Петрова Галина Анатольевна
МОУ Мирновская сош. Торжокский район. Тверская область
Учитель химии
Тема «Самое удивительное вещество – вода»
Цель: расширить знания учащихся о свойствах воды, нахождении её в природе и применении.
Задачи:
Образовательные: исследовать физические свойства воды, дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах,( познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ), проследить взаимосвязь между свойствами воды и её применением.
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент с целью получения знаний о веществе, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, волю, сотрудничество, общительность, коммуникабельность учащихся.
Ход урока
Прозвенел уже звонок
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно
Нам теперь работать нужно.
Я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: «Я нахожусь на уроке. А обо всем остальном подумаю потом»
Самоопределение учащихся на основе антиципации
Атлет придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот мы с Вами проведем небольшую разминку.
Поиграем в игру «Да, нет» слайд 3
1.Самое лёгкое вещество – водород.
2.Тлеющая лучинка в токе кислорода гаснет.
3.Углекислый газ поддерживает горение.
4.Рыбы дышат растворенным в воде кислородом.
5.Углекислый газ используют для производства лимонада.
6.Больше всего кислорода на Марсе.
7.Планеты гиганты и солнце состоят из водорода.
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний
Мы уже познакомились с веществами: водородом, кислородом, углекислым газом. Как вы думаете это и все вещества, которые известны человеку? Сегодня мы познакомимся еще с одним веществом. Оно спрятано в черном ящике. Что бы узнать, что это за вещество отгадайте загадку. слайд4-5
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я?
Вместе с учащимися формулируем тему урока.
В теме урока дописывается слово вода.
Мозговой штурм (Что я знаю о воде?»
Как вы считаете ,вы всё знаете о воде? «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.» Можно выслушать предположения учащихся о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так
привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств.»
Вместе с учащимися формулируем цель.
Как, мы можем изучить свойства воды? Вместе с учащимися планируем дальнейшие действия. (проведем эксперимент, наблюдения, измерения) Это основные методы познания природы.
Чтобы исследовать вещество надо знать, где оно находится.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
Выступление учащегося с презентацией проекта «Вода на Земле»
Много меня –плохо
Мало меня плохо.
Как вы понимаете это высказывание?
А, видел кто не будь из вас чистую воду?
А вот ученые утверждают другое.
Работа с текстом «вода растворитель» (приложение 1)Чтение по цепочке.
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь ежедневно с ней встречаются. Но оказывается не так просто в природе. В ней много тайн. Учёные пытаются разгадать их. А мы начнём с простого – изучения физических свойств воды.
Лабораторная работа «Свойства воды».
Сейчас мы с вами станем исследователями.
Техника безопасности при проведении лабораторной работы.
Выполнение лабораторной работы , заполнение таблицы (рабочий лист)
Да | Нет | |
цвет |
|
|
запах |
|
|
прозрачность |
|
|
текучесть |
|
|
вкус |
|
|
форма |
|
|
агрегатное состояние а) жидкое б) твердое в) газообразное
|
|
|
растворитель |
|
|
Опыт
• Определение цвета воды при помощи цветных полосок.
• Имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна.
Когда мы используем это свойство? Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.
Опыт № 2.
• Перед нами в пробирке №1жидкость неизвестного происхождения. Имеет ли она запах. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности:
• Cосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд.
• Имеет ли вода запах.
Вывод: вещество не имеет запаха.
Когда мы используем это свойство? Когда отличаем одну жидкость от другой.
Опыт № 3.
• Возьмите стакан с водой.
• Опустите в него стеклянную палочку.
• Видна ли она?
Вывод: вещество прозрачно.
Когда мы используем это свойство? Когда рассматривают камушки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.
Опыт № 4
• Переливание воды из одного стакана в другой.
• Что произошло с водой?
• Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вода текуча.
Опыт № 5.
• Дети пробуют воду на вкус (из домашнего стакана).
• Какой вкус имеет вещество?
Вывод: вещество не имеет вкуса.
Когда человек использует эти свойства воды? Когда отличают одну жидкость от другой, когда готовят пищу и т.д.
Подумайте!
Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса. Вкуснее конечно родниковая т.к. она растворяет минералы под землёй, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить. А дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды.
Опыт № 6.
• Учитель наливает одну и ту же воду в сосуды разной формы.
• Имеет ли вода собственную форму, или она принимает форму сосуда?
Вывод: вода не имеет формы.
Когда человек использует это свойство воды? Когда наливают воду в чашку, чайник и т.д.
Работа с текстом в парах. Жужжащие чтение.(приложение 2)
Ответы на вопросы.
Вследствие перехода воды из одного агрегатного состояния в другое происходит физическое явление, которое не позволяет воды исчезнуть. Как называется этот процесс? Слайд 6
Физминутка. (под музыку) слаид 7
Закройте глаза, представьте, что вы как Капелька качаетесь на волнах океана. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, вы превращаетесь в маленькое Облачко пара и поднимаетесь вверх. Вас несёт белое Облачко, внизу видна земля. Облачко становится тяжелее и тяжелее, и вот много-много Капелек выпадают из Облачка и чистым дождём проливаются на землю …
Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой.
Первый осел, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел, шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
Опыт № 7.
Вода – растворитель.
Ответы | |
1) марганцовка |
|
2) уксусная кислота |
|
3) мел |
|
4) лимонная кислота |
|
5) сода |
|
6) песок речной |
|
|
|
• Все ли вещества растворились?
• Что произошло с веществами, которые растворились?
Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
Когда мы используем это свойство?
Вывод: вода – растворитель.
Опыт № 8.
• Выясним, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении. Колбу с трубкой, с подкрашенной водой, опустить в горячую воду. Вода поднялась.
• Почему?
• Ту же колбу поставить в тарелку со льдом. Вода в трубке опустилась.
• Как это объяснить?
Рассказ учащегося о предварительно поставленном опыте (замерзание воды в бутылке на морозе)
Вывод: вода при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется, при замерзании расширяется.
Занимательно о воде
Работа в группах с познавательными текстами. Приложение 3
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности, он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое. В экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22 марта — Всемирный день воды. Это не очередной праздник, не юбилейная дата, это напоминание нам о том, что пора задуматься. Но мы должны задумываться над своими поступками не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы обеспечить существование себе и нашей планете, чтобы не приврать её в безжизненную пустыню. Поэтому воду – наше главное богатство, надо БЕРЕЧЬ!
Закрепление нового материала
1.Проверь себя. Вставь недостающие слова. слайд 8-
2.Дидактическая игра «Свойства воды в загадках»
1.Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле
Только ноги на земле.(дождь)
2.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет(сосулька)
3.Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.(туман)
Ответь на «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в чайнике делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
5. Почему замёрзшее бельё становится сухим?(испарение воды)
6. Чем минеральная вода отличается от обычной?
7.Почему дождевая вода не имеет вкуса?
8. Почему зимой на внутренней стороне оконных стёкол появляются снежные узоры?
9. Почему воду из бочек на садовых участках на зиму сливают?
Информация учащихся о домашнем задании. слайд 13
1.Составить кроссворд по теме «Вода». 2.Подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи отражающие различное состояние воды. 3. Нарисовать рисунки. 4. Поставить опыт. Налить в
Прошу, чтобы подняли руки те, кто выбрал 1 задание,2…………
Рефлексия слайд 14
Учащиеся усаживаются по удобнее, закрывают на минуту глаза, расслабляются и обдумывают все, что происходило на уроке. Затем они выполняют рефлексивный тест, В случае согласия ставят +.
Рефлексивный тест
1.Я узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над чем подумать
4.На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно.
Прошу, чтобы подняли руки те , кто поставил пять плюсов, затем четыре, затем три.
Приложение 1
«Вода — растворитель»
Видел ли ты чистую воду? Этот вопрос может показаться нелепым. Но речь идет именно о совершенно чистой воде, в которой совсем нет никаких растворённых веществ. Тогда, если быть строгим и точным в ответах, придется сознаться, что нет – чистую воду пока ещё никто не видел и не пил. То, что налито в стакане и что мы по привычке называем просто водой, на самом деле всегда представляет собой раствор многих веществ.
В воде растворены газы: кислород, углекислый газ, и все примеси, находящиеся в воздухе. В ней растворены соли из почвы, железо из водопроводных труб, серебро ложечки, которая находится в стакане, то есть растворены сотни, а может тысячи разных веществ. Это мы называем «чистой» водой. Учёные разных стран работают над решением трудной проблемы получения абсолютно чистой воды. Но пока еще получить такую воду не удалось.
(Л. Савинова)
Приложение 2
«Четыре брата»
У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
— Уж если, — говорит один брат, — кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.
— А я, — говорит второй брат, — на стекло похожу. Только его и могу своим братом признать.
— А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.
— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат. — И некого мне братцем назвать, разве только слезы.
Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман да частый Дождь, — друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают.
Бывает такое на свете… Не всегда брат брата узнает!
(Е. Пермяк)
1.Почему Снег, Лед, Туман, Дождь называют воду своей родимой матерью?
2.Почему братья родства не признаю
Приложение 3
Зачем воду пьют ?
Вот опять простой вопрос. Такой простой, что, кажется, и спрашивать незачем. А спросишь, и оказывается, что из десяти человек только один знает, зачем пьют воду. Вы скажете: воду пьют потому, что хочется. А почему хочется? Потому, что без воды жить нельзя. А жить нельзя потому, что мы воду все время расходуем и нам надо запас ее пополнять.
Дохните-ка на холодное стекло. Стекло запотеет, покроется капельками воды. Откуда взялась вода? Из вашего тела. Или вот, скажем, вы в жаркий день вспотели. Откуда взялся пот? Опять-таки оттуда же – из тела, А раз вы воду расходуете, теряете, вам нужно ею время от времени запасаться. В сутки человек теряет целых двенадцать стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть. А разве воду едят? В том-то и дело, что едят. В мясе, в овощах, в хлебе — во всякой еде воды гораздо больше, чем твердого материала, В мясе воды втрое больше, чем твердого вещества, а огурец, так тот почти целиком состоит из воды. Да и в вас самих воды почти столько же, сколько в зеленом огурце. Если вы весите 40 килограммов, то в вас 35 килограммов воды и только 5 килограммов твердого материала. Тело взрослого человека содержит воды меньше: около трех четвертей веса.
Вы спросите: — Почему же люди не растекаются по полу, как кисель? Вся штука в том, что не так важно, из чего построена вещь. Самое главное – как она построена. Если мы рассмотрим под микроскопом кусочек мяса или огурца, мы увидим множество клеточек, наполненных соком. Сок этот не выливается из клеточек потому, что они со всех сторон закрыты. Вот в чем секрет. Значит, вода главный материал, из которого построено наше тело. Не удивительно поэтому, что человек может долго прожить без еды, а без воды не может прожить и нескольких дней.
В том, что лёд плавает на воде, никто не сомневается; каждый это видел сотни раз и на пруду, и на реке.
Но многие ли задумывались над таким вопросом: все ли твёрдые вещества ведут себя так же, как лёд, то есть плавают в жидкостях, образовавшихся при их плавлении? Расплавьте в банке парафин или воск и бросьте в эту жидкость ещё кусочек того же твёрдого вещества, он тотчас же потонет. То же произойдёт и со свинцом и с оловом, и со многими другими веществами. Оказывается, как правило, твёрдые тела всегда тонут в жидкостях, которые образуются при их плавлении.
Обращаясь чаще всего с водой, мы так привыкли к обратному явлению, что нередко забываем это характерное для всех других веществ свойство. Надо помнить, что вода в этом отношении представляет редкое исключение. Только металл висмут и чугун ведут себя так же, как и вода.
Если бы лёд был тяжелее воды и не удерживался бы на её поверхности, а тонул, то даже в глубоких водоёмах вода замерзала бы зимой целиком. В самом: деле, падающий на дно пруда лёд вытеснял бы нижние слои воды вверх, и это происходило бы до тех пор, пока вся вода не превратилась в лёд.
Однако при замерзании воды происходит совсем обратная картина. В тот момент, когда вода превращается в лёд, объём её внезапно увеличивается примерно на 10 процентов, и лёд оказывается менее плотным, чем вода. Поэтому-то он и плавает в воде, как плавает любое тело в жидкости, имеющей большую плотность: железный гвоздь в ртути, пробка в масле и т. д. Если считать плотность воды равной единице, то плотность льда будет составлять только 0,91. Эта цифра позволяет нам узнать толщину плывущей по воде льдины. Если высота льдины над водой равна, например, 2 сантиметрам, то мы можем заключить, что подводный слой льдины в 9 раз толще, то есть равен 18 сантиметрам, а вся льдина имеет 20 сантиметров толщины.
Почему по воде бегают водомерки?
Вода способна слипаться сама с собой и другими веществами . Воду можно налить в стакан “с верхом” и она не прольется. Клопы-водомерки бегают по воде, как по земле. Подобные “фокусы” возможны благодаря “поверхностному натяжению воды”, из-за которого ее поверхность ка бы покрыта “кожицей”. Поверхностное натяжение воды обуславливается тем, что молекулы сцеплены между собой посредством водородных связей.
Благодаря высокому поверхностному натяжению вода, которая содержится в деревьях, вопреки действию силы тяжести способна подниматься вверх. Это можно увидеть на примере березы. Весной ежедневно до 70 литров ее сока поднимается из корней до самой верхушки кроны. Поверхностное натяжение играет также большую роль при переносе жидкости по капиллярам в организме растений, животных и людей.
Почему нельзя кататься на коньках по полу ?
Один мальчик, которого я спросил, почему нельзя кататься на коньках по полу, ответил:
– Потому что лед скользкий и очень твердый, а пол не такой твердый и не скользкий.
Но ведь бывает и каменный пол; он скользкий и твердый, а кататься на каменном полу все-таки нельзя. Когда мы катаемся по льду, лед под давлением коньков тает. Между коньками и льдом образуется слой воды. Не будь этого слоя воды, кататься по льду было бы так же трудно, как по полу. Вода, словно масло в машине, уменьшает трение между коньком и льдом.
Движение ледников с гор происходит по той же причине. Под тяжестью льда нижние слои его тают, и ледяная река скользит по горному склону, как ваши коньки по катку.
Литература
М. Ильин « Сто тысяч почему» Л.: Дет. лит,1989
Рабочий лист Класс______ Ф.И._____________________
Тема урока : «Самое удивительное вещество — »
1.Физические свойства воды
Да | Нет | |
цвет |
|
|
запах |
|
|
прозрачность |
|
|
текучесть |
|
|
вкус |
|
|
форма |
|
|
агрегатное состояние а) жидкое б) твердое в) газообразное
|
|
|
2. Вода растворитель
Ответы | |
1) марганцовка |
|
2) уксусная кислота |
|
3) мел |
|
4) лимонная кислота |
|
5) сода |
|
6) песок речной |
|
При нагревании вода_________________
При охлаждении вода_______________При замерзании вода______________
3. Проверь себя! Вставь недостающие слова.
Вода это__________________
Вода не имеет ________________, __________________ ,_________________и
________________________
Вода может __________________ вещества
Вода ______________ и______________________