Урок-упражнение
по составлению уравнений химических реакций.
Цель: 1.Обучающая: закрепить умения составлять химические уравнения и определять тип химических реакций.
2. Развивающая: развивать мышление, способности учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять знания, мотивацию учения, формировать общеучебные умения (познавательные, информационные, коммуникативные).
3. Воспитательная: формировать научное мировоззрение, воспитывать ответственное отношение к учебному труду, к своему здоровью, интерес к предмету, взаимовыручку и поддержку.
Тип урока: урок-упражнение (контроль знаний и умений).
Виды деятельности учащихся: устные ответы, решение упражнений по теме, предложенных в порядке возрастания сложности, демонстрационный эксперимент, лабораторная работа.
Виды контроля знаний: Устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль (работа в парах), учительский контроль.
Оборудование: демонстрационное и лабораторное оборудование для проведения химических реакций разных типов.
Планируемые результаты урока: учащиеся должны уметь определять тип химической реакции по уравнению, составлять уравнения химических реакций.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Ход урока.
Виды деятельности на данном этапе | Виды контроля | Время | |
Организаци- онный. | Приветствие учеников и гостей, проверка учебных принадлежностей, проверка наличия домашнего задания, внимание на внешний вид учащихся, на правильную позу за партой, стойкой, на кушетке. |
| 1 мин. |
Сообщение темы урока, цели урока, вида урока. | Сегодня мы проводим урок-упражнение по составлению уравнений химических реакций. Цель нашего урока: закрепить умения составлять химические уравнения и определять типы химических реакций. Работать на уроке сегодня вы будете парами. Пары подобраны так, чтобы один ученик в паре был для другого помощником, консультантом. На этих учениках лежит сегодня повышенная нагрузка: они будут выполнять свои задания и, в случае необходимости, будут помогать вам и контролировать вас. Ну а я буду контролировать всех. Результаты контроля мы будем заносить в лист оценивания, который есть у каждого из вас. |
| 2 мин. |
Выполнение упражнений. | Упр.1. Определение типа химических реакций. ( синий цвет – р. соединения, желтый – разложения, красный – замещения, зеленый – обмена). Работа с сигнальными картами. Загадки о типах реакций. Расставить коэффициенты в схемах химических реакций (задание дифференцированное для сильных и слабых учеников).
Упр.2. Работа со схемами, в которых пропущены формулы (для этого этапа в помощь учащимся на доске напоминаю формулы простых веществ). Задание дифференцированное. Загадка о кислороде.
Физкультурная пауза.
Упр.3. По исходным веществам предложить продукты реакции, расставить коэффициенты. Задание дифференцированное.
Упр.4. Составление уравнений химических реакций (ученики проводят реакцию и записывают ее уравнение). Лабораторная работа. Демонстрационный опыт «Вулкан» — после просмотра реакции отметить признаки и записать химическое уравнение. Техника безопасности! | Самоконт- роль.
Взаимокон- троль(консультанты проверяют и помогают слабым ученикам).
Взаимоконтроль.
Контроль учителя и консультантов.
Контроль учителя.
| 2 мин.
4 мин.
5 мин.
2 мин.
5 мин.
10 мин.
3 мин.
1 мин.
|
Подведение итогов урока, выводы, оценивание. | Сегодня на уроке мы закрепляли основополагающее умение в химии – умение составлять химические уравнения. Урок показал, что определенные успехи у вас в этом деле есть, но предстоит еще работа в этом направлении. Следующей нашей темой будет изучение свойств основных классов неорганических соединений, где мы будем еще много работать с уравнениями. А теперь по листам оценивания выставите себе отметки. |
| 2 мин. |
Домашнее задание. | Повт.§29-32, печатная тетр. стр.111-112, задание №1(1 и 2 уровень+ 3 для сильных), загадки по желанию. |
| 1 мин.
|
Рефлексия. | А теперь оцените, в полную силу вы работали и довольны ли вы своим результатом. Если да, поднимите красную карточку, если нет – зеленую. |
| 1 мин. |
значительно повышает активность учащихся. Каждый ученик получает возможность говорить, отвечать, объяснять, подсказывать, доказывать, проверять, оценивать, обсуждать, корректировать ошибки в момент их возникновения, задавать вопросы, отвечать на вопросы и т. д. Взаимоконтроль и взаимопомощь способствуют воспитанию нравственных качеств личности, а это формирует духовное здоровье.
Дифференцированное домашнее задание.
Вообще тема «Составление химических уравнений» одна из самых сложных тем курса химии и одна из основополагающих, потому что химия – это уравнения. Учащиеся с трудом понимают эту тему, поэтому для достижения положительного результата нужно как можно больше выполнять упражнений, причем самостоятельно, а не списывая с доски. Поэтому я и провожу такой урок-упражнение. Причем упражнения я предлагаю в порядке возрастания сложности, сложность увеличиваю пошагово, маленькими дозами и постоянно контролирую выполнение работы, оказываю помощь. При работе в парах помощь оказывают еще и консультанты. При такой организации достигает успеха каждый ученик.