Тема:Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, физические свойства. Аллотропия.
Цели урока: используя антитезу ( противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, физические свойства. Рассмотреть понятие аллотропии на примере кислорода, углерода, фосфора, выяснить причину аллотропии, расширить кругозор учащихся
Тип урока: комбинированный
Оборудование: образцы неметаллов- бром, сера, фосфор, иод, кристаллические решетки алмаза и графита, мультимедийная презентация.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обоснование методических приемов | |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих | Приветствуют учителя | Создание рабочей обстановки, активизация внимания |
2. Повторение изученного материала | Все химические элементы разделяют на металлы и неметаллы в зависимости от строения и свойств их атомов. С металлами мы познакомились, но прежде, чем мы перейдем к изучению неметаллов, дадим краткую характеристику металлов. Фронтальная работа с классом
Mg Ca Sr K Ca Sc 7) Расположите металлы в порядке уменьшения атомного радиуса Na, Li, Rb, Fr, Cs, K
Al Si Mg Na
|
Отвечают на поставленные вопросы
Выполняют задание на доске |
Повторение изученного материала, выявление уровня усвоения учебного материала, подготовка к восприятию новых знаний
|
3. Изучение нового материала | Учитель записывает на доске тему урока, формулирует цели. Само слово «неметаллы» указывает, что свойства неметаллических элементов и соответствующих им простых веществ противоположны свойствам металлов. Положение неметаллов в Периодической системе (22 элемента из 110). Особое положение инертных элементов. Особенности строения атомов неметаллов. — четыре и более электронов на внешнем энергетическом уровне — сравнительно небольшой атомный радиус Обе характеристики важны для проявления этой особенности ( пример – атом бора и атом висмута). Отсюда и стремление для атомов неметаллов к приему недостающих до заветной восьмерки электронов, т.е. окислительные свойства. Изменение неметаллических свойств в периодах и подгруппах. Сравните Si P S O S Se Назовите неметалл, у которого неметаллические свойства выражены сильнее всех? Дано задание на доске: В порядке возрастания атомного радиуса химические элементы расположены в ряду: 1) B C N O 2) Rb K Na Li 3) O S Se Te 4) Mg Al Si P Физические свойства неметаллов В отличии от металлов неметаллы-простые вещества характеризуются большим разнообразием. Неметаллы имеют различные агрегатные состояния при обычных условиях: — газы (H2, O2, N2, F2, Cl2) — жидкость (Br2) — твердые вещества (S, P, C, Si).(Демонстрация образцов неметаллов) Если для большинства металлов характерен серебристо-белый цвет, то окраске неметаллов – простых веществ охватывает все цвета спектра: красный (красный фосфор, красно-бурый жидкий бром), желтый (сера), фиолетовый (пары иода), зеленый (хлор желто-зеленый газ). Если металлы хорошо проводят электрический ток, то неметаллы ток и тепло не проводят( исключение –кремний и графит). Если металлы обладают металлическим блеском, то неметаллы блеском не обладают (исключение-иод, графит). Если металлы ковкие,пластичные, тягучие, то неметаллы в твердом состоянии хрупкие. Элементы-неметаллы более способны по сравнению с металлами к аллотропии. Аллотропия-способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ. О О2 кислород О3 озон Свойства кислорода (беседа с учащимися) Свойства озона (доклад учащегося)
алмаз С графит Доклады учащихся об алмазе и графите. Учитель демонстрирует кристаллические решетки алмаза и графита. красный Р Р белый Р4 Доклады учащихся о белом и красном фосфоре Причины аллотропии (выясняются в ходе беседы с учащимися) -разное число атомов в молекуле — разное строение кристаллических решеток Учитель предлагает учащимся выполнить задание на соотнесение (слайд из презентации). Состав воздуха Учитель раздает на парты тексты о составе воздуха Учащиеся работают с текстами. Далее проводится беседа о составе воздуха по вопросам: — какой ученый занимался изучением состава воздуха? — какие газы входят в состав воздуха? — каков количественный состав воздуха? (анализ таблицы в учебнике) — назовите постоянные, переменные, случайные составные части воздуха — какова роль воздуха в природе — назовите физические свойства воздуха
| Записывают в тетради тему урока
Записывают в тетради
Выполняют задание на доске и в тетрадях Отвечают на вопрос
Выполняют задание на доске и в тетрадях
Слушают и записывают в тетрадь
Слушают доклады
Записывают в тетрадь причины аллотропии
Выполняют задание
Учащиеся работают с текстом
|
Этапное закрепление материала, выявление уровня усвоения материала
Расширение кругозора учащихся
Этапное закрепление материала
Побуждение к самостоятельной деятельности |
4.Закрепление | Учитель раздает тесты (Приложение), и в течение нескольких минут учащиеся отвечают на вопросы теста. Далее проводится проверка правильности ответов. В заключении урока беседа по вопросам — почему химически неверно поэтическое выражение «В воздухе пахло грозой» — назовите причины различий в свойствах алмаза и графита; кислорода и озона — что такое «озоновый экран» и какова его роль в жизни живых существ? | Отвечают на вопросы теста | Проверка усвоения материала, итоговое закрепление |
5. Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание |
|
Приложение
Тест 2 вариант
а) сера б) водород в) бром г) хлор 2) Свойство, не характерное для озона: а) газ с резким запахом б) газ легче воздуха в) светло-синий газ г) является сильным окислителем 3) Неметаллические свойства в ряду O – S – Se – Te а) изменяются периодически б) не изменяются в) ослабевают г) усиливаются 4) Из перечисленных химических элементов наименьший атомный радиус у атома а) брома б) фтора в) йода г) хлора 5) К переменным составным частям воздуха относят а) углекислый газ б) азот в) кислород г) благородные газы | |
Тест 1 вариант 1) Выберите название простого вещества-неметалла, который при обычных условиях находится в газообразном состоянии: а) бром б) азот в) фосфор г) йод 2) Кристаллическая решетка графита: а) ионная б) молекулярная в) атомная г) металлическая 3) Неметаллические свойства в ряду Si — P — S — Cl 1) не изменяются 2) ослабевают 3) усиливаются 4) изменяются периодически 4) Из перечисленных химических элементов наибольший атомный радиус имеют атомы: а) азота б) фосфора в) кислорода г) мышьяка 5) К постоянным составным частям воздуха относят а) кислород б) озон в) углекислый газ г) оксиды серы
| Тест 2 вариант 1) Выберите название простого вещества-неметалла, который при обычных условиях находится в твердом состоянии а) сера б) водород в) бром г) хлор 2) Свойство, не характерное для озона: а) газ с резким запахом б) газ легче воздуха в) светло-синий газ г) является сильным окислителем 3) Неметаллические свойства в ряду O – S – Se – Te а) изменяются периодически б) не изменяются в) ослабевают г) усиливаются 4) Из перечисленных химических элементов наименьший атомный радиус у атома а) брома б) фтора в) йода г) хлора 5) К переменным составным частям воздуха относят а) углекислый газ б) азот в) кислород г) благородные газы |