Конспект урока по химии в 8 классе «Первоначальные химические понятия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа» Бакчарского района Томской области











Конспект урока по химии в 8 классе

Первоначальные химические понятия













Подготовила учитель химии

высшей категории

Дьяченко Людмила Александровна

















с. Парбиг

2012 год.

Тема урока: Первоначальные химические понятия.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Форма урока: урок – игра.

Цель урока: закрепить и обобщить материал изученной темы, приготовиться к контрольной работе.

Задачи урока.

Образовательные: обобщить знания о физических и химических явлениях, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах; закрепить понятия “простое” и “сложное вещество”, автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам и составлять формулы по валентности, закрепить умения составлять химические уравнения и производить по ним расчёты, определять тип химической реакции.

Развивающие: Формировать ключевые компетенции (метапредметные результаты):

а) самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

б) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

в) выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества:

а) воспитывать толерантность в отношениях;

б) прививать навыки ответственности за выполнение коллективной работы.

Оборудование: таблица ПСХЭ, компьютер, проектор, экран.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация (мин.)

1. Организационный момент: объявление темы урока, постановка цели и задач.



2

2. Мотивирование учащихся к работе на уроке.

2

3. Повторение основных понятий темы, формирование навыков применения полученных знаний к решению практических задач.

33

4. Подведение итогов (рефлексия).

5

5. Выставление отметок

2

8. Домашнее задание

1

Ход урока:


  1. Организационный момент: объявление темы урока, постановка цели и задач.

После объявления темы урока учитель привлекает ребят определить цель и задачи урока. (Слайд №2)

  1. Мотивирование учащихся к работе на уроке.

Ребята, сегодня наш урок пройдёт в несколько необычной форме. Это будет урок – игра, название которой вы узнаете, выполнив первое задание. (Слайд № 3)

Задание 1. (проверяется знание понятий «вещество» и «тело»)


Выберите из списка только вещества:

Д – пластмасса

Р – линейка

Г – гвоздь

Е – железо

Т – вода

О – проволока

Е – алюминий

Л – термометр

К – стекло

Ж – монета

Т – медь

С – ваза

И – глина

Х – стакан

В – ртуть

(Детектив) (Слайд №4)

  1. Повторение основных понятий темы, формирование навыков применения полученных знаний к решению практических задач.


Учитель: Сегодня мы с вами будем в роли детективов. Нам предстоит поймать вора, который ограбил ювелирный магазин в городе Х. Украдено кольцо с бриллиантом весом а г из драгоценного металла, порядковый номер которого bс. (Слайд №5)

Выполнив задание 2, мы узнаем вес кольца и металл, из которого оно выполнено.

Задание 2. (Проверяется умение вычислять массовую долю элемента в сложном веществе; массу вещества по его количеству).

  1. Вычислите содержание кислорода (в %) в оксиде магния MgO. (40)

Вместо а вставьте первую цифру полученного ответа.(4)

  1. Вычислите массу 12 моль оксида серы (IV) — SО2. Вместо b вставьте первую цифру ответа, вместо c – последнюю цифру ответа. (78 – платина.)


Задание 3. (Проверяется умение определять валентность по формуле) (Слайд № 6)

Кольцо очень дорогое. Его стоимость (в тыс.рублей) мы узнаем, расположив по порядку валентности азота в следующих оксидах: N2O5, N2O, NO (512)


Выполнив задание 4, мы узнаем, в каком городе произошла кража. (Слайд № 7)

Задание 4. (Проверяется умение составлять химические уравнения и производить по ним расчёты)

Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции. Полученная сумма коэффициентов, будет соответствовать городу Х:

Mg + O2 = MgO

Москва – 4

С.-Петербург – 5

Одесса – 6

Учитель: в ГУВД г. Санкт-Петербурга поступил звонок от администратора гостиницы У о том, что в номере Z поселился подозрительный гражданин. (Слайд № 8)

Выполнив задание 5, мы узнаем название гостиницы и номер, в котором поселился вор.

Задание 5. А) Выберите лишнее, это и будет название гостиницы:

Na – «Адмиралтейская»

CO2 – «Астория»

S – «Россия»

Б). Рассчитайте массу кислорода, необходимую для получения 48 г оксида серы (IV). (24)

S + O2 = SO2

Полученный ответ – это номер, в котором поселился преступник.

Физкультминутка. «Руки вверх». (Проверяется знание понятий «физические и химические явления»).

Учащиеся встают рядом с рабочими столами.

Учитель называет физические явления – учащиеся поднимают руки вверх; химические – руки вниз.

Кипение воды, ржавление железа, таяние льда, скисание молока, горение бензина, плавление алюминия, подгорание пищи, образование инея, почернение серебра, плавление стекла, горение свечи.

Учитель: Теперь мы знаем, где в данный момент находится вор. Выполнив следующие задания, мы сможем составить фоторобот преступника. (Работа в группах.)

Задание 6. (проверяются навыки вычисления Mr и массы смеси по массовой доле одного из её компонентов)

Ребята получают карточки с заданиями. (Слайд № 9)

1). Рассчитайте молекулярную массу следующих веществ:

1-й ряд: 2-й ряд: 3-й ряд:

1) Fe3O4 – 232 1) H2SiO3 – 78 1) KMnO4 – 158

2) CO2 – 44 2) NaOH – 40 2) H2SO4 – 98

3) HNO3 – 63 3) Na2SO4 – 142 3) K2CO3 – 138

4) Cu2O – 144 4) CuO – 80 4) P2O5 – 142

5) H2SO3 – 82 5) CuCl2 – 135 5) LiOH – 24

565 + 475 + 560 = 1600

Вычислив сумму масс, вы узнаете рост преступника в мм. (Сумма масс = 1600, т.е. рост преступника 1м 60см)

Задание 7. (проверяются навыки вычисления массы смеси по массовой доле одного из её компонентов) (Слайд № 10)

Известно, что содержание кальция в организме преступника составляет 0,96 кг, что составляет 1,5% от всей массы его тела. Вычислите массу преступника. (64 кг)

Задание 8. Сумма всех валентностей даст его точный возраст. (35) (Проверяется умение определять валентность по формуле) (Слайд № 11)

Fe2O3, N2O5, CaO, Cl2O7, SO2, NH3

Задание 9. Выполнив верно тестовое задание, вы составите фоторобот преступника. (Проверяется умение составлять формулы по валентностям элементов).

Форма лица. (Слайд № 12)

Продуктом реакции Al + O2 = ? будет:

а) AlO3 – овальное;

b) Al2O – квадратное;

c) Al2O3 – круглое;

d) Al2O5 – вытянутое.

Цвет глаз. (Проверяется знание типов химических реакций) (Слайд № 13)

Выберите реакцию замещения:

а) N2 + 3Н2 = 2NH3 зеленые

b) 2Al + 6HCl = 2АlCl3 + 3H2↑ карие

c) C2H6 = 2C + 3H2↑ синие d) NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl серые



Брови. (Слайд № 14)

Выберите реакцию обмена:

а) 4P +3O2 2P2O3 чёрные дугой

b) HCl + KOH = KCl + H2O чёрные прямые

c) 2Ag2O = 4Ag + O2 чёрные домиком

Волосы. (Проверяется знание понятия «сложное вещество»). (Слайд № 15)

Заполните пропуски в тексте соответствующими словами:

Вода – … …, потому что состоит из разных … …, а именно из водорода и кислорода.

а) “простое вещество” и “простых веществ” – черные прямые

b) “простое вещество” и “химических элементов” – русые

c) “сложное вещество” и “простых веществ” – седые

d) “сложное вещество” и “химических элементов” – каштановые кудрявые

Форма носа. (Слайд № 16)

Выберите реакцию соединения:

а) 2P + 3Cl2 = 2PCl3 прямой длинный

b 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑ с горбинкой

c) 2CH4 = C2H2 + 3H2↑ картошкой

d) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ курносый

Губы. (Слайд № 17)

Выберите реакцию разложения:

а) 2Pb + O2 = 2PbO тонкие

b) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe толстые

с) 2SO2 + O2 2SO3 бантиком d) 2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O уголки опущены вниз



Уши. (Слайд №18)

Выберите лишнее:

СuO – маленькие

SO3 – большие

Na2O – средние

HCl — оттопыренные

Особые приметы. (Проверяется знание понятия «простое вещество»). (Слайд № 19)

К простым веществам относится:

а) оксид ртути шрам на лице

b) медь черные усы

c) сульфид железа борода

d) хлорид натрия родинка на подбородке

Итак, с ролью детективов мы справились, фоторобот преступника нам удалось составить (на экране появляется рисунок человека с признаками, которые удалось установить в ходе расследования). (Слайд № 20). Зная его местонахождение, полиция без труда может вернуть похищенную ценность. Но я думаю, ребята, что не меньшую ценность мы сегодня приобрели на уроке – это знания и опыт, которые пригодятся вам не только для выполнения контрольной работы, но и для решения других практически важных задач.

Подведение итогов (рефлексия).

— Ребята, оцените свою работу на уроке: удалось ли нам выполнить все поставленные задачи?

— Достигли мы цели, поставленной в начале урока?

— А теперь назовём тех, кто работал на уроке очень активно и заслужил отметку «5», кто допустил незначительные ошибки и заслужил отметку «4», кто заработал «3» (ребята называют, учитель высказывает своё мнение), высказывается пожелание тем, кто был пассивен на уроке.

Задание на дом. (Слайд № 21)

Повторить § 12,16,17, приготовиться к контрольной работе.



Использованная литература: (Слайд № 23)

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс М., «Просвещение» 2008 г.

Р.П.Суровцева, С.В.Софронов Задания для самостоятельной работы по химии М., «Просвещение» 1993 г.

Интернет-источники:

http://festival.1september.ru/articles/575748/

http://tv.akado.ru/programs/sledstvie_vedyt_kolobki.html (картинки для презентации)

http://www.diams.ru/ceninabrilliantivRossii# (картинки для презентации)



Свежие документы:  Урок самостоятельной работы "СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: