Пути познания серной кислоты
Познание — это солнечный свет, без которого не может развиваться человечество.
Н.Бердяев
«О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты,
которое оно производит»
Д.И.Менеделеев
Цель урока:
Изучить экологические проблемы, возникающие при производстве серной кислоты.
образовательные:
закрепление знаний учащихся о промышленном способе получения серной кислоты;
обобщение знаний учащихся о научных принципах химического производства;
изучение возможных экологических проблем, возникающих при производстве серной кислоты.
развивающие:
развитие химических и информационных компетентностей;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
продолжение формирования метопредметных и надпредметных знаний;
развитие способности эффективно использовать знаковые системы, приемы наблюдения, сравнения; формулирование выводов и представления результатов аналитической работы.
воспитательная:
развитие социальных и коммуникативных компетентностей.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, информационный, использование компьютерных технологий.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование и реактивы:
пробирки;
р-ры H2SO4, BaCl2, пробы воды и снега, универсальная индикаторная бумажка, пирит;
электронные весы;
аптечка первой медпомощи с набором медикаментов, медицинский халат;
таблички: химики-технологи, инженер — технологи, экологи, эксперты, лаборанты;
презентация;
географические атласы для 8 и 9 кл;
рабочие тетради;
Ход урока
Дорогие ребята, входя в класс, я предложила вам прочитать названия табличек, стоящие на столах, и сесть так, кем вы себя сейчас ощущаете. А начать урок я бы хотела словами Николая Бердяева – познание это солнечный свет, без которого не может развиваться человечество. Что заключает в себе слово «познание»? (отвечают дети) процесс, да это процесс изучения, даже само слово познание – процесс получения знаний, (отвечают дети) объяснения чего-либо, хорошо ребята. Большой энциклопедический словарь объясняет познание, как творческая деятельность субъекта, направленная на получение новых знаний. А как мы познаем окружающий мир? (отвечают дети) – наблюдения, эксперимент, опыт, а еще от куда мы можем получить знания? (отвечают дети) – из книг, мы можем моделировать какие-то процессы. А какие знания мы получаем из книг? (отвечают дети)- теоретические, т.е. здесь мы получаем знания теории и мысли становятся результатом этого процесса. Посмотрите, мы с вами сейчас выстроили систему познания мира. Как вы знаете с уроков обществознания, существует два пути познания мира: первый путь — чувственное восприятие, наблюдения, ощущения каких-то объектов, называется эмпирический, и путь, когда мы получаем знания из книг, за счет новых теорий, законов называется теоретический. Так как объект изучения на уроке — ___________________________________________________, поэтому тема урока так и называется, ПУТИ ПОЗНАНИЯ ____________________________________________
Откроем рабочие тетради, обратимся к первому учебному тексту и попробуем сформулировать вопросы сегодняшнего урока, потому что вопросы это всегда направление к ответу.
Учебный текст 1. Процесс производства серной кислоты сопровождается образованием вредных веществ, оказывающих негативное влияние на живую и неживую природу.
Концентрации сернистого ангидрида, аэрозолей серной кислоты в радиусе 0,5–3 км от источника выброса составляют 2,4–0,8 и 0,9–0,5 мг/м3. Резкое повышение количества выбросов серосодержащих соединений в воздух, возникающее при отклонении производственного процесса от технологического регламента, приводит к образованию кислотных дождей.
Кислотные осадки – любые осадки, кислотность которых выше нормы (рН=5,6). Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907-1908г. Сейчас бывают осадки с рН =2,2-2,3.
Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, SO3
Механизм образования кислотных осадков: газы + пары воды = растворы кислот с рН< 7.
Кислотные дожди отрицательное влияние на окружающую среду.
возможные вопросы: Какие соединения серы попадают в окружающую среду? Какие последствия соединений серы на живую и неживую природу? Как влияют кислотные дожди? (записываем кратко на обычной доске).
Посмотрев на карту «Полезные ископаемые мира» (слайд с картой), мы увидим, что месторождений серной кислоты на Земле не обнаружено, ее получают на сернокислотных заводах, расположенных в различных районах нашей страны. (слайд с картой). Важнейшие предприятия находятся в Тульской, Московской, Пермской, Свердловской областях.
Что является сырьем для производства серной кислоты? (ответы детей): исходным сырьём для производства серной кислоты могут быть: сера, сероводород, сульфиды металлов (запись на слайде).
S
SO2SO3H2SO4
ZnS
FeS2
Вы уже знакомы с производством серной кислоты, при котором исходным сырьём является пирит FeS2.
Используем те знания, которые получены вами на прошлом уроке. Работаем следующим образом: инженеры-технологи выполняют задания на интерактивной доске (2 человека); химики- технологи (4 человека) – один производит расчеты, другой на доске записывает уравнения химических реакций, лежащие в основе производства серной кислоты из пирита, третий и четвертый в рабочей тетради расставляют коэффициенты методом электронного баланса; эксперты читают текст и вставляют пропущенные слова; экологи анализируют химический процесс получения серной кислоты, предполагают – какие химические вещества могут попасть в окружающую среду; лаборанты проводят качественную реакцию на серную кислоту (перед выполнением прочитайте инструкцию «ТБ при работе с кислотами»).
Работа на интерактивной доске | Работа на доске | Индивидуальная работа |
1.Правильно расположить стадии производства серной кислоты; 2.Выполнение интерактивного задания | (уровень В) Осуществить одну из предложенных цепочек превращений: S (сера)SO2SO3H2SO4 H2S(сероводород)SO2SO3H2SO4 ZnS (цинковая обманка)SO2SO3H2SO4 FeS2 (пирит)SO2SO3H2SO4
| Прочитать текст и вставить пропущенные слова. Закончите уравнения реакций и расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель: S + O2 SO2+O2 Решить задачу, Провести лабораторный опыт Анализ технологического процесса |
Природные материалы (сырьё), кроме основного компонента содержат примеси.
ОБРАЗЕЦ
чистое вещество примеси
Решить задачу:
Представьте себе, что вы химик – технолог завода по производству серной кислоты.
Рассчитайте, какое количество пирита по массе содержится в данном образце руды, если массовая доля примесей в нем составляет 10%.
Алгоритм решения:
Дано: Решение:
m(руды) = _____ г Рассмотрим состав руды:
w % (примесей) = 10 % руда
____________________ FeS2 (пирит) примеси
Найти: m (FeS2) = ? 1) Вычислим массовую долю пирита в данном образце:
;
w(пирита) =
2) Вычислим массу чистого вещества — пирита, содержащегося в данном образце руды:
Ответ: m (пирита)=
|
|
|
|
Вопрос классу: Какие два метода окисления SO2 применяют в производстве серной кислоты?
Если возникли затруднения, обратитесь к учебнику на стр.103-104. Кроме книг, вы уже мне сегодня называли, есть и другие источники, один из них Интернет, обратимся к ресурсам Интернета: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B
Любое химическое производство создается на основе общих научных принципов. Выберите (подчеркивают на слайде) научные принципы организации, применяемые при производстве серной кислоты, и соотнесите со стадиями процесса. (работа на слайде)
Научные принципы организации химических производств
Частные принципы | Стадии производства | |
Создание оптимальных условий проведения химических реакций | Противоток веществ, прямоток веществ, увеличение площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, использование катализатора, повышение давления, повышение концентрации реагирующих веществ |
|
Полное и комплексное использование сырья | Циркуляция, создание смежных производств (по переработки отходов) |
|
Использование теплоты химических реакций | Теплообмен, утилизация теплоты реакций |
|
Принцип непрерывности | Механизация и автоматизация производства |
|
Защита окружающей среды и человека | Автоматизация вредных производств, герметизация аппаратов, утилизация отходов, нейтрализация выбросов в атмосферу |
|
Вопрос к экологам: Какие химические вещества могут попасть в окружающую среду при производстве серной кислоты? (записать)
Для глубокого понимания современной экологической ситуации (как на всей планете, так и в региональном, местном масштабе) человеку совершенно необходимы химические знания.
Воспользуемся эмпирическим методом познания: наблюдая за видеопытами, подумайте, какая взаимосвязь между производством серной кислоты и результатами увиденных химических опытов? Рассмотрим процессы: (заполняем на слайде первые два столбика)
Химическая реакция | Экологические последствия | |
Почему погибли проростки огурцов? | Cu + H2SO4(конц.) CuSO4+…… + H2O | у растений разрушается хлоропласт, подавляется рост и возможна гибель; губительно действует на живые организмы; выпадение кислотных осадков (роса, дождь, снег): разрушаются здания, памятники из мрамора, металлические конструкции, снижается численность птиц, т.к. кислота действует на скорлупу яйца, приводя к ее разрушению и гибели зародыша, выпадение волос, кожные заболевания. |
Горение серы | S + O2 | |
Взаимодействие с водой | ….. + H2O Т.к. в воздухе Кислотные осадки и пары воды, то происходят процессы: SO2 SO3 H2SO4 |
Акцентировать внимание на соединения серы, попадающие в окружающую среду (подчеркнуть).
