Петрова Марина Валериевна
МОУ «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа им.И.С.Ключникова-Палантая» Звениговского района Республики Марий Эл
Учитель химии и географии
Урок по химии в 9 классе
Тема урока: Соли азотной кислоты
Цель. Изучение свойств и значение нитратов.
Задачи. Обучающая: научить доказывать особые свойства солей азотной кислоты, расставлять коэффициенты в окислительно-восcтановительных реакциях; закрепить практические навыки выполнения опытов, соблюдения правил техники безопасности.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, наблюдать и делать выводы.
Воспитательная: создавать условия для развития коммуникативных навыков, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока. Овладение новыми знаниями.
Методы. Частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности.
Парная, индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты:
• учащиеся будут знать свойства солей азотной кислоты;
• на основе анализа и синтеза фактов будут самостоятельно делать выводы и обобщения, формулировать определения;
• будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование и реактивы. Компьютер, проектор, раздаточный материал (инструктивные карточки); пробирки, штатив для пробирок, вода, стеклянная палочка, химический стакан; вата, образцы твердых нитратов (NaNO3, KNO3, Сa(NO3)2, NH4NO3), раствор дифениламина в серной кислоте.
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
6. Информирование о домашнем задании.
7. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учащиеся демонстрируют свою готовность к уроку.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет под девизом: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Это высказывание М.В.Ломоносова. Наука, которую мы изучаем, особая – мало знать теорию, надо использовать теоретические знания на практике, а практические результаты опытов анализировать и делать новые открытия в науке. Сегодня на уроке, проводя лабораторные опыты, вы для себя откроете новые знания.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся
Учитель. Прежде чем начать изучать новую тему, надо повторить изученный материал по теме «Азотная кислота». На доске находятся задания.
З а д а н и е 1. Определите степень окисления азота в веществах, формулы которых: N2, NH3, NH4NO3, NO2, HNO3.
З а д а н и е 2. Поиграйте в игру «Крестики-нолики»: проанализируйте все клеточки в таблице и выберите строчку, содержащую формулы веществ, с каждым из которых будет реагировать азотная кислота. Назовите эти вещества и напишите соответствующие молекулярные уравнения реакций.
«Крестики-нолики»
Na2CO3 | Zn | |
KOH | HCl | SO2 |
Al2O3 | Cu | NaOH |
К доске приглашается ученик. Он называет вещества и записывает уравнения реакций:
Al2O3+ 6HNO3 = 2Al(NO3)3 + 3H2O,
Оксид алюминия
Cu+ 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O,
медь
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O.
Гидроксид натрия
Учитель. Назовите продукты реакции. Какая из реакций является окислительно-восстановительной? Почему? Какую роль играет азотная кислота?
Ученик. Образуются вещества: нитрат алюминия, нитрат меди(II), нитрат натрия. К окислительно-восстановительным относится реакция меди с азотной кислотой, т.к. элементы меняют степени окисления: Cu до Cu+2, N+5до N+4. Азотная кислота – окислитель.
Учитель. Итак, во всех трех реакциях получаются соли азотной кислоты – нитраты. Эти превращения веществ не только характеризуют химические свойства азотной кислоты, но и являются примерами реакций, иллюстрирующих способы получения нитратов.
Думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы, касающиеся солей азотной кислоты.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности
Учитель. Записываем тему урока: «Соли азотной кислоты».
Предлагаю рассмотреть схему, где выделены основные вопросы по теме, которые мы должны изучить на уроке (схема 1).
Схема 1
Дайте определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Ученик. Cоли – это электролиты, водные растворы которых содержат катионы металлов и анионы кислотных остатков.
Учитель. Есть одна особенность в названиях солей азотной кислоты. Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония называют селитрами. NaNO3 – натриевая селитра (чилийская), KNO3 – калийная селитра (индийская), Са(NO3)2 – кальциевая селитра (норвежская), NH4NO3 – аммиачная селитра. Как вы считаете, почему их так назвали? (потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах).
Предлагаю дополнить список «способы получения нитратов». Какие примеры вы еще можете назвать?
Ученик. Азотная кислота реагирует с солями и аммиаком; нитраты можно получить, сливая растворы двух солей.
Учитель. Еще один способ получения – взаимодействие щелочи и оксида азота(IV), потому что этот оксид кислотный.
Учитель. Для успешной реализации целей урока я предлагаю вам работу в парах по опорным конспектам.
По ходу работы ученики заполняют заранее заготовленный учителем опорный конспект, проводят лабораторный эксперимент, используя инструкции (см. приложение).
Опорный конспект по теме «Соли азотной кислоты»
Ответы | |
1. Физические свойства нитратов. 1) Агрегатное состояние солей. 2) Растворимость в воде. Запишите уравнения диссоциации предложенных солей.
|
NaNO3 → … KNO3 → … Ca(NO3)2 → … NH4NO3 → … |
2. Специфические свойства нитратов. На с. 57 учебника (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс.М.: Просвещение, 2010) найти ответ на вопрос: «Как зависит состав продуктов разложения соли от активности металлов?» 2) Заполните схему разложения нитратов. 3) Запишите уравнения реакций разложения солей. 4) Для первого вещества составьте ОВР | → … М(NO3)n —→ … → … KNO3 → … Zn(NO3)2 → … Hg(NO3)2 → … NH4NO3 → …
|
3. Обнаружение нитратов в растительных объектах. 1) Проведите опыт по инструкции (см. приложение) |
|
После окончания работы происходит обсуждение результатов, учащиеся дополняют свои опорные конспекты.
Учитель. Давайте теперь познакомимся с областями применения нитратов и их действием на организм (схема 2).
Схема 2
Действие нитратов на организм
(Сообщение ученика)
Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, другая часть, в зависимости от присутствия микроорганизмов, значения рН и других факторов, может превращаться в более ядовитые нитриты, аммиак, гидроксиламин NН2ОН; в кишечнике из нитратов могут образоваться вторичные нитрозамины R2N–N=О, обладающие высокой мутагенной и канцерогенной активностью. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т.д. Снижается работоспособность, возможна потеря сознания.
В организме человека нитраты взаимодействуют с гемоглобином крови, превращая его в метгемоглобин, в котором железо окислено до Fe3+ и не может служить переносчиком кислорода. Именно поэтому один из признаков острого отравления нитратами – синюшность кожных покровов. Выявлена прямая зависимость между случаями появления злокачественных опухолей и интенсивностью поступления в организм нитратов при избытке их в почве. Первая помощь при отравлении нитратами – это обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных – глауберовой соли Na2SO4*10H2O и английской соли (горькая соль) MgSO4*7H2O, cвежий воздух. Зеленый чай, ягоды и фрукты – естественные нейтрализаторы нитратов в организме человека.
Следует знать, что количество нитратов снижается:
1) при варке овощей;
2) при очистке от кожуры;
3) при удалении участков наибольшего скопления итратов (кочерыжка, сердцевина, стебель);
4) при вымачивании овощей.
4. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает выполнить тест и проверить степень усвоения новых знаний.
Т е с т
В а р и а н т 1 .
1. Как называются соли азотной кислоты:
а) сульфаты; б) нитраты; в) хлориды.
2. При разложении нитратов образуется газ:
а) водород; б) азот; в) кислород.
3. KNO3 – это вещество, которое:
а) хорошо растворяется в воде;
б) газообразно, без цвета и запаха;
в) твердое вещество белого цвета;
г) твердое вещество синего цвета;
д) не растворяется в воде;
е) сильный электролит.
Запишите соответствующие буквы.
4. При нагревании нитрата меди(II), кроме оксида азота(IV) и кислорода, образуется:
а) нитрит меди; б) оксид меди; в) медь.
5. Соль, которую нельзя назвать селитрой, – это:
а) NaNO3; б) NH4NO3; в) AgNO3.
В а р и а н т 2 .
1. К солям азотной кислоты относится:
а) нитрат бария;
б) карбонат кальция;
в) сульфат меди.
2. Соли азотной кислоты по отношению к воде:
а) растворимые вещества;
б) нерастворимые вещества;
в) малорастворимые вещества.
3. При разложении аммиачной селитры не образуется:
а) кислород; б) оксид азота(I); в) оксид азота(IV).
4. Специфические свойства нитратов – это:
а) реакция с металлами;
б) разложение при нагревании;
в) обменная реакция с кислотами.
5. Установите соответствие между разлагающимися веществами и продуктами реакции.
Вещество Продукты реакции
1) KNO3 а) Нg + NO2 + O2
2) Cu(NO3)2 б) KNO2 + O2
3) Нg(NO3)2 в) CuO + NO2 + O2
г) Сu + NO2 + O2
Взаимопроверка о т в е т о в на тест по ключу.
В а р и а н т 1 . 1 – б; 2 – в; 3 – а, в, е; 4 – б; 5 – в.
В а р и а н т 2 . 1 – а; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – 1-б, 2-в, 3-а.
5. Подведение итогов урока
Учитель. Подведем итоги урока. Поднимите правую руку те, кто получил «5», левую руку те, кто «4». Те, кто получил «3», должны не расстраиваться, а поработать с материалом дома.
6. Информирование о домашнем задании
По учебнику (Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2010): § 20, упр. 9, с. 59.
7. Рефлексия
Учитель. Мне очень понравилось сегодня с вами работать. Работая в паре, вы общались. Как это влияло на результат? Я предлагаю вам примеры ответов, которые вы можете использовать, или сформулировать свои:
• работа стала более эффективной;
• это тормозило процесс;
• в работе мы допускали неточности;
• не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.
Учитель обращается к учащимся с просьбой закончить фразы:
Я узнал……….
Я научился……….
Я понял, что могу……….
Мне понравилось……….
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивная карточка к лабораторным опытам
Опыт 1.Изучение физических свойств нитратов.
Инструктаж по технике безопасности.
Вещества нельзя брать голыми руками, только с помощью шпателя. Вещества нельзя пробовать на вкус. При определении запаха вещества нельзя пробирку подносить к носу, а следует определять запах только маховыми движениями ладони к носу на некотором расстоянии.
Задание. Рассмотрите предложенные вам соли азотной кислоты, отметьте их агрегатное состояние, цвет.
Исследуйте растворимость в воде солей: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3. Для этого во все пробирки с веществами прилейте по 2 мл воды и встряхните пробирки. Изучите таблицу растворимости солей, кислот и оснований, сделайте соответствующий вывод. Запишите в опорный конспект сведения о физических свойствах солей азотной кислоты и уравнения реакций диссоциации предложенных солей.
Опыт 2.Обнаружение нитратов в растительных объектах.
Инструктаж по технике безопасности.
При работе с кислотами будьте осторожны! Наливайте в пробирку вещество небольшими порциями. При попадании вещества на кожу сообщите учителю! Не торопитесь, после работы с реактивом не забывайте закупоривать пузырек во избежание разлива жидкости и убрать его на место.
Задание. В три большие демонстрационные пробирки (на белом фоне) поместите по 10 мл сока капусты, моркови, свёклы. В каждую пробирку прилейте несколько капель раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте. Синяя окраска раствора будет указывать на присутствие нитрат-ионов (дифениламин реагирует с нитрат-ионами в присутствии H2SO4 (конц.), при этом образуется вещество интенсивного синего цвета).
По изменению окраски судят о содержании нитратов: при отсутствии нитратов сок не изменяет цвет, при небольшом количестве нитратов появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов – темно-синяя. Обобщите результаты эксперимента в виде таблицы:
Много нитратов | Мало нитратов «+» | Нет нитратов «-» | |
|
|
|
|
Литература:
1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
2.Тарановская И.В. Модель урока по теме «Соли азотной кислоты – нитраты», 9 класс.
3.Чарушникова Р.М. Соли азотной кислоты. Химия – Первое сентября, 2013, №12, с.44-49.