Разработка урока химии:
«Строение и химические свойства
глюкозы»
Мельяновская И.С. ,учитель химии
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №3
г. Суража , Брянской обл.
Аннотация
ТЕМА УРОКА:
Строение и химические свойства глюкозы.
КЛАСС: 10
ЧЕТВЕРТЬ: ΙV
УМК:
Программа для общеобразовательных учереждений: Химия. 8-11 кл. Составитель Н.И. Габрусева- М.:Дрофа, 2000.- 192 с . Автор О.С. Габриелян
Учебник по химии 10 кл., О.С. Габриелян- М.: Дрофа, 2004- 269 с.
Химия 10 класс: Настольная книга учителя О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов-М.: Дрофа, 2004-480 с.
Химия 10 класс: метод. Пособие О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов-М.: Дрофа, 2005- 159 с.
ТЕМА УРОКА: Строение и химические свойства глюкозы.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.На основе проведения экспериментальных опытов доказать строение глюкозы;
2.На основе строения выяснить свойства глюкозы;
3.Выяснить специфические свойства глюкозы как представителя класса углеводов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения составлять алгоритм мыслительных операций, познавательного интереса, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Печатные материалы к уроку.
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап.
Этап формулирования темы урока и целей урока.
Актуализация знаний по теме.
Экспериментальная работа.
Закрепление новых знаний и способов действий.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Итоги урока, рефлексия.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, индивидуальный.
Тема урока: Строение и химические свойства глюкозы.
Тип урока : изучение нового материала
Задачи урока:
1.На основе проведения экспериментальных опытов доказать строение глюкозы;
2. на основе строения выяснить свойства глюкозы;
3. выяснить специфические свойства глюкозы как представителя класса углеводов.
Оборудование:
— презентация к уроку;
— инструктивные карточки;
— для выполнения лабораторных опытов растворы: NaOH, CuSO4 ,Ag2O (аммиачный р -р) ,р-р глюкозы, унив. индикаторная бумага, спиртовка ,спички , держатель ,(10 экземпляров ).
Структура урока.
Учитель:
«Я рада ребята приветствовать вас и наших гостей на нашем уроке и пожелать всем отличной работы. А урок хочется начать такими словами : {Если ты , придя с мороза
Наливаешь крепкий чай
Хорошенько сахарозу
В чашке ложкой размешай.
Виноградную глюкозу
И медовую фруктозу
И молочную лактозу
Любит взрослый и малыш
Но крахмалом и клетчаткой ,
Что совсем — совсем несладки
Тоже нас не удивишь
Так устроена природа –
Это тоже углеводы.
1 этап Активизация мыслительной деятельности учащихся .
1)Учитель: Мы с вами познакомились на предъидущем уроке с классификацией вещств класса « УГЛЕВОДЫ », вспомним:
— почему исторически сложилось так ,что название класс кислородсодержащих О.В получил – УГЛЕВОДЫ? ;
— классификация :- На какие группы подразделяют представителей данного класса соединений?
— Назвать представителей моносахаров ,их нахождение в природе.
— Назвать представителей дисахаров , их нахождение в природе.
— Назвать представителей полисахаров , их нахождение в природе.
(представители групп У.В.,их нахождение в природе ) (слайд-2-6)
— противоречие этому есть? т.е. есть ли представители класса, которые не отвечают исторически сложившемуся определению ? (пример дезоксирибозы )
Вопрос: — От чего же зависит принадлежность веществ к определенному классу соединений? ( от строения )
— Какие цели будут нашей работы на уроке? (выяснить строение и свойства углеводов)
ВЫВОД : следовательно сейчас название класса У.В., связывают с их строением , которое и определяет их свойства ,поэтому задачи нашего урока и связаны с выяснением их строения и свойств .Мы начнем с моносахаров и с представителя данного класса – глюкозы.
Тема урока: Строение и химические свойства глюкозы.(слайд-7)
Задачи урока:( слайд-8)
1.На основе проведения эксперимента доказать строение глюкозы;
2 на основе строения выяснить свойства глюкозы;
3 выяснить специфические свойства глюкозы как представителя класса углеводов .
2) Формула глюкозы —C6 H12O6 .
ВАМ уже смело можно сказать «дорогие коллеги » ,мы уже с вами изучили свойства классов кислородсодержащих О.В., содержащих все функциональные группы , и их специфические особенности ! Поэтому сегодня ,проведя лабораторный эксперимент , Вы сможете сами доказать строение глюкозы т.е. присутствие в молекуле определенных функциональных групп ,а на основе этого доказать ее химические свойства.
Учитель: Пожалуйста перечислите функциональные группы :
Учащиеся
OH
COH
CO
COOH
И обратите внимание на то ,что соотношение атомов «С» и «Н» определяется формулой – СnН2n .
Проблемный вопрос :Наличие каких функциональных групп можно предположить в составе молекулы? { ОН ,СОН,СО, СООН}(слайд-9)
Проблемный вопрос 2: Сколько функциональных групп может быть с наличием «пи » связи? {ответ учащихся-1} , а следовательно -ОН групп ?( ответ учащихся-5 ).слайд-
Проблемный вопрос 3 : Какие опыты ВЫ должны провести по доказательству наличия этих групп? {предположения эксперимента учащимися}
2 этап Эксперимент (лабораторная работа по инструктивным карточкам). Одновременно на экране идет демонстрация опытов с использованием DVD. (см. слайды презентации).
Результаты эксперимента и их обсуждение :
Опыт1:доказательство наличия карбоксильной группы (индикаторная бумага, или лакмус ).
Вывод- нет данной группы.
Опыт2 и опыт3: доказательство наличия альдегидной группы
(реакции серебряного и медного зеркала)
Вывод :глюкоза – это альдегид;
Опыт4: доказательство наличия гидроксильных групп (взаимодействие с гидроксидом меди (2) при о.у.)
Вывод: глюкоза – это многоатомный спирт {АЛЬДОЗА}
2) Анализ свойств глюкозы как альдегида.
3) Анализ свойств глюкозы как многоатомного спирта.
3 этап Демонстрация О.К.
1) Учащиеся :Ведут запись уравнений реакций по СОН ,ОН группам.
2) Учитель ведет запись уравнений реакций по брожению глюкозы.
(или сильные учащиеся , которым известен данный материал)
этап Рефлексия. 1) выполнены задачи урока ?
2)какие вопросы вызвали затруднения?
3) что понравилось на уроке?
5 этап Домашнее задание: какое д/з вы хотели бы получить? (слайд-27)
—на доске ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ );
— раздаточный материал (О.К.) .