Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Рузаевского муниципального района
Подготовила и провела:
Фоменкова Н.И.
Тема урока: «Сложные эфиры»
Цели урока:
Образовательные — дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
Развивающие — формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные — воспитание познавательной активности, доброже-
лательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Оборудование: Образцы сложных эфиров, образцы фруктовых эссенций, карточки для самостоятельной работы учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.
Дидактическое оснащение: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия: Органическая химия: Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение.
Ход урока
I. Организационной момент:
Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
Цель: подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно.
II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся:
Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала.
Предварительная проверка знаний учащихся об кислородосодержащих соединениях в органической химии.
? Перечислите классы органических веществ, содержащих кислород или кислородсодержащие органические вещества. С какими из них вы знакомы? Приведите примеры.
|
Области применения сложных эфиров
Сложные эфиры применяют для изготовления приятно пахнущих так называемых искусственных фруктовых эссенций.
Их широко используют в производстве фруктовых вод и шипучих фруктовых порошков, кондитерских изделий, а также в парфюмерии.
Многие сложные эфиры используются в производстве пластмасс, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, лаков и синтетических волокон – лавсана и т. д.
Сложные эфиры широко распространены в природе, находят применение в технике и различных отраслях промышленности. Они являются хорошими растворителями органических веществ, их плотность меньше плотности воды, и они практически не растворяются в ней.
Схема. Применение сложных эфиров:
Сложные эфиры с относительно небольшой молекулярной массой представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения, имеют запахи различных фруктов. Их применяют как растворители лаков и красок, ароматизаторы изделий пищевой промышленности.
Например, метиловый эфир масляной кислоты имеет запах яблок, этиловый эфир этой кислоты — запах ананасов, изобутиловый эфир уксусной кислоты запах бананов.
Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют во скажи.
Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63;
Кашалотовый воск —
спермацет – сложный
эфир той же пальмити-
новой кислоты и
цетилового спирта
С15Н31СООС16Н33.
Сложные эфиры часто служат исходными веществами в производстве многих фармацевтических препаратов.
В завершение урока для закрепления изученного материала предлагается осуществить несколько заданий:
Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Приведите уравнения реакций получения:
а) этилового эфира муравьиной кислоты;
б) пентилового эфира уксусной кислоты;
в) метилового эфира азотной кислоты.
Общая характеристика работы группы, анализ урока: успешность и недостатки, пути их устранения.
Выставление оценок за работу наиболее активных обучающихся.
Задание на дом.