Вопрос классу? (беседа) К каким экологическим проблемам приведут выбросы вредных веществ при производстве серной кислоты? (заполняем третий столбик)
Физкультминутка:
Очень химию мы любим,
Шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Это, правда, топай смело!
В атмосфере есть дожди,
Делаем вперед шаги!
Так же есть и серный газ,
Мы попрыгаем сейчас!
И чем больше мы познаем,
Руки вверх мы поднимаем!
И природу защищаем!
Прошлым летом я была свидетелем последствий кислотного дождя. Прошел долгожданный обильный дождь, после которого листья огурцов пожелтели, завяли, а некоторые ветви совсем погибли. Я была удивлена, ведь на территории Тюменской области нет предприятий по производству серной кислоты, открыла географический атлас и обнаружила, что в соседней, Свердловской области есть, и ветер как раз был западный. А сейчас, когда готовилась к нашей встречи, задумалась: возможны ли кислотные осадки на территории нашего Ямальского района? Мы с вами вместе и разрешим этот вопрос:
Но перед этим вопрос к лаборантам: каким образом можно доказать наличие ионов водорода и сульфат-ионов, т.е. серной кислоты?
Химики-технологи, лаборанты: провести химический анализ образцов, взятых из разных мест: водопроводная вода из Нового Порта, т.е. речная вода, т.к. у нас нет в поселке очистных сооружений; местная водопроводная вода; снег, взятый около школы; снег, взятый на окраине поселка.
На предприятии по производству серной кислоты большое внимание уделяется вопросам охраны труда, соблюдению всеми работниками правил техники безопасности: своевременно и систематически проводят инструктажи. Перед выполнением лабораторных опытов повторите правила техники безопасности, прочитав инструкцию в своей рабочей тетради.
Экологи: провести анализ географических карт «Химическая промышленность», «Воздушные массы»;
Эксперты: используя данное уравнение химической реакции: SO3 + H2O H2SO4 + Q, ответьте на вопрос: при какой температуре воздуха вероятность выпадения кислотных дождей увеличивается?
Инженеры-технологи: провести анализ карты «Минеральные ресурсы России». Возможно ли строительство заводов по производству серной кислоты на территории ЯНАО?
Обсуждение результатов работы.
в воде, взятой из водопровода с.Новый Порт (р.Обь) сульфат – ионы ______________;
в воде, взятой из озера вблизи поселка Новый Порт сульфат – ионы_______________;
в снеге, взятого около школы сульфат – ионы ________________;
в снеге, взятого на окраине поселка сульфат – ионы ________________.
В вашей рабочей тетради есть еще экологические задания, интересные материалы по данной теме, просмотрите их дома, а также выполните задание по web-квесту, т.е. используя ресурсы Интернета.
Применение скрубберов сокращает нежелательные выбросы. Что собой представляют скрубберы? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%B5%D1%80
На получение 1 т серной кислоты расходуют 0,85 т серного колчедана – FeS2 или 0,35 т серы. А почему потребительский фактор существенно влияет на размещение заводов по производству серной кислоты?
https://www.terrus.ru/sources/articles/540/2.5_l.shtml
Проверьте свои знания, выполнив тест «Производство серной кислоты» в режиме onlain, расположенный на моей личной странички, расположенной на школьном сайте ……..
Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Получили вы знания по этим вопросам? Какие соединения серы попадают в окружающую среду? Какие последствия соединений серы на живую и неживую природу? Как образуются кислотные дожди? (слайд с таблицей)
Да, ребята, посмотрев на результаты нашей работы, можно сегодня же выступить с вопросом перед Министерством химической промышленности о немедленном закрытии всех заводов по производству серной кислоты (слайд с картой «Химическая промышленность» выделить заводы на карте). А тогда как быть с этим? (слайд «Применение серной кислоты»). А ответ вы можете найти в послании президента к народу, где президент подчеркивает, что вам, ученикам Новой школы, получивших огромный багаж знаний, разрабатывать и внедрять новые экологически безопасные технологии.
6