Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа» Бакчарского района Томской области
Конспект урока по химии в 8 классе
Первоначальные химические понятия
Подготовила учитель химии
высшей категории
Дьяченко Людмила Александровна
с. Парбиг
2012 год.
Тема урока: Первоначальные химические понятия.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Форма урока: урок – игра.
Цель урока: закрепить и обобщить материал изученной темы, приготовиться к контрольной работе.
Задачи урока.
Образовательные: обобщить знания о физических и химических явлениях, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах; закрепить понятия “простое” и “сложное вещество”, автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам и составлять формулы по валентности, закрепить умения составлять химические уравнения и производить по ним расчёты, определять тип химической реакции.
Развивающие: Формировать ключевые компетенции (метапредметные результаты):
а) самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
б) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
в) выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества:
а) воспитывать толерантность в отношениях;
б) прививать навыки ответственности за выполнение коллективной работы.
Оборудование: таблица ПСХЭ, компьютер, проектор, экран.
План проведения урока:
Временная реализация (мин.) | |
1. Организационный момент: объявление темы урока, постановка цели и задач. | 2 |
2. Мотивирование учащихся к работе на уроке. | 2 |
3. Повторение основных понятий темы, формирование навыков применения полученных знаний к решению практических задач. | 33 |
4. Подведение итогов (рефлексия). | 5 |
5. Выставление отметок | 2 |
8. Домашнее задание | 1 |
Ход урока:
Организационный момент: объявление темы урока, постановка цели и задач.
После объявления темы урока учитель привлекает ребят определить цель и задачи урока. (Слайд №2)
Мотивирование учащихся к работе на уроке.
Ребята, сегодня наш урок пройдёт в несколько необычной форме. Это будет урок – игра, название которой вы узнаете, выполнив первое задание. (Слайд № 3)
Задание 1. (проверяется знание понятий «вещество» и «тело»)
Выберите из списка только вещества:
Д – пластмасса
Р – линейка
Г – гвоздь
Е – железо
Т – вода
О – проволока
Е – алюминий
Л – термометр
К – стекло
Ж – монета
Т – медь
С – ваза
И – глина
Х – стакан
В – ртуть
(Детектив) (Слайд №4)
Повторение основных понятий темы, формирование навыков применения полученных знаний к решению практических задач.
Учитель: Сегодня мы с вами будем в роли детективов. Нам предстоит поймать вора, который ограбил ювелирный магазин в городе Х. Украдено кольцо с бриллиантом весом а г из драгоценного металла, порядковый номер которого bс. (Слайд №5)
Выполнив задание 2, мы узнаем вес кольца и металл, из которого оно выполнено.
Задание 2. (Проверяется умение вычислять массовую долю элемента в сложном веществе; массу вещества по его количеству).
Вычислите содержание кислорода (в %) в оксиде магния MgO. (40)
Вместо а вставьте первую цифру полученного ответа.(4)
Вычислите массу 12 моль оксида серы (IV) — SО2. Вместо b вставьте первую цифру ответа, вместо c – последнюю цифру ответа. (78 – платина.)
Задание 3. (Проверяется умение определять валентность по формуле) (Слайд № 6)
Кольцо очень дорогое. Его стоимость (в тыс.рублей) мы узнаем, расположив по порядку валентности азота в следующих оксидах: N2O5, N2O, NO (512)
Выполнив задание 4, мы узнаем, в каком городе произошла кража. (Слайд № 7)
Задание 4. (Проверяется умение составлять химические уравнения и производить по ним расчёты)
Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции. Полученная сумма коэффициентов, будет соответствовать городу Х:
Mg + O2 = MgO
Москва – 4
С.-Петербург – 5
Одесса – 6
Учитель: в ГУВД г. Санкт-Петербурга поступил звонок от администратора гостиницы У о том, что в номере Z поселился подозрительный гражданин. (Слайд № 8)
Выполнив задание 5, мы узнаем название гостиницы и номер, в котором поселился вор.
Задание 5. А) Выберите лишнее, это и будет название гостиницы:
Na – «Адмиралтейская»
CO2 – «Астория»
S – «Россия»
Б). Рассчитайте массу кислорода, необходимую для получения 48 г оксида серы (IV). (24)
S + O2 = SO2
Полученный ответ – это номер, в котором поселился преступник.
Физкультминутка. «Руки вверх». (Проверяется знание понятий «физические и химические явления»).
Учащиеся встают рядом с рабочими столами.
Учитель называет физические явления – учащиеся поднимают руки вверх; химические – руки вниз.
Кипение воды, ржавление железа, таяние льда, скисание молока, горение бензина, плавление алюминия, подгорание пищи, образование инея, почернение серебра, плавление стекла, горение свечи.
Учитель: Теперь мы знаем, где в данный момент находится вор. Выполнив следующие задания, мы сможем составить фоторобот преступника. (Работа в группах.)
Задание 6. (проверяются навыки вычисления Mr и массы смеси по массовой доле одного из её компонентов)
Ребята получают карточки с заданиями. (Слайд № 9)
1). Рассчитайте молекулярную массу следующих веществ:
1-й ряд: 2-й ряд: 3-й ряд:
1) Fe3O4 – 232 1) H2SiO3 – 78 1) KMnO4 – 158
2) CO2 – 44 2) NaOH – 40 2) H2SO4 – 98
3) HNO3 – 63 3) Na2SO4 – 142 3) K2CO3 – 138
4) Cu2O – 144 4) CuO – 80 4) P2O5 – 142
5) H2SO3 – 82 5) CuCl2 – 135 5) LiOH – 24
565 + 475 + 560 = 1600
Вычислив сумму масс, вы узнаете рост преступника в мм. (Сумма масс = 1600, т.е. рост преступника 1м 60см)
Задание 7. (проверяются навыки вычисления массы смеси по массовой доле одного из её компонентов) (Слайд № 10)
Известно, что содержание кальция в организме преступника составляет 0,96 кг, что составляет 1,5% от всей массы его тела. Вычислите массу преступника. (64 кг)
Задание 8. Сумма всех валентностей даст его точный возраст. (35) (Проверяется умение определять валентность по формуле) (Слайд № 11)
Fe2O3, N2O5, CaO, Cl2O7, SO2, NH3
Задание 9. Выполнив верно тестовое задание, вы составите фоторобот преступника. (Проверяется умение составлять формулы по валентностям элементов).
Форма лица. (Слайд № 12)
Продуктом реакции Al + O2 = ? будет:
а) AlO3 – овальное;
b) Al2O – квадратное;
c) Al2O3 – круглое;
d) Al2O5 – вытянутое.
Цвет глаз. (Проверяется знание типов химических реакций) (Слайд № 13)
Выберите реакцию замещения:
а) N2 + 3Н2 = 2NH3 зеленые
b) 2Al + 6HCl = 2АlCl3 + 3H2↑ карие
c) C2H6 = 2C + 3H2↑ синие d) NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl серые
Брови. (Слайд № 14)
Выберите реакцию обмена:
а) 4P +3O2 2P2O3 чёрные дугой
b) HCl + KOH = KCl + H2O чёрные прямые
c) 2Ag2O = 4Ag + O2 чёрные домиком
Волосы. (Проверяется знание понятия «сложное вещество»). (Слайд № 15)
Заполните пропуски в тексте соответствующими словами:
Вода – … …, потому что состоит из разных … …, а именно из водорода и кислорода.
а) “простое вещество” и “простых веществ” – черные прямые
b) “простое вещество” и “химических элементов” – русые
c) “сложное вещество” и “простых веществ” – седые
d) “сложное вещество” и “химических элементов” – каштановые кудрявые
Форма носа. (Слайд № 16)
Выберите реакцию соединения:
а) 2P + 3Cl2 = 2PCl3 прямой длинный
b 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑ с горбинкой
c) 2CH4 = C2H2 + 3H2↑ картошкой
d) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ курносый
Губы. (Слайд № 17)
Выберите реакцию разложения:
а) 2Pb + O2 = 2PbO тонкие
b) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe толстые
с) 2SO2 + O2 2SO3 бантиком d) 2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O уголки опущены вниз
Уши. (Слайд №18)
Выберите лишнее:
СuO – маленькие
SO3 – большие
Na2O – средние
HCl — оттопыренные
Особые приметы. (Проверяется знание понятия «простое вещество»). (Слайд № 19)
К простым веществам относится:
а) оксид ртути шрам на лице
b) медь черные усы
c) сульфид железа борода
d) хлорид натрия родинка на подбородке
Итак, с ролью детективов мы справились, фоторобот преступника нам удалось составить (на экране появляется рисунок человека с признаками, которые удалось установить в ходе расследования). (Слайд № 20). Зная его местонахождение, полиция без труда может вернуть похищенную ценность. Но я думаю, ребята, что не меньшую ценность мы сегодня приобрели на уроке – это знания и опыт, которые пригодятся вам не только для выполнения контрольной работы, но и для решения других практически важных задач.
Подведение итогов (рефлексия).
— Ребята, оцените свою работу на уроке: удалось ли нам выполнить все поставленные задачи?
— Достигли мы цели, поставленной в начале урока?
— А теперь назовём тех, кто работал на уроке очень активно и заслужил отметку «5», кто допустил незначительные ошибки и заслужил отметку «4», кто заработал «3» (ребята называют, учитель высказывает своё мнение), высказывается пожелание тем, кто был пассивен на уроке.
Задание на дом. (Слайд № 21)
Повторить § 12,16,17, приготовиться к контрольной работе.
Использованная литература: (Слайд № 23)
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс М., «Просвещение» 2008 г.
Р.П.Суровцева, С.В.Софронов Задания для самостоятельной работы по химии М., «Просвещение» 1993 г.
Интернет-источники:
http://festival.1september.ru/articles/575748/
http://tv.akado.ru/programs/sledstvie_vedyt_kolobki.html (картинки для презентации)
http://www.diams.ru/ceni—na—brillianti—v—Rossii# (картинки для презентации)