Конспект урока по химии в 9 классе тема урока «Азот»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»









Конспект урока по химии в 9 классе

тема урока » Азот»










Валеева Елена Николаевна,

учитель химии МБОУ «Гимназия №32»

г. Нижнекамск Республика Татарстан


























2015

Цель урока: изучить строение атома азота, его окислительно-восстановительные свойства.

Задачи:

Обучающие.

Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС.

Изучить физические и химические свойства.

Развивающие.

Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитывающие.

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: наглядные, частично-поисковые.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

периодическая система Д. И. Менделеева,


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы поговорим об элементе – загадке, противоречивость которого начинается уже с названия. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ, испорченный воздух и др. Однако благодаря наличию этого газа в атмосфере стала возможна жизнь на земле. Мы с вами будем говорить о первом химическом элементе 5 группы главной подгруппы.

Как вы считаете, о каком химическом элементе идет речь?

Предполагаемые ответы учащихся

Азот.



Правильно, тема сегодняшнего урока. Азот.



  1. Изучение нового материала

Азот – основная часть воздуха. Но что мы знаем о воздухе? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение — основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или — , если вы не согласны с утверждением. Структура Эй ар гайд

до

утверждения

после


Воздух – смесь газов.



Основная часть воздуха – кислород.



В воздухе содержится космическая пыль.



Воздух содержит 78% азота по объему.



Воздух в атмосфере распределен равномерно.



Давайте посмотрим видеофрагмент о воздухе.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или — , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?


Характеристика химического элемента по положению в ПС:

Структура Раунд тэйбл

  1. Азот — элемент …… группы, …………… подгруппы.

  2. Заряд ядра атома азота равен ………..

  3. В ядре атома азота ………… протонов.

  4. В ядре атома азота ……… нейтронов.

  5. В атоме азота ………..электронов.

  6. Атом азота имеет ………… энергетических уровня.

  7. На внешнем уровне в атоме …………… электронов.

  8. Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна ……………….

  9. Минимальная степень окисления атома в соединениях равна ……………..

Предполагаемые ответы учащихся

  1. Азот — элемент V группы, главной подгруппы.

  2. Заряд ядра атома азота равен +7

  3. В ядре атома азота 7 протонов.

  4. В ядре атома азота 7 нейтронов.

  5. В атоме азота 7 электронов.

  6. Атом азота имеет 2 энергетических уровня.

  7. На внешнем уровне в атоме 5 электронов.

  8. Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна +5

  9. Минимальная степень окисления атома в соединениях равна -3 .


Строение молекулы

Молекула азота имеет тройную связь.

N º N

Связь: ковалентная неполярная, тройная, прочная.

Молекула: устойчивая, с низкой реакционной способностью.


Задание:

Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладает атом азота? Ответ поясните на основе строения атома.

Структура Таймд пэа шэа

Предполагаемые ответы учащихся

Азот может обладать окислительными и восстановительными свойствами, т.к. может как принимать электроны на последний энергетический уровень до его полного завершения, так и отдавать электроны с последнего энергетического уровня.


Химические свойства

  • свойства атома азота (азот – восстановитель)


  • свойства атома азота (азот – окислитель)

На основе строения атома мы еще раз доказали, что азот может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.


Задание:

Допишите самостоятельно уравнения реакций. Подпишите какими свойствами обладает азот.

Структура Клок баддис

Встретьтесь со партнером на 3 часа. Проверьте первое уравнение реакции. Говорит первым тот учение, который выше. Какими свойствами облабает атом азота в первом уравнении реакции? Свой выбор объясните на основе строения атома азота.


Встретьтесь со партнером на 6 часов. Проверьте второе уравнение реакции. Говорит первым тот учение, который ниже. Какими свойствами облабает атом азота во втором уравнении реакции? Свой выбор объясните на основе строения атома азота.



Задание в группах:

Запишите уравнения реакции явлений в природе. Подчеркните ключевые слова, на которые вы опирались при написании уравнений реакций.

Предполагаемые ответы учащихся

В природе постоянно происходит круговорот азота:

Статистика утверждает, что в атмосфере нашей планеты ежегодно вспыхивают три с лишним миллиарда молний. Мощность отдельных разрядов достигает 200 млн киловатт, а воздух при этом разогревается (локально) до 20 тыс. градусов. При такой чудовищной температуре молекулы кислорода и азота распадаются на атомы, которые, легко реагируя друг с другом, образуют непрочное соединение – оксид азота (II):

N2 + O2 → 2NО.

Благодаря быстрому охлаждению (разряд молнии длится десятитысячную долю секунды) оксид азота (II) не распадается и беспрепятственно окисляется кислородом воздуха до более устойчивого оксида азота (IV):

2NO + О2 → 2NO2.

В присутствии атмосферной влаги и капель дождя (воды) оксид азота (IV) превращается в азотную кислоту и оксид азота (II):

3NO2 + H2O → 2HNO3 + NO.


Закрепление (вставьте пропущенные слова в утверждениях).

Структура Релли тэйбл

  1. Азот – химический элемент ………….. группы ……………… подгруппы

  2. На внешнем энергетическом уровне азота ………….электронов.

  3. В ходе химической реакции азот может являться и ………….., и ……………………

  4. Максимальная степень окисления азота ………………

Заполните пропуски в утверждениях по очереди на одном листе бумаги (работа с партнером по плечу)


Предполагаемые ответы учащихся

  1. Азот – химический элемент пятой группы главной подгруппы

  2. На внешнем энергетическом уровне азота 5 электронов.

  3. В ходе химической реакции азот может являться и окислителем, и восстановителем.

  4. Максимальная степень окисления азота +5


Проверка полученных знаний.

Выберите правильные утверждения, которые можно отнести к азоту

(самостоятельная работа) Структура Сималтиниус раунд тэйбл

1. Азот — газ намного тяжелее воздуха.

2. Молекула азота — двухатомна.

3. В воздухе содержится 78 % азота.

4. Азот — химически активное вещество.

5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.

6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства


Предполагаемые ответы учащихся

1. Азот — газ намного тяжелее воздуха.

2. Молекула азота — двухатомна.

3. В воздухе содержится 78 % азота.

4. Азот — химически активное вещество.

5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.

6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства


Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.

Параграф 24 , задания 1 стр. 146

Для перевозки овощей и фруктов на дальние расстояния используют рефрижераторы, в которых в качестве хладоагента используют жидкий АЗОТ. На каких свойствах это основано?






Список использованной литературы

1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа. 2010

2. С.Ю. Игнатьева Химия. Нетрадиционные уроки. –Волгоград: Учитель, 2003



Интернет-ресурсы

https://school-collection.edu.ru



6


Свежие документы:  Самоанализ учителя математики и информатики

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: