Обобщение знаний по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
Цель: Обобщение теоретических знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на скорость, химическом равновесии.
Задачи:
Закрепить знания учащихся по теме
Показать важность изучения скорости реакции и химического равновесия и их практическое значение в химической промышленности
Продолжить формирование таких логических приемов, как наблюдение, анализ, сравнение, обобщение
Совершенствовать экспериментальные умения, навыки
Оборудование: Химические стаканы, пробирки, пипетки, картофель сырой, картофель вареный, пероксид водорода, раствор иодида калия (0,4%, 0,8%), крахмальный клейстер.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока. Организация учащихся на проведение обобщающего урока. Вопросы теории обсуждаются согласно их последовательности.
Выполнение заданий, обсуждение правильных ответов.
На доске написана реакция синтеза аммиака:
N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
Давайте мы с Вами попытаемся спрогнозировать оптимальные условия для увеличения выхода данной реакции.
Для этого нам необходимо повторить пройденный материал:
Фронтальный опрос
Скорость химических реакций
1. Понятие гомогенной и гетерогенной реакций.
а) 2H2(г) + O2(г) = 2H2O(г)
б) NaOH + HCl = NaCl + H2O
в) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
г) Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
2.Формула выражения скорости гомогенной и гетерогенной реакций.
Задача: Вычислите скорость реакции, протекающей по уравнению
H2 + Cl2 = 2 HCl, если исходная концентрация водорода равна 1 моль/л, а конечная 0,5 моль/л, время протекания реакции 1 час.
3.Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Химический эксперимент
Опыт №1. В пробирки поместить кусочек сырого картофеля и вареного, добавить пероксид водорода. В какой из пробирок скорость выделения O2 больше? Объяснить причину.
Опыт №2. В 2 пробирки налейте по 3 мл раствора иодида калия разной концентрации (0,4% и 0,8%), добавьте в обе пробирки несколько капель крахмального клейстера. Затем по возможности по 2 мл пероксида водорода одинаковой концентрации. Пронаблюдайте, в какой пробирке появится раньше голубое окрашивание. Сделайте вывод.
4. Написать математическое выражение для скоростей реакции, протекающих по уравнениям:
а) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2
б) SO2 + 2H2S = 3S + H2O
5. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 50◦С до 100◦С, если температурный коэффициент скорости равен 2?
Химическое равновесие
1. Определение химического равновесия.
Задание на доске: Из предложенных уравнений химических реакций выбрать реакции:
а) необратимые
б) обратимые
1) CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2↓+2KCl
2) 2SO2 + O2 = SO3
3) 2NO + O2 = 2NO2
4) Na2CO3 +2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
5) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 +2 H2O
2. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (объяснить).
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание: Подготовиться к зачету по теме в тестовой форме.