Урок химии
в 9 классе по теме:
«Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева»
Выполнила: учитель химии, биологии
высшей категории
Коршунова Светлана Валерьевна
п. Голыщманово 2015
Тема: Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева
Цель: Дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом.
Задачи:
Образовательные.
• Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева.
• Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).
• Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
Развивающие.
• Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).
• Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).
• Научить учащихся обобщать и делать выводы.
Воспитательные.
• Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: работа с информационным текстом
Методы:
1. Перцептивный аспект (аспект восприятия): наглядно – практические методы.
2. Логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала); дедуктивные методы(от общего к частному); систематизация знаний.
3. гностический аспект(познание); эвристические(частично – поисковый) метод.
4. Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика); самостоятельная учебная деятельность.
Каналы общения: ученик – литературный источник; ученик – ученик; ученик – учитель.
Оборудование: система химических элементов Д. И. Менделеева, презентация по теме урока.
Ход урока:
Эпиграф на доске. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И.Менделеев)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | Стихотворение М.Глазкова «Пусть в зимний день
|
| ||||||||||||||||||||
2. Вызов | На доске записаны ключевые слова: По этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа. После проделанной работы учащимся задаётся вопрос : «Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных ими рассказов?».
| Составляют рассказ, используя ключевые слова. Обсуждают в группах.
Отвечают на вопросы.
Полученные вопросы записывают на доске в методике «Мозгового штурма».
| ||||||||||||||||||||
3. Осмысление | Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них. (приложение) Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его. Контрольное тестирование. Учащиеся самостоятельно 5–7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол. 1. К щелочным металлам относятся элементы: 2. Натрий хранят под слоем: 3. Самый активный среди элементов: 4. Среда, характерная для раствора NaOH: 5. Установите соответствие:
6. Установите соответствие:
7. К галогенам относятся: 8. Выберите среду, характерную для водного раствора НСl: 9. В основу классификации элементов Д.И.Менделеев положил: 10. Допишите предложение: 11. В перечне химических элементов Al, P, Na, C, Cu больше: 12. Малые периоды – это: 13. В главную подгруппу I группы входят: 14. В главной подгруппе с уменьшением порядкового номера металлические свойства: Тем ученикам, которые активно работали при проверке тестов и правильно на них ответили, выставляются высокие оценки.
| Работают с информационным текстом. Делают пометки, стараются найти ответы на вопросы. Обсуждают в группах.
Составляют рассказ на основе прочитанного. Заслушивают рассказы одноклассников, дополняют их.
После того, как учащиеся ответят на тесты, они все вместе проверяют ответы.
| ||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Прочитать параграфы учебника, относящиеся к теме урока, и ответить на поставленные там вопросы. Учебник О.С. Габриелян & 3 3. Написать «Письмо от благодарных потомков к Д.И.Менделееву».
|
| ||||||||||||||||||||
Рефлексия | По следующему плану составляется Синквейн:
1 строчка – существительное 2 строчка – два прилагательных 3 строчка – три глагола 4 строчка – 4 слова (предложение, выражающее содержание темы) 5 строчка – существительное синоним
Письмо учителю: Самым интересным на уроке было…. Сегодня я узнал…. Что вызвало затруднения….. По ходу урока используется презентация
|
Составляют Синквейн по предложенному плану.
|
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева
Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Менделеевой, урожденной Корнильевой.
Осенью 1841 года Митя поступил в Тобольскую гимназию.
Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в
главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на
два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в
Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел
ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он
решил написать новую книгу – «Основы химии».
Открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы.
В качестве главной характеристики атома при построении периодической системы была
принята его атомная масса.
Д. И. Менделеев обнаружил периодическое изменение свойств элементов с изменением значений их атомных масс, сравнивая между собой несходные естественные группы элементов. В то время были известны, такие группы элементов, как, например, галогены, щелочные и щелочноземельные металлы. Менделеев следующим образом выписал и сопоставил элементы этих групп, расположив их в порядке возрастания значений атомной массы.
Все это дало возможность Д. И.Менделееву открытый им закон назвать «законом периодичности» и сформулировать следующим образом: «свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости (или, выражаясь алгебраически, образуют периодическую функцию) от величины атомных весов элементов. В соответствие этому закону и составлена периодическая система элементов», которая объективно отражает периодический закон. Весь ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс, Д. И. Менделеев разбивает на периоды. Внутри каждого периода закономерно изменяются свойства элементов (например, от щелочного металла до галогена). Размещая периоды так, чтобы выделить сходные элементы, Д. И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов. При этом у ряда элементов, были исправлены атомные массы, а для 29 еще не открытых элементов оставлены пустые места (прочерки).
Периодическая система элементов является графическим (табличным) изображением периодического закона
Дата открытия закона и создания первого варианта периодической системы — 1 марта 1869 г. Над усовершенствованием периодической системы элементов Д. И. Менделеев работал до конца жизни.
В настоящее время известно более 500 вариантов изображения периодической системы; это различные формы передачи периодического закона.
В периодической системе по горизонтали имеется 7 периодов (обозначены римскими цифрами), из них I, II и III называются малыми, а IV, V, VI и VII — большими. Все элементы периодической системы пронумерованы в том порядке, в каком они следуют друг за другом. Номера элементов называются порядковыми или атомными номерами.
В периодической системе по вертикали расположены восемь групп (обозначены римскими цифрами). Номер группы связан со степенью окисления элементов, проявляемой ими в соединениях. Как правило, высшая положительная степень окисления элементов равна номеру группы. Исключением являются фтор — его степень окисления равна —1; медь, серебро, золото проявляют степень окисления +1, +2 и +3; из элементов VIII группы степень окисления +8 известна только для осмия, рутения и ксенона.
Каждая группа делится на две подгруппы — главную и побочную, что в периодической системе подчеркивается смещением одних вправо, а других влево.
Свойства элементов в подгруппах закономерно изменяются: сверху вниз усиливаются металлические свойства и ослабевают неметаллические. Очевидно, металлические свойства наиболее сильно выражены у франция, затем у цезия; неметаллические — у фтора, затем — у кислорода.