истиранию. Этот металл широко применяется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов.
Г) Этот металл используется при производстве гальванизированной (нержавеющей) стали — для этого стальной лист покрывают защитным слоем металла и изготавливают ведра, ковши, тазы и др.
Приложение 3
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
«+» — это для вас новое |
Поле для маркировки | |
Хром:
|
|
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
«+» — это для вас новое |
Поле для маркировки | |
Медь:
|
|
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
«+» — это для вас новое |
Поле для маркировки | |
Цинк:
|
|
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
«+» — это для вас новое |
Поле для маркировки | |
Железо: Не зря люди считали железо – небесным металлом, т.к. впервые его добыли из падающих на поверхность земли метеоритов. Крупнейший железный метеорит нашли в 1920 году в юго-западной Африке. Метеорит назвали «Гоба», он весил 60 тонн. Железо без примесей других элементов мягкое, гибкое и пластичное. В чистом природном состоянии железо встречается лишь в немногих местах на Земле, например, на западе Гренландии. Беспримесное железо иногда находят в метеоритах. Железо можно ковать. Для этого его раскаляют докрасна, а затем многократно расплющивают или сдавливают. Этот процесс делает железо более прочным и износостойким. В медицине железосодержащие препараты назначают больным анемией. Клинические эксперименты подтвердили факт, что крапива отлично справляется с лечением анемии, не уступая при этом синтетическим препаратам железа. |
|
Приложение 4
Вещество | ||||
цвет | зеленый | желтый | голубой | бесцветный |
+щелочь NaOH | Осадок серо-зеленого цвета | — | — | Осадок белого цвета |
+изб. NH40Н | — | — | Темно-синяя окраска раствора | — |
+ NH4CNS | — | Раствор кроваво-красного цвета | — | — |
Вывод | Присутствуют катионы Cr+3 | Присутствуют Fe3+ | Присутствуют Cu2+ | Присутствуют Zn2+ |
Приложение 5
По тепловым и электрическим характеристикам медь уступает только серебру. Почему же тогда и посуду, и электрические провода продолжают делать из алюминия? Приведите все аргументы за и против использования меди в быту и технике.
Электронные ресурсы:
https://pikabu.ru
https://i-fakt.ru