ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Производство азотной кислоты»
1. ФИО: Семёнычева Лариса Витальевна
2. Место работы: МОУ СОШ №12
3. Должность: учитель химии
4. Предмет: химия
5. Класс: 11 класс (базовый уровень) 2 часа
6. Тема и номер урока в теме: Тема №3 «Химические реакции»; Урок 5.
7. Базовый учебник: «Химия» О.С.Габриелян
8. Цель урока: ознакомление учащихся с промышленным получением азотной кислоты.
9. Задачи:
обучающие
— научить вести диалог, обосновывать проблему, владеть элементами и технологией деловой игры.
— ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства азотной кислоты и общими закономерностями управления экзотермическими реакциями; — показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами; — раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства; — дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, лаборантов
развивающие
— освоение группового типа деятельности, умения слушать и слышать друг друга; — активизация творческой познавательной деятельности учащихся;
— продолжить формирование умений анализировать, сравнивать;
— научить учащихся переносить имеющиеся знания на решение новых учебных задач, развивать устную речь.
воспитательные
— воспитывать у школьников интерес к учебе, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувство взаимного уважения;
— опираясь на факты экологической обстановки, сформировать бережное отношение к окружающей среде.
10. Тип урока — деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.
11. Формы работы учащихся — коллективная, групповая, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование – мультимедиапроектор, компьютер ЭОР,
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время ( мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 | Рефлексия. |
|
|
|
|
5 | Заключительный этап урока А) итог Б) дом/зад |
|
|
|
|
Методическая разработка урока
Тема: «Производство азотной кислоты» Форма урока: деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.
Цель урока: научиться обоснованно, научно и логично вести диалог по проблеме промышленный способ получением азотной кислоты.
Девиз урока:
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»
План работы
1. Подготовительный этап.
а) Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме.
б) Разрабатывает программу игры, регламент.
в) В соответствии с интересами учащихся и по числу указанных проблем формируются три группы «специалистов». Для каждой группы «специалистов» учитель составляет информационные карты.
г) Учитель избирает консультантов
2. Проведение игры.
3. Заключительный этап.
Дата проведения: о дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель психологически настраивает на участие в игре.
Оформление кабинета. Столы в нём расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов.
Ход игры:
1. Организационный момент
2. Жеребьёвка
3. Деловая игра
4. Подведение итога
5. Домашнее задание
Проведение игры
Вводное слово учителя:
Тема нашего урока: «Производство азотной кислоты»
Цель урока совпадает с целью игры: научиться обоснованно, научно и логично вести диалог по проблеме промышленный способ получением азотной кислоты.
Я предлагаю вести наш разговор в виде игры по плану, образец которого лежит перед вами на рабочих местах (приложение 1)
На подготовительном этапе
По условиям игры мы создали три группы специалистов:
Отдел главного технолога
Центральная заводская лаборатория
Отдел реализации готовой продукции
Каждая группа выделила «главного специалиста» для работы в экспертной группе.
До игры была проведена жеребьёвка, в ходе которой каждая команда получила в конверте задание – программу для групповой работы.
Консультанты присутствуют в каждой группе (приложение 2)
Я буду предоставлять слово для выступления поочерёдно каждой группе (участники групп делают замечания, вносят поправки – высказывают своё согласие, и несогласие, помогая докладчику)
Затем раздам задания «специалиста» (решают задачу у доски)
Команды поочерёдно отвечают на вопросы (поясняя каждый ответ)
Заключительный этап.
Участники игры заполняют рефлексивные карты (приложение 3)
Эксперты, консультанты и учитель обсудят результаты игры, отмечая её позитивные и негативные стороны (приложение 4)
Регламент: 5 – 7 мин на выступления поочерёдно каждой группе
3 – 5 мин вопрос «специалиста», в это время группа отвечает на вопросы
4 мин подведение итогов
(приложение 1)
Информационные карты.
«Отдел главного технолога»
1. Разработайте технологию процесса по производству азотной кислоты. Объясните назначение и режим работы всех аппаратов технологической линии.
2. Дайте обоснование выбору оптимальных условий.
3. Составьте общую характеристику научных принципов производства.
4. Расскажите о решении экологической проблемы на вашем производстве.
Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
«Центральная заводская лаборатория»
1. Дайте обоснование химизму каждой стадии производства азотной кислоты в связи с технологической схемой.
2. Дайте обоснование выбору оптимальных условий окисления оксида азота (II) в оксид азота (IV).
3. Дайте обоснование технике безопасности в центральной заводской лаборатории.
4. Предложите способ обнаружения нитрат – ионов.
Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
«Отдел реализации готовой продукции».
1. Охарактеризуйте получаемую вами продукцию.
2. Дайте обоснование путей увеличения выхода продукции на вашем производстве.
3. Определите состав, и соотношение побочных продуктов процесса предложите способы их применения и переработки.
4. С какими организациями вы сотрудничаете? Кто является основным потребителем продукции?
Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
(приложение 2)
Обязанности консультанта:
При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить своё выступление. При этом они предлагают следующее: внести каждому своё предложение по разработке проекта выступления, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта выступления. На завершающем этапе подготовки проекта выступления корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты.
(приложение 3)
Рефлексивная карта.
Сегодня на уроке я________________________________(ф.И.): — выдвигал идеи, гипотезы, версии — рассуждал — работал с текстом — решал проблемы — анализировал материал — обобщал, делал выводы — организовывал работу группы — представлял результат работы в группе Моя оценка: ________
(приложение 4)
Экспертная карта
Ф.И. учеников
| Грамотность выполнения | Привлечение дополнительных материалов | Обоснованность решения | Оформление результатов работы | Чёткое следование правилам игры | Оценка работы | |
1 | Отдел главного технолога | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Центральная заводская лаборатория | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Отдел реализации готовой продукции | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|