Урок по теме: «Строение атома»
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.
Развивающие: характеризовать элементарные частицы (протон, электрон, нейтрон); определять элементарные частицы атома; развивать умения читать текст с выборочным пониманием интересующей информации и устанавливать логическую последовательность основных фактов
Воспитательные: освоить регулятивные и коммуникативные УУД (воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся).
Этапы урока
I Организация начала урока
Цель: Настроить учащихся на урок. Здравствуйте ребята, садитесь. Надеюсь на сотрудничество и плодотворную работу на сегодняшнем уроке химии.
II Актуализация опорных знаний
Цель: Активизировать деятельность учащихся на выявление опорных знаний (существование химического элемента в трех формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества; уметь определять порядковый номер химического элемента и его относительную атомную массу при помощи «Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»).
Ребята! Вы можете дать определения следующим понятиям?
Химия (это наука о веществах, свойствах и их превращениях)
Физическое тело (это все то, что нас окружает)
Вещество (это то, из чего состоит физическое тело)
Из чего состоит большая часть веществ? (из молекул)
А чем образованы молекулы? (атомами)
А что входит в состав атома?
Вот чтобы ответить на этот вопрос нам и поможет тема сегодняшнего урока.
И так тема: «Состав и строение атома» (открываем тетради, записываем тему урока)
Для работы нам потребуется наглядный материал, который имеется у каждого из вас (в файлах).
Вспомните, пожалуйста, в каких формах существует химический элемент?
Свободные атомы
Простое вещество
Сложное вещество
1 этап
Для тог, чтобы понять, как вы умеете использовать эти знания, я вам предлагаю выполнить задание № 1 на листе с наглядными материалами.
Даны следующие химические элементы:
P (фосфор), O2 (кислород), K2O (оксид калия), K (калий), N2 (азот), NaCl (хлорид натрия), S (сера).
Задание.
Определите форму химического элемента.
Определите порядковый номер химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.
Определите относительную атомную массу химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.
Обменялись друг с другом листами, проверили, а затем сверили с правильным ответом на доске.
III Изучение нового материала
Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого «атом» означает «неделимый». Но благодаря научным открытиям доказано, что атом сложная частица.
1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст (приложение) и выполнить задание:
1 ЭТАП:
Вам предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
«V» – уже знал
«!» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
«+» — согласен
2 ЭТАП:
Читая текст, помечайте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 ЭТАП:
Систематизируйте информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
«!» | «-» | «?» | «+» | |
|
|
|
|
|
4 ЭТАП: Обсудите в группе содержание каждой графы таблицы.( Структурная организация информации в памяти. Работа в группах — учащиеся обсуждают полученные данные. Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста. ).
5 ЭТАП: на основе полученных данных из раздаточного материала сконструировать модель атома Дж.Томсона и Э.Резерфорда и защитить ее.
На слайде посмотреть модели атомов Томсона и Резерфорда.
Работа с периодической системой: как определить число протонов, число электронов, нейтронов. Вернемся к исходной модели которую мы построили и определим, что это за атом и дадим ему характеристику.
2. Составим вместе кластер (слайд строение атома).
IV. Закрепление изученного материала.
Заполнить таблицу.
Знаки химических элементов | |||||||
K | P | Mg | S | Cu | Cl | Ca | |
Порядковый № |
|
|
|
|
|
|
|
Число протонов |
|
|
|
|
|
|
|
Число электронов |
|
|
|
|
|
|
|
Заряд ядра атома |
|
|
|
|
|
|
|
Массовое число |
|
|
|
|
|
|
|
Число нейтронов |
|
|
|
|
|
|
|
V. Задание на дом:
Спасибо за урок!